Взрыв на Сахалине или в каком-то другом холодном регионе назревал. С каждым днём приближения к зиме его вероятность нарастала. Ветхий дом, щели в стенах, гнилая проводка — обычная реальность хрущёвок русской глубинки. Это, конечно, не повод использовать газовые баллоны для отопления, но неужели нельзя было избежать трагедии?
Газа нет, но он взрывается
Утром 19 ноября, пока в Москве была ещё глухая ночь, на восточной оконечности страны, на острове Сахалин, в посёлке городского типа Тымовское рухнула секция крайнего подъезда пятиэтажного дома. Во многих СМИ мы видим формулировку "обрушился весь подъезд" — это неправда. Но жить в этом подъезде, безусловно, нельзя. Да и в соседних не очень хочется.
Предварительная версия стандартна для таких случаев — неосторожное обращение с газовыми баллонами. Другие версии до выступлений официальных лиц у нас озвучивать не положено, но, кажется, в этом нет необходимости. Тем более что газом пахло за сутки до трагедии, но в экстренные службы никто не обратился. В том числе и потому, что газовиков в поселении нет ввиду отсутствия магистральной газификации.
Согреться любой ценой
Судя по всему, перед нами действительно не украинская диверсия, а последствия многолетнего саботажа. Непосредственный виновник взрыва, скорее всего, мёртв, но дело его будет жить ещё долго. И вот почему.
Как получилось, что в жилом доме оказались газовые баллоны, да ещё в таком количестве, чтобы уничтожить целый подъезд?
Легко предположить, что баллоны в негазифицированном доме по ул. Библиотечной использовались для отопления. Можно обогреваться и электричеством, благо средняя стоимость электроэнергии для населения на Сахалине — 4,73 руб./кВт·ч. Для сравнения, во Владимирской области, где средние зарплаты существенно ниже, — 5,19 руб. и только в пределах социальной нормы. Однако, опять же, по опыту хрущёвок (а перед нами типичная хрущёвка "сносимых серий") мы знаем, что без капитального ремонта проводка не выдерживает такой нагрузки — она изначально рассчитана на меньшие мощности, к тому же изрядно "устала" за шесть десятков лет.
Погода в Тымовском районе, повторимся, пока не экстремальная для этих мест (до -10°C ночью), обогрева открытым огнём вроде бы не требует, но по фото и видео с места происшествия видно, что дом изношенный, с деревянными элементами конструкции, не утеплённый и, вполне вероятно, с многочисленными щелями. В некотором смысле ещё повезло, что удалось быстро потушить пожар — здание вполне могло сгореть и целиком. Вообще оперативные службы сработали вполне быстро, техника нашлась, рабочие тоже (минимум один из них получил травму при разборе завалов) — здесь претензий нет.
Крайний Север без газа
Тымовский район — точнее, муниципальное образование Тымовский городской округ, в котором нет ни одного города, — расположен точно посреди Сахалина. Конечно, в таких местах (район приравнен к территориям Крайнего Севера) инфраструктурная газификация — самое дешёвое решение проблемы отопления — необходима. Тем более что газа вокруг — просто море в самом буквальном смысле слова. На шельфе острова находится сразу несколько газовых месторождений: на части идёт добыча, часть остаётся в разработке.
И страшно понимать, что при всё этом первый дом в районе-округе газифицировали лишь в 2021 году, после того как президент несколько раз потребовал от "Газпрома" заниматься не только внешнеэкономической коммерцией, но и интересами соотечественников. Отметим, что даже после этого граждане сталкиваются с постоянными злоупотреблениями — совсем недавно в Московской области разоблачена циничная схема, организованная менеджерами империи Алексея Миллера.
Проведённый с соблюдением технологий магистральный газ намного безопаснее, чем самопальный обогрев из баллонов.
Расследование и реакция
Разумеется, бездействием экономических властей никак нельзя оправдать хранение в жилом доме легковоспламеняющихся веществ и тем более нарушение правил пользования ими. Здесь нужно расследование, причём независимое. Ведь одно из двух — либо газ хранился едва ли не в промышленных масштабах, либо дом был настолько шаток, что жить в нём стало попросту опасно. Газ в России взрывается, увы, нередко, поэтому соответствующие знания и опыт накоплены и у технологов, и у следователей. От одного баллона нормальные подъезды не разрушаются.
Официальная реакция на ЧП также оказалась отработанной. В регион вылетел целый ряд московских чиновников. Губернатор Сахалинской области пообещал, что регион приобретёт жильё всем пострадавшим от взрыва (судьба остальных подъездов неизвестна — но, кажется, дом лучше снести весь), а пока выплатит им по 30 тысяч рублей от муниципалитета и какую-то — но явно бо́льшую — сумму от региона. Уголовные дела по статьям "Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам" и "Уничтожение или повреждение имущества" будут вести с участием специалистов из Москвы: судя по всему, нас ожидают два параллельных расследования, местное и федеральное.
Что с того?
Первый и, вероятно, последний день в истории Тымовского к нему приковано внимание всей России. И хорошо бы, чтобы кто-то из граждан, принимающих большие решения, посмотрел видеозаписи, поднял технические документы и осознал: вот где нужна реновация, вот где нужно строить новое жильё вместо того, чтобы сносить крепкие здания в мегаполисах. Но "в этом нет экономики", как любит говорить наш министр финансов…
Свежие комментарии