На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Медведев
    Зачем России эти нахлебники? Всю жизнь на дотациях из РСФСР сидели,в Москву за новыми кредитами шастали,в августе 199...Молдавия хочет сн...
  • Валентин Воробьев
    А почему про покой и защиту семей и мирных жителей от засилья мигрантов ни слова?Почему у нас здор...
  • Вовладар Даров
    За какие заслуги? Может сразу Санду в карман класть?Молдавия хочет сн...

Что рассказал об американцах летчик, который сбил в Корее 21 американский самолет

Капитан Крамаренко Сергей Макарович в кабине МиГ-15 на аэродроме Аньдун в 1951 году.Капитан Крамаренко Сергей Макарович в кабине МиГ-15 на аэродроме Аньдун в 1951 году.

Во время Великой Отечественной войны немецкие асы сравнивали воздушные дуэли между летчиками с поединками средневековых рыцарей. Было в них что-то благородное и возвышенное. Советский летчик Сергей Макарович Кромаренко прошел Великую Отечественную войну.

А затем воевал против американцев в Корее.

Сергей Макарович дожил до 97 лет. До последнего дня он помнил подробности боев как с немцами, так и с американцами. Многие факты, что он описывал, характеризовали летчиков той и другой стороны.

Свой боевой путь Кромаренко начал в августе 1942 года. Воевал летчиком 523-го истребительного авиационного полка 1-й воздушной армии Западного фронта. С первых дней он оказался в самом "пекле". За время участия в Ржевско-Сычевской наступательной операции полк понес огромные потери. Летчики совершили 702 боевых вылета, участвовали в 103 воздушных боях и сбили 34 самолета противника. Но к концу месяца в строю осталось только 6 самолетов.

Сергей Крамаренко рядом с ЛА-5 на аэродроме "Теплый стан". 1945 год.Сергей Крамаренко рядом с ЛА-5 на аэродроме "Теплый стан". 1945 год.

Полк вывели в резерв. Сергей Макарович прошел переподготовку и пересел на истребитель Ла-5. С февраля 1943 года он вновь оказался на фронте. Сражался с фашистами до марта 1944 года, пока его не сбили в районе города Проскуров. Кромаренко попал в немецкий плен, но пробыл там недолго.

Очнулся, почувствовав, что снимают ремень с пистолетом. Открыл глаза, увидел людей в незнакомой форме с черепом и костями в петлицах. Немцы! Плен! Попробовал встать, но рухнул... () Из штаба вышел офицер с переводчиком. Начал допрос: "Какая часть? Где находится аэродром? Сколько самолетов?" Я сказал, что не буду отвечать. Немец махнул рукой: отвезти на окраину и расстрелять. "Erschieen..." Это слово я знал.Родина. Майские звезды. 1 мая 2017 г

Но Кромаренко повезло. Вышедший из штаба офицер отменил старый приказ и велел доставить летчика в госпиталь. Там то его и освободили вошедшие в город части 1-й гвардейской армии под командованием генерал-полковника Гречко.

Сергей Макарович КрамаренкоСергей Макарович Крамаренко

После лечения он вновь оказался в строю. Летал с Кожедубом, участвовал в Восточно-Померанской, Висло-Одерской и в Берлинской операциях. За все время боев, по разным подсчетам, записал на свой счет 2-3 личные победы и около 10 групповых над самолетами противника. Сам Кромаренко говорил, что "С моим участием было сбито шестнадцать немецких самолетов, из них лично мне засчитали три".

После войны ему припомнили плен и отстранили от полетов. В деле разбирался сын Сталина Василий. Подозрения сняли и Кромаренко начал осваивать новейшие самолеты Як-15, Як-17 и МиГ-15. Вскоре началась война в Корее, где Сергей Макарович сперва находился в качестве инструктора, а с ноября сам принял участие в боях с американскими пилотами.

За одиннадцать месяцев боев в небе Корее Кромаренко подбил тринадцать самолетов в сорока двух воздушных боях. Кроме них было несколько неподтвержденных:

Плюс тринадцать подтвержденных американцев. Еще восемь подбил, в том числе, два тяжелых бомбардировщика Boeing B-29 Superfortress, но момент падения не видел, поэтому их тоже не включили в общий счет Родина. Майские звезды. 1 мая 2017 г
МиГ-15бис с Корейскими опознавательными знаками в американском музее.МиГ-15бис с Корейскими опознавательными знаками в американском музее.

У Сергея Макаровича была возможность неоднократно сравнить боевой дух и мастерство американских летчиков против которых он воевал с качествами немецких летчиков. И сравнение это часто было не в пользу американцев:

Летчики ВВС США мне показались слабее немецких асов. Фрицы воевали более охотно, лезли в драку. А американцы чаще старались уклониться от боя. Источник: РИА Новости

Были у нашего летчика неудачные дни и во время Корейской войны. 17 января 1952 года его вновь сбили. Кромаренко покинул самолет, но пилоты американских "Сейбров" не стали проявлять благородства:

Я повис на парашюте, вдруг смотрю — на меня заходит американец и открывает огонь, — вспоминает Крамаренко. — Бил издалека, пули проходили ниже. Я даже машинально ноги подтянул. Он метров за 400-500 отвернул в сторону и опять зашел.РИА Новости
Крамаренко и наземный персонал аэродрома. 1951 год, АньдунКрамаренко и наземный персонал аэродрома. 1951 год, Аньдун

Спасло летчика только то, что он "провалился в облака" и американец потерял его из виду. Сергей Макарович благополучно приземлился на сопку. Спустился вниз к дороге идущей вдоль поля, где и встретил корейского крестьянина, который принял его за американца.

Кореец схватился за вилы. Пришлось "на пальцах" объяснять ему, что он свой. "Сталин - хо!", "Ким Ир Сен - хо!", "Пхеньян, Москва - хо!, говорил наш летчик. Крестьянин наконец успокоился, посадил Сергея Федоровича в повозку и повез в деревню.

После войны в Корее, уже в 90-х годах делегация пилотов США, участников Корейской войны прилетала в Москву. Там Сергей Макарович познакомился с американским летчиком B-29 Лямуном Ливингстон. Ливингстон, впоследствии, приглашал нашего пилота к себе в гости в США. Но у Сергея Макарович просто не было денег на такую поездку. Тогда Ливингстон сам купил билеты и самому Кромаренко и его жене с дочерью.

Сергей Макарович с супругой. 2016 годСергей Макарович с супругой. 2016 год

В итоге в 2000 году Сергей Макарович с семьей отправился в Техас. Он был удивлен тому, что бывший американский пилот имеет огромный дом, три машины и собственный одномоторный самолет. Во время поездки Кромаренко выступил с докладом в Сан-Антонио на встрече с членами Американской ассоциации асов.

Несмотря на гостеприимство американских летчиков, Сергей Макарович вспоминает, что в бою они не всегда отличались благородством:

В первый год наши и американские летчики соревновались в благородстве. Бой вели с теми, кто хотел драться. Уход самолетов на свой аэродром означал прекращение дуэли. Потом джентльменство стало нарушаться... () наши не расстреливали катапультировавшихся пилотов, а американцы грешили этим. Тем не менее, взаимное уважение существовало и осталось. Родина. Майские звезды. 1 мая 2017 г
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх