Пуск ракеты BGM-109 эсминцем USS Stethem (DDG-63)
В США в очередной раз начались обсуждения перспектив ракетно-ядерной сферы. Государственный департамент и военное ведомство обменялись мнениями по теме перспективной крылатой ракеты морского базирования (КРМБ) с ядерным боевым оснащением (Sea-Launched Cruise Missile Nuclear – SLCM-N). Возможно, теперь эту концепцию начнут продвигать – вплоть до принятия на вооружение и использования в качестве очередного политического аргумента.
Диалог министерств
23 июля Госдеп опубликовал доклад «Strengthening Deterrence and Reducing Risks, Part II: The Sea-Launched Cruise Missile – Nuclear» («Усиление сдерживания и сокращение рисков, часть 2. Ракета SLCM-N»). Авторы документа рассмотрели текущую военно-политическую обстановку и имеющиеся возможности вооруженных сил США. На основе таких данных они подтвердили уже известную рекомендацию.
В условиях постоянно меняющегося мира и растущей международной напряженности, а также в связи с противостоянием с Россией и Китаем, предлагается развивать и дополнять ядерные силы США. Для решения такой стратегической задачи могут использоваться несколько видов вооружения, в т.ч. перспективная КРМБ со специальной БЧ. Такое оружие впервые упоминалось в «Обзоре ядерной политики» 2018 г., и с тех пор о нем регулярно вспоминают.
Госдеп напоминает, что изделия этого класса состояли на вооружении ВМС США до 2010 г., но затем от них отказались в связи с общим сокращением ядерных сил. Тем временем, Россия продолжала наращивать свой оперативно-тактический ядерный потенциал. Москву подозревают в желании получать преимущества в гипотетическом конфликте за счет применения подобного оружия. Нестратегическое ядерное вооружение может быть использовано для завершения регионального конфликта в свою пользу. В связи с этим Пентагону требуется симметричный ответ.
"Буря в пустыне": ракету запускает линкор USS Missouri (BB-63)
Кроме того, Россия продолжает создавать зоны A2/AD, способные резко сократить потенциал стратегической составляющей ВВС США. Для противодействия подобной угрозе требуются соответствующие меры – одной из них может стать КРМБ с развертыванием на кораблях и подлодках.
4 августа Минобороны США опубликовало свой комментарий на эту тему. В заметке приводились наиболее важные цитаты из доклада Госдепа и некоторые дополнительные сведения. Указывая на все это, Пентагон согласился с необходимостью создания и развертывания в ВМС перспективной ядерной крылатой ракеты.
Впрочем, подобный диалог министерств пока затрагивает лишь саму концепцию. Госдеп и Пентагон указывают на те или иные особенности оружия, необходимые для получения желаемых результатов, но о создании реального образца речи пока не идет. Однако такие процессы могут быть запущены в любой момент.
Ядерное прошлое
В контексте перспективной SLCM-N вспоминают другое оружие, снятое с вооружения много лет назад, – крылатую ракету BGM-109A Tomahawk Land Attack Missile – Nuclear (TLAM-N). Развертывание такого оружия начались в первой половине восьмидесятых. Его носителями в разные периоды становились эсминцы, крейсера и линкоры разных типов, оснащенные отличающимися пусковыми установками, а также подлодки нескольких проектов.
TLAM-N представляла собой крылатую ракету с турбореактивным двигателем, обеспечивающим дозвуковой полет на дальность до 2500 км. Боевая нагрузка – ядерный заряд типа W80 переменной мощности от 5 до 150 кт. При помощи бортовых средств навигации ракета могла идти к наземной цели с заранее известными координатами.
Эсминец USS Gonzalez (DDG-66) выполняет ночные стрельбы
Служба ракет BGM-109A продолжалась всего несколько лет. В 1991 г. командование США, указывая на потепление международных отношений, в инициативном порядке сняло такие КРМБ с дежурства и отправило их на хранение. Там они оставались до 2010 г., когда появился приказ о снятии с вооружения и последующей утилизации сохранившихся изделий.
Туманное будущее
Через восемь лет после официального снятия TLAM-N с вооружения в Вашингтоне опять заговорили о необходимости подобного вооружения в связи с изменением стратегической обстановки в мире. Пока предложения «Обзора ядерной политики» не продвигаются дальше обсуждений, но в ближайшем будущем ситуация может измениться.
Принципиальное решение о разработке и внедрении перспективной КРМБ может быть принято в любое время. Более того, недавний обмен мнениями между Госдепом и Минобороны может намекать на тот факт, что уже все решено – и осталось только издать необходимые приказы и распоряжения. В таком случае реальные проектные работы по перспективной теме могут стартовать уже в ближайшие месяцы.
В целом разработка SLCM-N может пойти двумя путями. Первый отличается достаточной сложностью, повышенными затратами и требованиями по времени, а также не гарантирует получение нужных результатов. Это проведение полноценных научно-исследовательских и конструкторских работ по всем этапам, от выработки технического задания до запуска серии.
Подводный старт "Томагавка" с лодки USS Florida (SSGN-728)
Второй подход – модернизация существующего «Томагавка» BGM-109 с учетом опыта предыдущих проектов, в т.ч. TLAM-N. Создание такой ядерной ракеты на основе доступных компонентов будет достаточно быстрым и простым – фактически понадобится только заменить конвенциональную БЧ специальной и доработать программное обеспечение. При этом будут сохранены все положительные качества исходной ракеты – но вместе с ними останутся и все недостатки.
Военно-политический инструмент
Вне зависимости от подходов к созданию, перспективная КРМБ станет достаточно удобным и гибким инструментом военной политики и даст Вашингтону некоторые новые возможности и рычаги. Насколько реалистично получение всего желаемого потенциала – большой вопрос.
В первую очередь, SLCM-N интересна тем, что в распоряжении верховного командования появится новое оружие, расширяющее общие возможности флота. Корабли и подлодки смогут решать дополнительные задачи, как в контексте проекции силы, так и в реальном конфликте. В частности, появление в регионе кораблей с SLCM-N рассматривается в качестве работоспособного средства сдерживания противника с обычными или ядерными силами.
ТЯО в целом представляет большой интерес для армии США. В отличие от стратегического вооружения, оно фактически не ограничивается какими-либо международными соглашениями. Подобные арсеналы можно создавать и развивать исключительно с учетом собственных планов, не опасаясь ничего кроме простой критики из-за рубежа. SLCM-N соответствует этой логике, и потому концепцию могут довести до реального проекта.
Крейсер USS Bunker Hill (CG-52) атакует учебную цель
США с давнего времени опасаются, что вероятный противник в лице России или КНР в ходе регионального конфликта может применить тактическое ядерное оружие. Из-за специфической доктрины развития и применения ТЯО американская армия не сможет своевременно ответить на это. Появление SLCM-N и, возможно, других образцов такого рода даст США инструмент для симметричного ответа на угрозы, считающиеся актуальными.
Однако основной задачей новых ядерных вооружений, в т.ч. перспективной КРМБ, считается именно сдерживание на стратегическом и оперативно-тактическом уровнях. США планируют всеми доступными средствами исключать и предотвращать применение ядерного оружия вероятным противником. В таком случае гипотетический конфликт будет происходить в неядерном формате. В Вашингтоне считают, что в такой войне все преимущества остаются за американской армией.
В развитии нестратегических ядерных сил США могут быть заинтересованы их союзники. Некоторые из них имеют напряженные отношения с соседями, и существует реальный или мнимый риск конфликта. Заручившись поддержкой США с новыми «инструментами» морского базирования, эти страны могут чувствовать себя в большей безопасности.
Ответ на вызов
Таким образом, в течение нескольких лет ВМС США могут получить старое по своей концепции и новое по реализации оружие с ядерным боевым оснащением, предназначенное для решения ряда важных задач. Оно станет серьезным вызовом для третьих стран, и им следует учитывать текущие американские планы и намерения.
Речь идет о крылатой ракете морского базирования, что определяет пути противодействия. Так, для борьбы с носителями необходимы средства обнаружения и отслеживания корабельных соединений, а также противокорабельные ракетные комплексы всех вариантов базирования. Эти средства позволят вывести из строя корабли до пуска ракет. После пуска SLCM-N к работе должны приступать все основные средства противовоздушной обороны – от РЛС дальнего обзора до зенитных комплексов.
В методиках и средствах борьбы с SLCM-N и ее носителями нет ничего принципиально нового. Однако в этом случае на оборону возлагается особая ответственность. Смогут ли вероятные противники США принять необходимые меры и защитить себя от пока не существующей крылатой ракеты морского базирования, покажет время.
- Автор:
- Рябов Кирилл
- Использованы фотографии:
- US Navy
Свежие комментарии