1 июня 2019 года исполняется 88 лет с момента создания в нашей стране военно-транспортной авиации (ВТА). Именно первый день лета традиционно считается датой рождения ВТА. Сегодня военно-транспортная авиация организационно входит в состав Воздушно-космических сил (ВКС) России. За почти 90 лет своего существования отечественная воздушно-транспортная авиация прошла огромный путь развития, а возможности транспортных самолетов за эти годы выросли на порядок.
Сегодня ВТА России в состоянии решать все типы оперативно-тактических, оперативных и стратегических задач, поставленных вышестоящим командованием.
В реалиях сегодняшнего дня военно-транспортная авиация в России развивается по следующим направлениям: проведение десантных воздушных операций, обеспечение развертывания частей и подразделений ВС РФ на разных театрах военных действий, транспортировка по воздуху войск, техники и грузов. Для реализации данных задач российская военно-транспортная авиация должна пополняться современными моделями транспортных самолетов, к которым относят Ил-76МД-90А, Ил-112В и Ан-70. Также реализации стоящих перед ВТА целей способствует работа по модернизации имеющегося самолетного парка, в частности таких машин как Ил-76МД и Ан-124 «Руслан».
По традиции датой возникновения российской военно-транспортной авиации называют 1 июня 1931 года. В этот день в составе Ленинградского военного округа завершился процесс формирования первого специального военно-транспортного подразделения в составе ВВС. Новое подразделение получило название – Опытный воздухо-десантный отряд. Первоначально отряд состоял всего из двух эскадрилий, которые получили очень разные самолеты как по своим размерам, так и по своим возможностям. Одна эскадрилья отряда была вооружена одним из самых массовых бипланов в советской истории, самолетом-разведчиком Р-5. Многоцелевой самолет получил массу военных специальностей, среди которых были почтовые и грузо-пассажирские варианты. Вторая эскадрилья была вооружена тяжелыми бомбардировщиками ТБ-1, созданными Туполевым. Примечательным представляется тот факт, что советский ТБ-1 стал первым в мире цельнометаллическим двухмоторным бомбардировщиком. На вооружении ВВС РККА этот тихоходный гигант оставался до 1936 года, после чего оставшиеся в строю машины были переданы в Аэрофлот, где использовались как минимум до 1945 года уже в роли исключительно грузовых машин.
Несмотря на то, что датой образования воздушно-транспортной авиации считается 1 июня 1931 года, по-настоящему заявила о себе она чуть раньше. 2 августа 1930 года произошло знаменательное для истории российских вооруженных сил событие. В этот день под Воронежем впервые в отечественной истории с борта самолета было выброшено на парашютах полноценное десантное подразделение. Сегодня в Российской Федерации 2 августа отмечается как День воздушно-десантных войск, но представить себе ВДВ без транспортной авиации просто невозможно. Впервые этот симбиоз доказал военным свою эффективность и жизнеспособность именно на учениях ВВС Московского военного округа.
В течение длительного периода времени основной задачей военно-транспортной авиации в Советском Союзе оставалась выброска в тылу противника парашютных десантов. Полноценным дебютом ВТА можно назвать советско-финскую войну 1939-1940 годов, во время которой советские транспортные самолеты активно использовались командованием для переброски по воздуху войск, грузов и эвакуации с фронта раненых. Действия в реальной боевой обстановке были очень важные как для молодых экипажей, так и для советского командования, они давали ценный ни с чем не сравнимый практический опыт использования военно-транспортной авиации.
Большой удачей для советской военно-транспортной авиации в предвоенный период стало появление самолета ПС-84, который в 1942 году обрел новое имя Ли-2. Это был сверхудачный самолет, представляющий собой лицензионную копию американского ближнемагистрального транспортного самолета Douglas DC-3. И в США, и в СССР машина была выпущена огромной серией. Самолет получился настолько удачным, что активно эксплуатировался и несколько десятилетий после завершения Великой Отечественной войны. Изначально самолет закупался Советским Союзом для гражданских пассажирских перевозок. Но война внесла свои коррективы, и ПС-84 превратился в военный Ли-2, который очень любили в войсках. Машина была многогранной и использовалась для транспортировки людей и грузов, проведения десантных операций и доставки помощи партизанским отрядом, а также в качестве ночного бомбардировщика. Ли-2, которых в годы войны было выпущено 1214 штук, стал самым массовым отечественным военно-транспортным самолетом 1940-х годов.
Сегодня мы с вами можем оценить вклад советской военно-транспортной авиации в победу в Великой Отечественной войне. Известно, что советской авиацией за четыре года конфликта было совершено примерно 1,7 миллиона самолетовылетов, из которых более 31 процента относятся к вылетам, направленным на решение транспортно-десантных задач. К этим вылетам в разное время привлекались как соединения тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, так и самолеты, мобилизованные из пассажирской авиации – ПС-40 и ПС-41. Уже в годы войны советские ВВС пополнились транспортными самолетами собственного производства. Машины удалось спроектировать и запустить в серийное производство в самое тяжелое для страны время. Речь идет о специализированных военно-транспортных самолетах Ще-2 и Як-6, которые отличались своей технологичностью и простотой конструкции, что лучше всего соответствовало возможностям и условиям производства предприятиями военного времени, у станков которых часто стояли женщины и дети.
Сегодня ни одну проверку боевой готовности, которые часто проводятся в российских Вооруженных Силах, невозможно представить себе без привлечения военно-транспортных самолетов. Это еще раз свидетельствует о том, что ВТА играет одну из ведущих ролей в ВКС России, представляя собой эффективное средство, позволяющее максимально быстро влиять на военно-политическую обстановку в мире. При любом военном конфликте, особенно на его начальном этапе главная задача военно-транспортной авиации – переброска частей и подразделений вместе с боевой техникой и материальными средствами. Имеющиеся в распоряжении отечественной военно-транспортной авиации самолеты в состоянии преодолевать по воздуху до 8000 километров, отмечает командующий ВТА России генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов. В качестве примера эффективного использования военно-транспортной авиации генерал привел учения «Восток-2018». Во время учений военно-транспортные самолеты совершили больше 100 вылетов, перевезя по воздуху примерно 150 единиц различной военной техники, более 4 тысяч солдат и более 1,3 тысяч тонн разных грузов.
За подготовку кадров для отечественной военно-транспортной авиации отвечает высшее военное учебное заведение, расположенное в Воронеже. Речь идее об учебно-научном центре ВВС «Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина». Дополнительно за подготовку и переучивание летчиков военно-транспортной авиации, повышение их квалификации отвечает Центр боевого применения и переучивания летного состава, расположенный в городе Иваново. Центр располагает современным набором оборудования и необходимой материальной базой, а также крепким преподавательским составом. На курсах в Иваново проходят обучения не только люди, которые садятся за штурвалы многотонных машин, но и представители инженерно-технического состава. Подготовка и переобучение ведется и на самые современные отечественные транспортные машины, среди которых Ил-76МД-90А и модернизированный самолет Ил-76МД-М.
Процесс обучения и подготовки экипажей военно-транспортной авиации ведется с учетом отработки приоритетных задач, среди которых выделяют взлеты и посадки с грунтовых ВПП, а также заснеженных и ледовых полос; полеты с максимально возможной разницей высот (набор высоты и снижение); отработка бомбометаний. Главными мероприятиями, в которых примут участие самолеты и экипажи российской военно-транспортной авиации в 2019 году, станут масштабные учения «Центр-2019», а также показное полковое тактическое учение ВДВ. К проведению двух перечисленных учебно-тренировочных мероприятий командование ВТА планирует привлечь значительное число самолетов и экипажей, в том числе молодых.
По заверениям генерал-лейтенанта Владимира Бенедиктова, российская военно-транспортная авиация эксплуатирует сегодня 13 типов летательных аппаратов, которые были спроектированы инженерами конструкторских бюро «Туполева», «Антонова», «Илюшина» и «Миля». Сегодня основную часть парка российской ВТА представляют транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-124-100 «Руслан» и Ан-22А «Антей». Военно-транспортные самолеты Ан-22 «Антей» и Ан-124 «Руслан» можно отнести к стратегическим (дальним тяжелым) машинам, а Ил-76МД и его модификации – к оперативно-стратегическим (тяжелым) самолетам.
Военно-транспортная авиация развивается сегодня по комплексной программе, которая предполагает поставку в войска новой самолетной и вертолетной техники и обновление имеющегося парка. В настоящее время в России уже спланированы и ведутся ОКР по созданию и модернизации транспортников Ил-76МД-90А и Ил-76МД-М, разработке военно-транспортных самолетов среднего и легкого классов. К перспективным отечественным военно-транспортным самолетам легкого класса относят Ил-112В, который совершил свой первый полет 30 марта 2019 года. По планам Ил-112В создается, как замена транспортникам Ан-24 и Ан-26 еще советского производства.
В реалиях сегодняшнего дня военно-транспортная авиация в России развивается по следующим направлениям: проведение десантных воздушных операций, обеспечение развертывания частей и подразделений ВС РФ на разных театрах военных действий, транспортировка по воздуху войск, техники и грузов. Для реализации данных задач российская военно-транспортная авиация должна пополняться современными моделями транспортных самолетов, к которым относят Ил-76МД-90А, Ил-112В и Ан-70. Также реализации стоящих перед ВТА целей способствует работа по модернизации имеющегося самолетного парка, в частности таких машин как Ил-76МД и Ан-124 «Руслан».
Возникновение отечественной военно-транспортной авиации
По традиции датой возникновения российской военно-транспортной авиации называют 1 июня 1931 года. В этот день в составе Ленинградского военного округа завершился процесс формирования первого специального военно-транспортного подразделения в составе ВВС. Новое подразделение получило название – Опытный воздухо-десантный отряд. Первоначально отряд состоял всего из двух эскадрилий, которые получили очень разные самолеты как по своим размерам, так и по своим возможностям. Одна эскадрилья отряда была вооружена одним из самых массовых бипланов в советской истории, самолетом-разведчиком Р-5. Многоцелевой самолет получил массу военных специальностей, среди которых были почтовые и грузо-пассажирские варианты. Вторая эскадрилья была вооружена тяжелыми бомбардировщиками ТБ-1, созданными Туполевым. Примечательным представляется тот факт, что советский ТБ-1 стал первым в мире цельнометаллическим двухмоторным бомбардировщиком. На вооружении ВВС РККА этот тихоходный гигант оставался до 1936 года, после чего оставшиеся в строю машины были переданы в Аэрофлот, где использовались как минимум до 1945 года уже в роли исключительно грузовых машин.
Несмотря на то, что датой образования воздушно-транспортной авиации считается 1 июня 1931 года, по-настоящему заявила о себе она чуть раньше. 2 августа 1930 года произошло знаменательное для истории российских вооруженных сил событие. В этот день под Воронежем впервые в отечественной истории с борта самолета было выброшено на парашютах полноценное десантное подразделение. Сегодня в Российской Федерации 2 августа отмечается как День воздушно-десантных войск, но представить себе ВДВ без транспортной авиации просто невозможно. Впервые этот симбиоз доказал военным свою эффективность и жизнеспособность именно на учениях ВВС Московского военного округа.
Посадка в самолёт ТБ-3 советской авиадесантной группы, 1942 год
В течение длительного периода времени основной задачей военно-транспортной авиации в Советском Союзе оставалась выброска в тылу противника парашютных десантов. Полноценным дебютом ВТА можно назвать советско-финскую войну 1939-1940 годов, во время которой советские транспортные самолеты активно использовались командованием для переброски по воздуху войск, грузов и эвакуации с фронта раненых. Действия в реальной боевой обстановке были очень важные как для молодых экипажей, так и для советского командования, они давали ценный ни с чем не сравнимый практический опыт использования военно-транспортной авиации.
Большой удачей для советской военно-транспортной авиации в предвоенный период стало появление самолета ПС-84, который в 1942 году обрел новое имя Ли-2. Это был сверхудачный самолет, представляющий собой лицензионную копию американского ближнемагистрального транспортного самолета Douglas DC-3. И в США, и в СССР машина была выпущена огромной серией. Самолет получился настолько удачным, что активно эксплуатировался и несколько десятилетий после завершения Великой Отечественной войны. Изначально самолет закупался Советским Союзом для гражданских пассажирских перевозок. Но война внесла свои коррективы, и ПС-84 превратился в военный Ли-2, который очень любили в войсках. Машина была многогранной и использовалась для транспортировки людей и грузов, проведения десантных операций и доставки помощи партизанским отрядом, а также в качестве ночного бомбардировщика. Ли-2, которых в годы войны было выпущено 1214 штук, стал самым массовым отечественным военно-транспортным самолетом 1940-х годов.
Ли-2
Сегодня мы с вами можем оценить вклад советской военно-транспортной авиации в победу в Великой Отечественной войне. Известно, что советской авиацией за четыре года конфликта было совершено примерно 1,7 миллиона самолетовылетов, из которых более 31 процента относятся к вылетам, направленным на решение транспортно-десантных задач. К этим вылетам в разное время привлекались как соединения тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, так и самолеты, мобилизованные из пассажирской авиации – ПС-40 и ПС-41. Уже в годы войны советские ВВС пополнились транспортными самолетами собственного производства. Машины удалось спроектировать и запустить в серийное производство в самое тяжелое для страны время. Речь идет о специализированных военно-транспортных самолетах Ще-2 и Як-6, которые отличались своей технологичностью и простотой конструкции, что лучше всего соответствовало возможностям и условиям производства предприятиями военного времени, у станков которых часто стояли женщины и дети.
Действия военно-транспортной авиации в наши дни
Сегодня ни одну проверку боевой готовности, которые часто проводятся в российских Вооруженных Силах, невозможно представить себе без привлечения военно-транспортных самолетов. Это еще раз свидетельствует о том, что ВТА играет одну из ведущих ролей в ВКС России, представляя собой эффективное средство, позволяющее максимально быстро влиять на военно-политическую обстановку в мире. При любом военном конфликте, особенно на его начальном этапе главная задача военно-транспортной авиации – переброска частей и подразделений вместе с боевой техникой и материальными средствами. Имеющиеся в распоряжении отечественной военно-транспортной авиации самолеты в состоянии преодолевать по воздуху до 8000 километров, отмечает командующий ВТА России генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов. В качестве примера эффективного использования военно-транспортной авиации генерал привел учения «Восток-2018». Во время учений военно-транспортные самолеты совершили больше 100 вылетов, перевезя по воздуху примерно 150 единиц различной военной техники, более 4 тысяч солдат и более 1,3 тысяч тонн разных грузов.
За подготовку кадров для отечественной военно-транспортной авиации отвечает высшее военное учебное заведение, расположенное в Воронеже. Речь идее об учебно-научном центре ВВС «Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина». Дополнительно за подготовку и переучивание летчиков военно-транспортной авиации, повышение их квалификации отвечает Центр боевого применения и переучивания летного состава, расположенный в городе Иваново. Центр располагает современным набором оборудования и необходимой материальной базой, а также крепким преподавательским составом. На курсах в Иваново проходят обучения не только люди, которые садятся за штурвалы многотонных машин, но и представители инженерно-технического состава. Подготовка и переобучение ведется и на самые современные отечественные транспортные машины, среди которых Ил-76МД-90А и модернизированный самолет Ил-76МД-М.
Ил-76МД-90А
Процесс обучения и подготовки экипажей военно-транспортной авиации ведется с учетом отработки приоритетных задач, среди которых выделяют взлеты и посадки с грунтовых ВПП, а также заснеженных и ледовых полос; полеты с максимально возможной разницей высот (набор высоты и снижение); отработка бомбометаний. Главными мероприятиями, в которых примут участие самолеты и экипажи российской военно-транспортной авиации в 2019 году, станут масштабные учения «Центр-2019», а также показное полковое тактическое учение ВДВ. К проведению двух перечисленных учебно-тренировочных мероприятий командование ВТА планирует привлечь значительное число самолетов и экипажей, в том числе молодых.
По заверениям генерал-лейтенанта Владимира Бенедиктова, российская военно-транспортная авиация эксплуатирует сегодня 13 типов летательных аппаратов, которые были спроектированы инженерами конструкторских бюро «Туполева», «Антонова», «Илюшина» и «Миля». Сегодня основную часть парка российской ВТА представляют транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-124-100 «Руслан» и Ан-22А «Антей». Военно-транспортные самолеты Ан-22 «Антей» и Ан-124 «Руслан» можно отнести к стратегическим (дальним тяжелым) машинам, а Ил-76МД и его модификации – к оперативно-стратегическим (тяжелым) самолетам.
Ил-112В
Военно-транспортная авиация развивается сегодня по комплексной программе, которая предполагает поставку в войска новой самолетной и вертолетной техники и обновление имеющегося парка. В настоящее время в России уже спланированы и ведутся ОКР по созданию и модернизации транспортников Ил-76МД-90А и Ил-76МД-М, разработке военно-транспортных самолетов среднего и легкого классов. К перспективным отечественным военно-транспортным самолетам легкого класса относят Ил-112В, который совершил свой первый полет 30 марта 2019 года. По планам Ил-112В создается, как замена транспортникам Ан-24 и Ан-26 еще советского производства.
- Автор:
- Юферев Сергей
Свежие комментарии