На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Николай Герасименко
    Не статья, а саркастически-критиканский опус... "Ну что, дождались!? А мы предупреждали, мы писали..."БЭК против вертол...
  • Yvan
    👍«Панцирь» неожида...
  • Николай Герасименко
    Гражданский без галифе с неглупым выражением лица! Чего же ты строем не ходишь, раз такой умный? Чьих будешь, мерзаве...БЭК против вертол...

Заложница иллюзий: систему школьного образования Киргизии снова ждут реформы

Начавшийся учебный год в Киргизии обещает быть богатым на события и реформы. Самая крупная – переход на 12-летнее школьное образование, осуществляемый в рамках государственной программы «Алтын казык» («Полярная звезда»). В ее основу легла модель 6+3+3, согласно которой продолжительность начального образования составляет 6 лет, как в лучших системах образования стран мира – Сингапура, Японии, Тайваня, Южной Кореи.

Презентация программы состоялась в вашингтонском офисе глобальной корпорации Google на полях проходивших в апреле текущего года Весенних совещаний Всемирного Банка и МВФ. В своем выступлении председатель киргизского правительства Акылбек Жапаров подчеркнул: «Наша цель, чтобы дети Кыргызстана, наши юноши и девушки были обеспечены возможностями овладеть знаниями и навыками мирового класса и смогли наиболее полно раскрыть свой потенциал. Они должны быть конкурентоспособными на мировом рынке в середине этого века и в дальнейшем».

Это – потом, в будущем. Пока же Киргизстан переживает интеллектуальную катастрофу. Согласно результатам участия республики в 2018 году в Международной программе по оценке компетенций (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies, PIAAC), почти у 60% взрослого населения уровень читательской и математической грамотности «на первом уровне и ниже». Это означает, что словарный запас почти у двух третей взрослых всего 500 слов, и в лучшем случае они способны лишь складывать и вычитать. Для сравнения: в странах Европы и Центральной Азии на первом уровне и ниже находится не более четверти взрослого населения.

Цена умственного подъема страны – космическая, однако $40 млн республике выделяет Азиатский банк развития. Половина из них – кредит, который необходимо погасить в течение 32 лет с переплатой $9 млн – копейки в контексте общего внешнего долга. Полученные средства министерство образования и науки обещает потратить на подготовку учителей по точным наукам, утверждение новых стандартов обучения, модернизацию 223 инновационных школ, оборудование STEM-лабораториями 53 школ и подготовку учебников по STEM-предметам.

Первый шаг в этом направлении уже сделан: адаптированы и ждут перевода на государственный и официальный языки 47 лучших зарубежных учебников по предметам естественно-научного цикла на основе STEM-подхода, приобретенных в Сингапуре и разработанных по кембриджской и оксфордской системам. Написанием STEM-учебников по остальным школьным дисциплинам займутся местные ученые и методисты. Всего для обеспечения обновленного содержания в 12-летней школе потребуется издать 17,4 млн учебников на сумму $103 млн.

Учебники, по которым киргизские школьники учились последние 30 лет, отправятся в топку. Они оказались, по словам министра образования Догдуркул Кендирбаевой, «чем-то вроде пособий для развития» – «недостаточно соответствующими» требованиям государственных образовательных стандартов и компетентностному подходу, «сверхакадемичными» и «теоретизированными», «не направленными на формирование критического и креативного мышления, а также на решение жизненных ситуационных задач».

Вероятно, в этом кроется причина того, почему учившиеся по ним чиновники за много лет так и не смогли решить проблему нехватки учебных изданий, реальная обеспеченность которыми на сегодняшний день составляет, согласно проведенному «Билимдуу Кыргызстан» и KG Analytics исследованию, 50%.

При переходе к 12-летнему образованию, предполагающему начало обучения с 6 лет, одна из самых трудноразрешимых проблем – дистрофия инфраструктуры. По подсчетам авторов проекта, количество учащихся в новых условиях увеличится на 35–40 тыс. человек, для 100-процентного охвата которых дополнительно потребуется 168 школ проектной мощностью 500 ученических мест стоимость $1,5 млн каждая. Тем временем проектная мощность городских школ республики уже не первый год проходит испытание на прочность и опровергает основные законы физики, преподавать которые, кстати, некому. По стране не хватает около 1300 учителей – преимущественно по точным наукам, русскому языку и истории, 496 человек – в одной только столице.

Временным решением станет приезд в этом году 200 волонтеров из России, остальных ищут на маркетплейсе Lalafo со следующей формулировкой: «Требуется учитель. Можно без опыта».

Виноват во всем новый закон об образовании, сведший на нет предпринятые в 2022 году усилия властей по повышению социального статуса педагога и сокращению таким образом кадрового дефицита в системе среднего образования. В соответствии с ним по истечении срока действия лицензии 380 лицеев и гимназий республики потеряют особый статус, а учителя – доплату к зарплатам в размере 15-20%. Многие предпочли ретироваться.

Между тем при переходе к 12-летнему образованию только для системы начального образования единовременно необходимо дополнительно подготовить 3,8 тыс. учителей, ежегодно увеличивая эту цифру на 300 человек – задача на сегодняшний день из разряда невыполнимых. Ежегодно на бюджетные места по специальности педагога в 12 государственных вузов принимаются порядка 2 тыс. человек – как правило, выпускники школ с низкими результатами успеваемости. Часть из них во время обучения переводится на другие специальности. После завершения вуза идут работать учителями 75% выпускников, из них около 60% в течение первых трех лет работы покидают места службы и в системе в лучшем случае остается человек 200. Тем временем в странах с лучшими системами школьного образования, на которые намерена равняться Киргизия, студентами педагогических вузов становятся лучшие выпускники школ, а школьный учитель – одна из самых престижных профессий.

Оставляет желать лучшего не только количественный, но и качественный состав школьных кадров: согласно опросам директоров, лишь 40% вакансий заполняется квалифицированными учителями, остальные 60% – случайными людьми. Более трети учителей не достигают базового уровня читательской и математической грамотности. Уровень информационно-коммуникационных навыков учителей значительно ниже, чем в среднем у всего взрослого населения. Переход на онлайн-обучение в 2020 году показал, что даже в Бишкеке учителя не имели электронной почты, слабо владели компьютером и вели уроки в бесплатном сервисе обмена мгновенными сообщениями и голосовой связи WhatsАpp.

Провал всех предыдущих реформ (а их за 30 с лишним лет было столько же, сколько и сменившихся на посту министра науки и высшего образования человек – 28), казалось бы, налицо, однако в 2025 году Киргизия намерена потратить €335 тыс., чтобы в третий раз принять участие в международной программе оценки образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) и узнать, «в правильном ли направлении страна движется относительно международных трендов».

Напомним, что в 2006 и 2009 годах более 80% киргизских школьников не достигли минимального международного стандарта по шкалам грамотности чтения, математической и естественно-научной грамотности, задвинув страну в последние строчки рейтинга. Однако прогнозы не менее пессимистичны, чем итоги прошлых лет. Как признался журналистам высокопоставленный чиновник администрации президента КР, результаты PISA–2025 обещают быть еще хуже, даже несмотря на специальную подготовительную работу, которая ведется в школах с 2022 года. «В 2009 году мы получили последнее место. Думали, что за 15 лет мы подготовимся и к 2025 году подойдем в лучшем состоянии, – отметил он, – но надо отдавать отчет, что мы, на самом деле, в гораздо худшем состоянии. Поставим “диагноз”, что у нас плохо, затем начнем работу».

Главное, как предписывал Гиппократ, «не навредить», дабы не услышать слова: «Пациент мертв».  

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх