По последним подсчётам, грубость российских работодателей ежегодно обходится экономике в десятки миллиардов рублей
31% российских граждан признались, что сталкивались у себя на работе с проявлениями того, что называют модным сейчас словечком «абьюз», залетевшим в российские СМИ из голливудских тусовок.
В отличие от заморского формата с его харрасментом и Вайнштейнами, в российской действительности всё куда прозаичнее: под абьюзом, то бишь психологическим насилием, наши люди понимают прежде всего злоупотребление властью со стороны начальства и работодателей, а также откровенные нарушения Трудового кодекса: задержки зарплат, денежное «кидалово», принуждение к сверхурочному труду.
Как выяснили аналитики портала SuperJob, проведя по заказу ТАСС соответствующий опрос, с перечисленными действиями руководства сталкивались 39% граждан России. 18% респондентов признались, что слышали или слышат в свой адрес оскорбления, 14% – унизительные высказывания; 11% констатировали, что начальство не гнушается разговаривать с ними матом, а ещё 8% пожаловались на моральное давление и угнетающую психологическую обстановку.
Чем полнее кошелёк, тем тяжелее на душе
Поделились участники опроса и историями о других, более оригинальных формах неадекватного отношения начальства. Так, непосредственно о харассменте, то есть сексуальных домогательствах и принуждении к «близким знакомствам», упомянули 5%. Зато 8% посетовали на кумовство и резонно связанные с ним неприятные моменты. 2% пожаловались на сплетни, 3% – на высокомерное и пренебрежительное отношение руководителей. Наконец, ещё 14% рассказали об имевших место драках, попытках очернить их репутацию, политике двойных стандартов и даже о заманивании в секты.
Интересно, что, вопреки общепринятому мнению о том, что от психологического насилия и давления на рабочих местах чаще страдают женщины, опрос показал обратное. Мужчины, по подсчёту аналитиков, сталкивались с начальственными злоупотреблениями в 34% случаев, а женщины – в 28%. Также выяснилось, что число пострадавших от психологического насилия выше в более возрастных группах: среди сотрудников моложе 24 лет таковых оказалось 14%, а среди 35-44-летних – уже 37%. Что ж, опыт – великая вещь, но одновременно и сын абьюзов трудных.
Проследили специалисты и вполне логичную связь между величиной доходов и уровнем психологического насилия на работе. Среди граждан России, зарабатывающих меньше 25 тысяч рублей, на подобные неприятности пожаловались 22%, а вот среди тех, у кого жалование в 45 тысяч и выше – 35%.
Наконец, еще 15% респондентов вообще не захотели отвечать на вопрос о психологическом насилии на рабочих местах. Согласитесь, в общем контексте исследования это тоже весьма показательно.
Что в этом плохого?
Кто-то скажет: да и какая разница? Работают ведь люди всё равно. Производства, уж какие в нашей стране остались – не простаивают; компании и фирмы функционируют. Бюджетные организации, управленческие структуры – выполняют свои обязанности. А с хорошим ли настроением приходят их сотрудники на рабочие места или с плохим – есть ли вообще резон обращать внимание на такие «мелочи»?
Увы, есть. И при детальном рассмотрении оказывается, что это вовсе не мелочи.
Как ни крути, а именно с настроения, с позитивной заряженности и качественной мотивации начинается рабочая продуктивность. Сотрудники, ежедневно приходящие заниматься любимым делом, и их коллеги, отбывающие повинность из-под палки, работают принципиально по-разному.
Человек, находящийся в состоянии перманентного конфликта с коллегами, а тем более – начальством, даже если этот конфликт вялотекущий, «холодный», а не череда открытых баталий с выкрикиванием оскорблений и размахиванием кулаками, – вряд ли станет проявлять интерес, инициативу, тем более выдвигать рационализаторские предложения. Даже если бы он и захотел сделать нечто подобное, он их просто в такой ситуации не придумает. Ведь его моральные силы целиком уходят на борьбу со стрессом. А учитывая, что многие болезни, по выражению медиков, происходят «от нервов», и психосоматику никто не отменял – угнетённое моральное состояние работников довольно быстро перетекает в плохое физическое самочувствие.
Далее работодатели начинают терять деньги на больничных, но это в данной ситуации меньшее из зол. Главное, что без инициативы нет развития. В отсутствие горящих глаз и хороших инициатив «снизу» рабочий коллектив, который в идеале может и должен быть командой, содружеством креативных, нацеленных на качественный общий результат людей, превращается в печальный набор отупевших винтиков, которые заставляет поворачиваться лишь очередной окрик или пинок.
Фото: www.globallookpress.com
Последствия такого положения дел весьма печальны. Два миллиарда долларов, или 131 миллиард рублей – вот сумма, которую ежегодно теряет по этим причинам экономика нашей страны.
Самый невыгодный менеджмент
Данный подсчёт принадлежит специалистам Высшей школы экономики (ВШЭ). В озвученную сумму входят расходы на медицинскую и психологическую помощь для сотрудников, потери в производительности труда и утечке квалифицированных кадров. Виновато в ситуации прежде всего грубое и некачественное поведение работодателей, констатировали аналитики.
Согласно результату опроса 56% респондентов сталкивались с тем, что их заставляют делать работу, не имеющую отношения к их профилю, ставят перед фактами очередных нововведений без предварительного обсуждения, устраивают в офисах «публичные порки». Около половины руководителей частных и государственных компаний в России практикуют грубое отношение к подчинённым, отметили представители ВШЭ.
Комментируя эту информацию, вице-президент Конфедерации труда и депутат Госдумы Олег Шеин высказал мнение, что такому положению дел отчасти способствует теневой характер нашей экономики, из-за которого бывает сложно «разруливать» вопросы достойной оплаты труда, бороться с зарплатными задержками, нарушениями трудовых прав.
О. Шеин. Фото: www.globallookpress.com
Однако те, кто работал в бюджетных организациях, госструктурах, даже администрациях различных уровней, подтвердят, что и на таких, казалось бы, близких к государству и законности местах нередко имеют место моральное давление, самодурство начальства и тот самый «абьюз», с рассказа о котором начался наш материал. От негатива, полученного от своего руководства медиками, страдают пациенты, от неграмотного и дурного управления в образовании – студенты и школьники, от грубости начальства и работников соцзащиты – пенсионеры, получатели льгот, – становится ясно, что ущерб этот, материальный и моральный, растёт и множится, как снежный ком, переходя всё на новые уровни.
Посмотрите на лица людей утром перед входом в метро, на остановке автобуса, на платформе электрички. Впечатляет, правда? А это ведь тоже во многом следствие тяжёлой психологической обстановки на работе.
Нужно что-то менять. Причём менять «сверху». Не обижайте слабых.
Свежие комментарии