Крымско-татарский всадник на гравюре фламандского гравера Абрахама де Брюина
Крымские хищники
Русская держава во главе с государем Василием III вела Десятилетнюю войну с Литовской Русью к победе, собираясь взять не только Смоленск (Три осады Смоленска), но Витебск, Полоцк и Киев. Однако войну пришлось вести не только на западном фронте, но и на южном, против Крыма.
Крымский хан Менгли-Гирей (был крымским царем несколько раз, первый раз занял престол в 1467 году, правил до 1515 года), который долгое время был союзником великого государя московского Ивана III Васильевича, состарился, болел и утратил нити правления. Его сыновья боролись за власть, нуждались в деньгах, и их давали литовские дипломаты, обещая выплату ежегодной дани в 15 тыс. злотых, если крымцы будут атаковать Русское царство.
С другой стороны, в Крыму большую власть приобрели купцы-работорговцы. Османы и татары в Блистательной Порте сами работорговлей почти не занимались, для воина этот промысел считался позорным. Людей (ясырь, от тур. esir – «узник войны, пленный») ловили и передавали торговцам. А купцами были с древнейших времен арабы, греки, евреи и армяне.
В Крыму ещё со времен Хазарии этот чёрный промысел монополизировала еврейская община. Она была связана с другими еврейскими общинами в Османской империи, Средней Азии, Персии, странах Средиземноморья и Западной Европы. Работорговля издавна была одним из самых прибыльных «бизнесов», наряду с наркоторговлей. Поэтому работорговцы поощряли нападения крымских отрядов на Литовскую, Московскую Русь, на Польшу. Белые славянские рабыни, дети всегда были в цене.
Перекоп стал крупнейшим оптовым рынком. Здесь купцы скупали ясырь-полон у воинов. В Кафе «живой товар» перепродавали и развозили по разным направлениям. Само Крымское ханство сильно изменилось. Ранее основой хозяйства было производство – скотоводство, земледелие и садоводство. Теперь хозяйство стало почти целиком паразитическим, присваивающим. Мужчины почти поголовно во время больших походов шли за ясырем. Выработалась узкая специализация Крымского ханства. Без этого крымцы уже существовать не могли. От денег работорговцев зависели все – царевичи, князья, визири, мурзы, придворные и воины.
На Литовской Руси, украйне-окраине Польши из-за масштабных вторжений, набегов, которым паны не смогли противопоставить развитую пограничную линию обороны (засеки, сторожевые крепости, казаков), пограничные области буквально стали человеческой пустыней. Богатые, плодородные земли превратились в Дикое поле. Добычи стало заметно меньше, поэтому крымские хищники решили переключиться на Московскую Русь. Здесь интересы польского короля и великого князя литовского Сигизмунда, работорговцев и крымских царевичей совпали.
Юзеф Брандт. «Отбитие ясыря»
Угроза с юга
Уже при жизни Менгли-Гирея загоны крымских царевичей стали тревожить Рязанские, Северские, Черниговские и Тульские земли. В 1507 году калга (наследник престола) Мехмед-Гирей, старший сын и соправитель Менгли-Гирея, возглавил набег на московские земли. Крымские татары вторглись в южнорусские земли и разорили окрестности Козельска и Белёва. Русские воеводы отразили татар от берегов р. Оки и отбили захваченный полон.
В мае 1512 года сыновья крымского царя Ахмед-Гирей и Бурнаш-Гирей напали на южнорусские земли, где разорили окрестности Белёва, Одоева, Воротынска, Алексина, уведя множество полона. Русские полки преследовали врага, но татарские царевичи успешно ушли. В июне 1512 года царевич Ахмед-Гирей предпринял новый набег на московские окраины-украины. Крымцы ворвались в Северскую землю, где разорили окрестности Путивля, Стародуба и Брянска.
В июле 1512 года калга Мехмед совершил третий поход на южнорусские земли и вторгся в Рязанскую область. Крымцы успели разорить только окраины Рязанской земли. Московские воеводы, преследуя врага, ходили за татарами за Дон до Тихой Сосны, но не смогли догнать противника. В октябре того же 1512 года состоялся четвёртый набег на русские земли. 6 октября царевич Бурнаш-Гирей с войском внезапно подошёл к Рязани. Крымские татары захватили острог и разорили рязанский посад. Однако русский гарнизон отразил все вражеские атаки. Через три дня татары с большим полоном ушли в степь.
В июне 1513 года крымцы опустошили окрестности Брянска, Путивля и Стародуба. Осенью 1513 года калга Мехмед во главе большой татарской орды предпринял набег на Северскую землю. В походе участвовали вспомогательные отряды литовских воевод. Северские удельные князья при поддержке московских воевод отразили вражеское вторжение. В марте 1515 года калга Мехмед-Гирей осуществил новый поход на южнорусские владения. Крымская орда вторглась в Северщину, где татары вместе с литовскими воеводами безуспешно осаждали города Чернигов, Новгород-Северский и Стародуб, захватив большое количество пленников.
В апреле 1515 года старый крымский хан Менгли-Гирей скончался. Престол занял Мехмед-Гирей. Повёл он себя нагло и высокомерно. Объявил, что Крым является наследником Золотой Орды. Пытался объединить бывшие улусы Орды, превратить в данников Литовскую и Московскую Русь. В этот период в ходе казахского нашествия была разбита Ногайская Орда. Многие ногайские князья признали зависимость от крымского царя, переселились со своими людьми на западный берег Волги. Позднее ногайцы вернулись в свой улус, но некоторое время подчинялись Крымской орде.
Против Менгли поднял мятеж его младший брат Ахмед-Гирей, который опирался на свой улус с центром в Очакове. Ахмет пытался наладить связи с Москвой и Стамбулом. Но в итоге старший брат разбил мятежника. Ахмед был убит.
Мехмед-Гирей требовал от царя Василия Ивановича платить дань, вернуть Литве не только Смоленск, но и Брянск, Стародуб, Новгород-Северский. Путивль. Крымские отряды практически каждый год топтали южнорусские земли. К крымцам присоединилась Ногайская орда и литовцы. Вместе с ними действовал и Евстафий Дашкович, который объединял отряды вольных казаков.
Большую часть таких набегов-рейдов русские воеводы отражали. Разведка была хорошей. Пограничные города были крепкими, крымцы не умели штурмовать крепости. Московские воеводы быстро собирали полки и выгоняли врага. Бывало, что рассеивали вражеские полчища, которые не хотели вступать в правильный бой, выручали пленных.
Союз с Крымом часто выходил боком самой Литве. Если на Московской Руси ясырь не взяли, либо взяли мало, то татары шли в соседнюю Литовскую Русь. Грабили и жгли селения, уводили людей. При этом брали ещё и деньги за поход на Москву.
Однако Москве было тяжело вести борьбу на два фронта. Для прикрытия южных рубежей приходилось каждый год отправлять крупные силы. Это не позволяло сосредоточиться на Литовском фронте, добиться решительного успеха.
Основные маршруты перегона ясыря (полона) из Южной Руси.
Дипломатия во время Десятилетней войны
С Османской империей тогда у Русского царства отношения были хорошими, делить пока было нечего. Поэтому русские неоднократно жаловались в Константинополь на крымцев. Султаны Селим и сменивший его Сулейман слали в Бахчисарай приказы прекратить набеги. Но толку не было. Крымский царь сваливал всё на своеволие царевичей и мурз. Да и самому ему было выгодно воевать с Москвой. Кроме того, на самом деле он уже не мог просто изменить суть хищного Крымского царства. Однажды он в ответе султану просто в этом признался:
«Если я не стану ходить на валашские, литовские и московские земли, то чем же я и мой народ будем жить?»
В затянувшуюся войну стали вмешиваться и другие державы. Литовцам помогала Польша, чешские и венгерские родственники короля Сигизмунда. Россия также искала союзников, чтобы создать для Польши второй фронт. Москва пыталась заключить союз с Данией.
В это время Швеция вышла из Кальмарской унии с Данией. Кальмарская уния 1397–1523 гг. – объединение Дании, Норвегии (с Исландией) и Швеции (с Финляндией) в личной унии под верховной властью датских королей. Датский король Кристиан II пытался вернуть Швецию под свой контроль. Русское царство и Дания заключили союз против Швеции. Но Кристиана свергли его же подданные, он бежал в Германию.
Другим союзником Москвы выступил Тевтонский орден. Рыцари хотели сбросить вассальную зависимость от Польши. Магистр Альбрехт Бранденбургский обратился к Московской Руси. В феврале 1517 года в Москву прибыл первый посланник ордена Дитрих Шонберг, который вёл активные переговоры с представителями великого государя. Они увенчались заключением первого международного договора между Россией и Тевтонским орденом. Союзный трактат был подписан 10 марта 1517 года. Посланники Москвы неоднократно появлялись на землях ордена, финансово помогали рыцарям, давали деньги для набора наемников.
В декабре 1519 года началась война Тевтонского ордена с Польшей. Однако быстро стало ясно, что рыцари уже утратили прежний боевой потенциал. В 1521 году было подписано перемирие. В 1525 году был подписан Краковский мир, по которому большая часть Тевтонского ордена была секуляризована и объявлена вассальным по отношению к Польше герцогством Пруссия. Великий магистр Альбрехт Бранденбург-Ансбахский стал первым герцогом Прусским. Тевтонский орден, избравший нового магистра, продолжил своё существование, но какой-нибудь существенной роли уже не играл.
Альбрехт Бранденбург-Ансбахский обменивается дипломатами с Василием III. Лицевой летописный свод
Москве предлагают Константинополь и польско-литовское королевство
В Москве вспомнили и про давний антипольский союз с германским императором Максимилианом. К императору Священной Римской империи направили посольство. Максимилан формально согласился с доводами Москвы, что Ягеллоны слишком усилились и стали опасны. Император дал согласие возобновить союз. Для переговоров в Россию был отправлен дипломат Сигизмунд фон Герберштейн.
На самом деле Максимилиан не собирался поддерживать ни Россию, ни Польшу. Он хотел использовать их для войны с могущественной Блистательной Портой. Целью Герберштейна было склонить царя Василия III к миру с Литвой для совместной борьбы с турками. Но литовцы требовали возвращения Смоленска, и Герберштейн их поддерживал. А Василий отвечал решительным отказом.
Сторону противников России традиционно принял римский престол. Папа Лев X из рода Медичи по поводу победы литовских полков под Оршей устроил пышные торжества и иллюминацию в Риме. В Западной Европе с подачи Литвы эту победу всячески раздули. Также папа Лев всячески убеждал Тевтонский орден не воевать с Польшей. Однако, когда стало ясно, что московские полки берут вверх, литовцы выдыхаются, денег на войну нет, а шляхта не спешит покидать родовые имения, то римский папа и император Максимилиан срочно озаботились миротворчеством. Москву призывали к благоразумию, убеждали отдать Смоленск, пугали османской угрозой.
Чтобы подтолкнуть Москву на союз с Литвой и войну с Турцией, папа Лев даже обещал признать права государя Василия на Константинополь, обещал короновать его «христианским императором». Москве делали намеки и насчёт Литовской Руси. Мол, Сигизмунд не имеет наследников, когда он умрёт, то Василий может выставить свою кандидатуру и получит Литву вместе с Польшей. За победу Василия Ивановича римский папа ручался однозначно. Для этого требовалась «мелочь» – соединить русскую церковь с католической.
Москве это не понравилось, и там ответили однозначно, что в вопросах веры в посредниках не нуждаются.
Таким образом, тогдашний коллективный Запад и его мозговой центр – Рим, в очередной раз пытались продавить культурную, информационную диверсию. Подчинить Русское православие папскому престолу. Обещали много. В сущности, Русь должна была стать культурной периферией Европы. С постепенной утратой своей самобытности, гибели Русской цивилизации.
На самом деле папа Лев и Максимилиан лгали. Хотели обмануть Москву, искушая польско-литовской короной. На самом деле, королю Сигизмунду спешно искали невесту, чтобы он не остался без наследника. Сосватали в 1518 году ему миланскую принцессу Бону Сфорцу. Она родила наследника – Сигизмунда Августа. Привёз её в Польшу тот же барон Герберштейн, который был посредником в русско-литовских переговорах. Род Сфорца поставлял наемников всей Европе, был сказочно богат. Бона привезла большое приданное, позволившее Польше продолжить войну, взять вверх над Тевтонским орденом.
Встреча великого князя Василия III с послами императора под Можайском (гравюра XIX века). А. И. Шарлемань
Вторжение крымско-казанской орды
Тем временем ухудшилось положение на юго-восточных рубежах. В декабре 1518 года скончался бездетный казанский хан Мухаммед-Амин, ставленник Москвы. Весной 1519 года великий государь Василий III посадил на ханский престол в Казани своего ставленника, касимовского царевича Шах-Али.
Казанские мурзы, противники прорусской партии, организовали заговор против Шаха-Али. Они просили крымского царя прислать в Казань своего брата. Тот прислал своего брата с отрядом. Весной 1521 года Шаха-Али свергли, он бежал в Россию. На казанский престол возвели Сахиба-Гирея.
Тут же, пока Москва не опомнилась, Крымская и Казанские орды вторглись в русские земли. Участие приняли и ногайцы, литовские отряды, казаки Дашковича, которых направил польский король. Великий князь спешно собрал рать, поручив командование своему брату Андрею Старицкому и Дмитрию Бельскому. Но они командовали очень плохо, полки расположили неудачно и при натиске врага первыми бежали. Русские полки были разбиты, сели по крепостям, крымцы и казанцы объединились под Коломной и пошли на Москву. Погром на Руси был страшным (Крымский смерч. Как крымские и казанские орды погромили Московскую Русь).
Царь Василий уехал в Волоколамск, собирать новое войско. Полки отзывались с литовского фронта. Степняки обложили Москву, ханы остановились с в царском селе Воробьеве, любуясь с высот на град-Москву. Тех, кто сунулся к крепости, отбили артиллерией. Но город не был готов к осаде, было мало пороха и продовольствия.
Бояре направили крымскому царю делегацию с богами дарами. Татары также не могли осаждать город. Это могло привести к большим потерям, дефициту времени и возможности маневра. А в это время мог подойти русский государь с армией. Поэтому Мехмед взял дары и отвёл орду. Также ему выдали грамоту, что Василий признаёт себя данником Крыма.
На обратном пути татары попытались взять Рязань, но потерпели поражение. В ходе боя рязанский воевода Хабар Симский захватил царскую грамоту. Тем временем царские полки спешили на выручку Рязани. Татары отступили, но увели огромный полон. Цена на рабов на рынках резко упала.
Из-за ударов Крыма Москве пришлось отказаться от идеи решительной победы над Литвой (Вторжение крымско-казанской орды спасло Литву от полного поражения). Начались переговоры. Состояние Великого княжества Литовского было плачевным. Оно было полностью разорено войной. 14 сентября 1522 года в Москве заключено перемирие на пять лет, по которому Смоленские земли оставались у России, но она отказывалась от притязаний на Киев, Полоцк и Витебск.
Крах надежд на возрождение Золотой Орды
Тем временем Крым достиг пика своего могущества. Царь Мехмед при поддержке ногайцев захватил Астрахань. Он провозгласил здесь новым ханом своего старшего сына и калгу Бахадыра-Гирея. Три татарских царства объединялись, подчинена Ногайская Орда. Казалось, что возрождается Золотая Орда. Но могущество Крымского царство оказалось иллюзией.
Ногайские князья, которые опасались роста могущества Мехмеда и позарились на астраханскую добычу, составили заговор. Самонадеянный крымский хан распустил свою армию и остался в Астрахани с небольшой дружиной. Крымский хан и его наследник Бахадыр были выманены из города ногайскими мурзами и вырезаны вместе со своей свитой и охраной. Затем ногайцы совершили внезапное нападение на Крымскую орду, разгромили и ограбили её. Смогли спастись только два ханских сына – Газы и Баба Гиреи. Мечта о восстановлении Золотой Орды была похоронена.
Москва наводит порядок на восточных рубежах. Когда казанский царь Сахиб-Гирей узнал о взятии Астрахани, он приказал казнить бывшего у него в плену посла Василия Юрьевича Бушму Поджогина и русских купцов, что вызвало серьёзное недовольство Москвы. В сентябре 1523 года начался новый поход против Казани. Судовая рать дошла до Казани и, разорив берега и окрестности, вернулась назад. Конная рать, дойдя до Свияги, нанесла поражение крупному казанскому отряду. Пока эти войска отвлекали внимание татар, русские построили в устье Суры крепость Василь-город (Васильсурск). Крепость стала форпостом для дальнейшего наступления на Казань.
Сахиб-Гирей просил помощи у Крыма и Турции, но не получил. Весной 1524 года великий князь московский Василий III Иванович организовал новый большой поход на Казанское ханство. Казанский царь бежал в Крым. Казанцы посадили на стол его племянника Сафу-Гирея. Русская армия осадила Казань, но взять не смогла. После ухода русских войск на Казанское царство обрушились ногаи. Казань заключила мир с Москвой. Сафа-Гирей признал себя вассалом великого государя Василия.
Великий князь Василий III Иванович. Источник: Великокняжеская и царская охота на Руси, том.1, 1896
Свежие комментарии