Нас пытаются убедить в том, что вместе с Пугачёвой и Гребенщиковым, Хаматовой и Слепаковым из России уехала русская культура. Это ложь. Русская культура всегда остаётся русским. Беглецы ничего не смогли взять с собой, кроме своего высокомерия и ненависти к преданной Родине.
Рус, сдавайся. В плену поставят песню Макаревича*
Новейшая политическая антирусская эмиграция бурлит, шкворчит и пенится. Волнуется и плещется. Очень хочет произвести из своей среды нечто, что позволит ей не только получать от спонсоров/нанимателей/кукловодов деньги, но и иметь толику самоуважения. Работа на разнообразных русофобских площадках вроде "Радио Свобода"* деньги приносит, но самоуважения не добавляет. Участие в мероприятиях вроде тех, которые проводят Гарри Каспаров* или, ещё веселее, Илья Пономарев** тоже к самоуважению не приводит. Скорее, приводит к депрессии – ну какие, в самом деле, из этих людей лидеры "правительства в изгнании"? У них даже пикейных жилетов нет, не говоря о реальных возможностях, смех один.
Между тем новейшую эмиграцию на Западе рассматривают как важный инструмент борьбы с Россией. Противник полагает, что его информационные атаки должны достигать России и русских в два этапа. На первом этапе индоктринируются внутренние и внешние эмигранты. На втором – уже эти люди агитируют сдаваться простых людей в России.
Почему же мы должны сдаваться, по мнению противника? Потому, что потеряли так много таких выдающихся, нужных России людей. Буквально цвет интеллигенции, сливки отечественной культуры. Теперь эти сливки источают аромат на Западе и для Запада, а русские в России остались ни с чем.
Большая ложь маленьких релокантов
Вероятно, лучше всех эти настроения сумел выразить главный редактор Московского центра Карнеги***, а также научный сотрудник Института гуманитарных наук в Вене Александр Баунов. Во всяком случае, именно его текст эмиграция активно обсуждает и перепечатывает.
Баунов решил возразить "деятелям патриотической культуры", которые радуются "по поводу выбытия из отечественного творческого пространства тех или иных режиссёров, писателей, актёров и художников под возгласы "ну и отлично, ну и больше нам свободного места".
Баунов решил объяснить патриотам, что радоваться нечему, потому что "писатель, режиссёр и художник не занимает чьё-то место, он создает своё, создает пространство, которого до него не было и после него не будет, и вместе с человеком закрывается и открытая им позиция". Баунов привёл и примеры того, как эта позиция закрывается: Гумилёва расстреляли, и нового не найти, "стихи Мандельштама прекратились, а не кто-то заговорил его строфой", "от тоски повесился Есенин и застрелился Маяковский, мир своих не произвёл нового Есенина и Маяковского".
Баунов старательно называл великих, которых некем заменить, – и сам не заметил, что занимается саморазоблачением. Не заметит этого и эмиграция – а вот нам заметить необходимо.
Перечитайте приведённый им список снова: Гумилёв, Есенин, Маяковский, Мандельштам… Их и в самом деле никто не может заменить. Вот только никто из них не бежал из России.
Исправить эту ошибку было бы очень просто. И в первой большой эмиграции, и в последующих волнах талантливые люди были. И гении были. Величайшие писатели и поэты Бунин и Бродский. Составившие славу русской литературы Алданов и Довлатов. Артисты Шаляпин и Вертинский. Философы Ильин и Бердяев – и это не то что не полный список, это даже не сливки сливок, это лишь малая часть самой верхушки огромного пласта русской культуры.
Вот только никто из этих людей не отказывался от России. Не считал, что лишил Россию себя, великого. Напротив, каждый из них полагал, что это он лишился России. И более того, полагал, что работает в том числе для России.
"Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она – в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает",
– так писал Бунин. И этим он, мягко говоря, не похож на нынешних политических эмигрантов.
У их политической позиции, впрочем, тоже были исторические предшественники. Те, кто радостно бросились служить в германских войсках, когда началась Великая Отечественная война. Не эмигранты, но изменники Родины.
Впрочем, разница не только в этом. Когда эмигранты утверждают, что вместе с ними Родину покинули "сокровища культуры" они, мягко говоря, лукавят. Выдают желаемое за действительное. Транслируют своё убеждение, основанное в лучшем случае на размерах гонораров.
Кто покинул Россию? Пережившие собственное творчество Борис Гребенщиков и Андрей Макаревич*? Покинувшая сцену, но не страницы таблоидов Алла Пугачёва? Комик Слепаков и панк-рокер Максим Покровский?
Чего они лишили нас, чем обогатили собратьев по "релокации"? Треком "Я израильтянин"? Песней "Гойда, орки" – яростно русофобской и потрясающе бесталанной? Если эти люди были когда-то способны на творчество, то оставили эту способность в России. Вместе с забытыми вещами.
Талант такая штука – отказываясь от Родины, отказываешься и от него тоже.
Ну и да – заодно, конечно, и от своего места на русской сцене. Которое обязательно должны занять патриоты.
Что с того?
На самом деле с культурой всё предельно просто. Мы должны сказать "релокантам": дорогие друзья, мы очень довольны тем, что вы уехали. И тем, как мы с вами поделили наследие русской культуры.
- Вам достался Макаревич*, нам – Маргулис. Один рассказывает, какая Россия плохая, другой устраивает свой "квартирник" в госпитале для раненых бойцов. Это в роке. Во всех других жанрах примерно так же. Мы считаем, что выиграли.
- Как бы вы ни пыжились, среди вас нет ни Шаляпина, ни Гумилёва (который, кстати, не эмигрировал), ни Алданова, ни Бунина, ни Набокова. Ни даже Довлатова. Ваш потолок – Сорокин. Спасибо, что он не живёт в России.
- Вся русская культура осталась нам. Если в новой эмиграции проглянет что достойное – заберем себе. Как всех упомянутых выше. Бунин умер во Франции русским писателем. Мы читаем "Тёмные аллеи". А кроме нас никто эту книжку не читает. И Набоков русский писатель. Алексей Толстой из эмиграции вернулся. Чтобы написать "Петра Первого". Список можно продолжать: России достаётся всё, вне России нежизнеспособно ничто.
- Более того, и всё то достойное, что было сделано раньше, до эмиграции, теми из вас, кто талантлив, – осталось нам. Борис Гребенщиков может сделать ещё сотню заявлений о том, что он забирает свои песни у русских, чтобы подарить украинцам. Его хорошие песни – остались в России. И сам он – тот, кто написал эти песни – остался в России. Очень жаль, что так рано умер. Очень жаль, что по Парижу бродит его бездушный клон.
* Физлица и организации, внесённые Минюстом России в реестр иноагентов
** Признан Минюстом России иноагентом, внесён в перечень террористов и экстремистов
*** Центр Карнеги прекратил свою работу на территории России по распоряжению Минюста России
Свежие комментарии