На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

Пролог Брусиловского прорыва

Сто лет назад, 17 (30) марта 1916 года завершилась Нарочская операция

К началу кампании 1916 года Ставкой был выработан план операции Северного и Западного фронтов в районе город Двинск – озеро Нарочь – озеро Вишневское с целью отсечь виленскую группировку немцев от Ковно и от переправ через Неман. В основе лежала идея стратегического прорыва: выйти на Вильно, овладеть Ковно, отрезав германские войска у Риги и Двинска, и продвинуться к границе Восточной Пруссии. Это была поистине грандиозная задача – в случае успеха мы отвоевывали одним ударом почти половину потерянной в 1915-м территории. Но катастрофическое положение союзников под Верденом заставило перейти в наступление раньше и провести 5–17 марта Нарочскую операцию. Принято считать, что она была крайне неудачным боевым событием 1916 года – бесполезным и кровавым. Но несмотря на все неблагоприятные обстоятельства, стратегически и оперативно операция была оправданна.

Россия реализовывала принципы коалиционной войны. В течение недели Нарочского наступления прекратились немецкие атаки на Верден. Русские войска Северного и Западного фронтов сковали значительную часть группировки германских (свыше 500 тысяч человек). И те не смогли выделить для Вердена в этот важнейший этап операции ни одного соединения. Германское командование было вынуждено, хоть и временно, перейти на французском фронте к обороне.

Пролог Брусиловского прорыва
Фото: google.com

Сосредоточение резервов противника в полосе русской активности севернее линии припятских болот способствовало успеху весенне-летней операции Юго-Западного фронта, так называемого Брусиловского прорыва. Э. Людендорф писал, что «с 18 по 31 марта (новый стиль. –А. О.) положение 10-й армии было критическим… 21 марта русские одержали в озерной теснине успех, который для нас был очень болезненным, западнее Постав их атака была лишь с трудом отражена… Всеми овладело напряженное беспокойство… Положение армейской группы Шольца и 8-й армии было не менее тяжелым».

Хотя позиционная война установилась на русском фронте на год позже, чем на французском, и наша армия лишь училась этому искусству, тактические результаты были не хуже, чем у союзников. Русская ударная группировка (2-я армия и часть сил 5-й армии) включала в свой состав (вместе с резервами и 14-м корпусом 1-й армии) 12 корпусов – до 460 тысяч человек. Но на десять армейских корпусов имелось лишь около тысячи легких и 150 тяжелых (до 152-мм) орудий. Таким образом, на тысячу штыков приходилось не более 2,5 орудия. Что же касается плотности артиллерии на направлении главного удара, то она насчитывала 12–18, только на отдельных участках до 35 орудий разных калибров на километр фронта – значительно меньше норм, которые к тому времени были достигнуты на англо-французском фронте (до 100 орудий на километр).

Противостояли русским войскам дивизии германских 10-й армии, армейской группы генерала артиллерии Ф. фон Шольца и 8-й армии, занимавшие глубоко эшелонированные позиции. Одна лишь 10-я армия насчитывала 175 тысяч солдат и офицеров.

Таким образом, соотношение сил 3 к 1, необходимое в данном случае, отсутствовало.

Кроме того, наступление проводилось в условиях весенней распутицы и глубокоэшелонированной обороны противника. Командующий германским Восточным фронтом П. Гинденбург писал о русском наступлении: «Каждый, кто был знаком с обстановкой, в которой оно осуществлялось, должен был изумляться, как можно было начинать такие действия в такое время года, когда вследствие таяния снега исполнение с каждым днем становится все труднее и когда оттепель обратила поля сражений в бездонные болота».

Несмотря на это, в ходе отражения русского наступления в районе озера Нарочь немцы потеряли до 40 тысяч человек только в боевом составе войск, противостоящих русской 2-й армии, в том числе 1500 пленных у Постав и озера Нарочь (20 офицеров и 1435 нижних чинов). Трофеями русских войск стали гаубица, 18 пулеметов, 36 минометов. Особенно высокие потери противник понес, когда контратаками пытался вернуть утраченные позиции.

Русским войскам наступление стоило 78 тысяч погибших, раненых и обмороженных. Исходя из тяжелейших позиционных условий соотношение потерь атакующего и обороняющегося следует признать нормальным.

Главный тактический успех был достигнут на участке войск Петра Балуева (35, 5, 36, 3-й сибирский армейские корпуса, Уральская казачья дивизия), наступавших между озерами Нарочь и Вишневское. Организация управления артиллерией в этой группе отличалась гибкостью в смысле поддержки наступающей пехоты, корпусам было предоставлено право развивать инициативу. В боях с 5 по 8 марта войска Балуева штурмом взяли сильно укрепленную позицию немцев у озера Нарочь – местечко Поставы, захватив большинство вышеупомянутых трофеев. 10-я пехотная дивизия также имела успех: «…37-й полк прорвал укрепленную полосу противника западнее Колодино и стремительным движением овладел кладбищем… к северо-востоку от г. дв. Стаховцы. На плечах убегающих немцев 37-й полк ворвался во 2-ю линию окопов противника …Обойдя фланг 37-го полка справа, 38-й полк стремительным ударом овладел третьей линией окопов противника… Для развития успеха командиром 5-го корпуса немедленно были двинуты резервы корпуса – 26 и 36-й полки и для преследования отходящего противника назначены две сотни Уральской казачьей дивизии… Противник оказывал незначительное сопротивление; он или был уничтожен в схватках за свои первую и вторую линии, или взят в плен».

Прорыв 8 марта укрепленной полосы противника, морально потрясенного русским успехом, в связи с захватом двух линий позиции и отсутствием у оборонявшихся значительных резервов давал возможность рассчитывать на дальнейшее развитие, но объективные трудности (неподавленная артиллерия противника, тяжелая местность) не позволили преобразовать тактический прорыв в оперативный.

Странно, что операции англичан и французов, отвоевавших несколько сотен метров, характеризуются как большой успех, в то время как аналогичные действия русских войск с продвижением на несколько километров и с меньшими потерями, чем на Западе, считаются тяжким поражением.

Стратегически и тактически Нарочское наступление было эффективно и не более кроваво, чем многие действительно бесполезные операции французского фронта Первой мировой войны. Другое дело, что антироссийские западные пропагандисты и их отечественные последователи попытались обесценить этот успех.

Алексей Олейников,
доктор исторических наук

Опубликовано в выпуске № 12 (627) за 30 марта 2016 года
Подробнее: http://www.vpk-news.ru/articles/29979

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх