В январе 1944 года наступление двух Украинских фронтов на разных участках фронта (1-й Украинский под командованием генерала Николая Фёдоровича Ватутина освобождал Житомир и Бердичев, а 2-й Украинский Ивана Степановича Конева – Кировоград) привело к глубокому прорыву немецких позиций. Между тем немцы продолжали сохранять за собой значительный Корсунь-Шевченковский участок обороны между двумя фронтами. Он глубоким выступом разделял советские войска, ежеминутно угрожая фланговыми ударами. Командующий группы армий «Юг» генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн сосредоточил на данном направлении части 11 пехотных дивизий, две танковые дивизии (3-ю танковую и танковую дивизия СС «Викинг»), а также моторизованную бригаду СС «Валлония». Участие элитных фашистских частей указывало на то, какое значение он придавал вбиванию клина между двумя советскими фронтами.
Советское командование начало подготовку к окружению выступа. Два Украинских фронта должны были осуществить глубоких охват немецких позиций, предполагающий взятие фашистских частей в котёл. После этого оставалось лишь добивать противника, окружённого со всех сторон. 1-й Украинский фронт (40-я, 27-я, 6-я танковая армии) должен был наступать с левой, а 2-й Украинский (52-я, 4-я гвардейская, 53-я, 5-я гвардейская танковая, 5-я воздушная армии и 5-й гвардейский кавалерийский корпус) с правой стороны.
Несмотря на обилие элитных частей, немцы не успели создать против советских войск мощной обороны. Их укрепления не были завершены, а боеспособность оставляла желать лучшего. Манштейн знал о предполагаемом наступлении советских войск, правильно оценивал ситуацию, однако был по рукам и ногам связан приказами Гитлера, требовавшего стоять насмерть.
Карта Корсунь-Шевченковской наступательной операции с охватом немецких войск на образовавшемся выступе
24 января 1944 года войска 2-го Украинского фронта обрушились на немецкие позиции. Уже в первый день противник был отброшен на несколько километров. В последующие дни советские войска окружали отдельные немецкие соединения, а потом разбивали их. В скором времени немцы осознали полную бесполезность дальнейшей обороны и начали осуществлять попытки прорыва. 27 января из района Охматова перешли в наступление немецкие танковые части. На время им удалось отбросить советские войска и даже окружить некоторые из них, однако после прибытия резервов Красная армия отразила натиск противника и погнала его назад. К 28 января части 2-го Украинского фронта вышли на соединение к своим товарищам из 1-го Украинского.
1-й Украинский начал своё наступление 26 января. 3 февраля фронты замкнули кольцо, и немецкие части Корсунь-Шевченковского выступа оказались в полном окружении.
В этот момент к окружённым немцам на помощь начали прорываться танковые соединения. Генерал Манштейн приказал генералу Вильгельму Штеммерману, командовавшему на Корсунь-Шевченковском выступе, ни в коем случае не сдаваться. Но все его попытки прорвать наши позиции оказались тщетными.
Советские войска каждый день сжимали кольцо окружения. 14 февраля 52-я армия 2-го Украинского фронта освободила город Корсунь-Шевченковский, бывший центром немецкой обороны. 17-го февраля немцы пошли в отчаянный прорыв, который оказался лишь частично успешным. Те, кому удалось прорваться, выходили к немецким частям в лучшем случае с личным оружием, вся военная техника была потеряна.
Ликвидация Корсунь-Шевченковского выступала позволила войскам двух Украинских фронтов воссоединиться флангами и ликвидировать большое соединение элитных немецких войск. Даже хвалёные «пантеры и «тигры», прибывшие в части панцерваффе (немецкие танковые войска) уже не могли изменить ситуацию. Завершив операцию по ликвидации котла, РККА продолжила освобождение Западной Украины.
Заглавное фото: И.С. Конев и П.С. Ротмистров на наблюдательном пункте в ходе Корсунь-Шевченковской наступательной операции. Зима 1944 года
Свежие комментарии