На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 395 подписчиков

Свежие комментарии

  • ИРИНА МАЛЫШЕВА
    А загнанных лошадей пристреливают. Пашинян русских язык плохо знает? А потом ему наплевать на свой народ.Во что втягивает ...
  • ИРИНА МАЛЫШЕВА
    Пашинян денег на лапу получил, вот и гонит своих армянских лошадей в пропасть. Судьба Саакашвили повторятся в Армении.Во что втягивает ...
  • Игорь Сипкин
    у чиновников отсутствует чувство самосохранения из-за безнаказанности и отсутствие законов по борьбе с коррупцией: ко...Любишь медок -люб...

Гений манёвра, бивший Наполеона

Гений манёвра, бивший Наполеона



Маневр как один из важнейших факторов достижения успеха в боевых действиях занимает первостепенное место в военном искусстве. С самых древних времен воюющие армии применяли его как на поле боя (тактический), так и в масштабе всего театра военных действий (стратегический), с целью переброски войск на нужное направление, вывода их из-под вражеского удара или для создания требуемой группировки сил и занятия более выгодной позиции. Роль маневра возрастала по мере совершенствования средств вооруженной борьбы, роста численности и подвижности войск.

Мы рассмотрим осуществление крупного маневра в русской армии конца XVIII — начала XIX века в полководческой деятельности М. И. Кутузова. Он широко использовал маневр в самых различных формах (отступательный и наступательный марш-маневр, фланговый, охватывающий и обходной) и сделал его ключом всех своих знаменитых побед.

Хорошо понимая, что победа в конечном счете достигается боем, он стремился с помощью маневра принять бой или навязать его противнику в наиболее выгодных для русской армии условиях. Одной из основных целей маневра всегда было для Кутузова стремление сберечь свои войска и добиться победы малой кровью. «За десятерых французов не отдам я одного русского» — таков был девиз великого полководца.

Все боевые действия, в которых Кутузов руководил русскими войсками, проникнуты идеей маневра. Объясняется это и тем, что полководцу приходилось вступать в командование, как правило, в самых неблагоприятных, а порой даже критических для армии условиях, при невыгодном для русских соотношении сил. Поэтому он вынужден был начинать боевые действия с маневра, имевшего целью вывести из-под удара свои войска, собрать все силы в кулак и добиться изменения обстановки в нашу пользу и, перейти в наступление.

В кампании 1805 года русский полководец, спешивший с 50-тысячной армией на помощь австрийским войскам к Ульму, неожиданно в 1000 км от границы России оказался перед 150-тысячной армией Наполеона. Последний, упредив соединение армий своих противников, с помощью стремительного наступательного марш-маневра окружил австрийские войска под Ульмом и 7 октября принудил их к капитуляции. Верный своему принципу бить неприятеля по частям, Наполеон решил тем же приемом и так же быстро покончить с русской армией, которая в это время еще только сосредотачивалась в Браунау. Однако здесь он столкнулся с достойным противником. Разгадав замысел французского полководца, Кутузов противопоставил его наступательному марш-маневру, имевшему целью окружение русской армии, еще более искусный отступательный марш-маневр и вывел из-под удара русские войска. Когда французы 17 октября вступили в Браунау, русской армии там уже не было. Надежды Наполеона на быструю победу над русскими не оправдались.

План Кутузова заключался в том, чтобы избежать генерального сражения в невыгодных условиях, отвести свою армию к Цнайму, затем к Ольмюцу, навстречу армии Буксгевдена, выдвигавшейся из России, и союзным австрийским войскам, а затем, когда все силы будут собраны в кулак, перейти в наступление и разгромить французов.

Гений манёвра, бивший Наполеона


Мастерским маневром Кутузов упреждал все попытки Наполеона отрезать русской армии пути отхода и избегал окружения. После нескольких безуспешных попыток обойти русские войска и прижать их к Дунаю на правом берегу Наполеон перевел корпус Мортье на противоположный берег, чтобы там перекрыть путь нашей армии к Цнайму. Кутузов же в бою под Амштеттеном отбросил преследовавшие его по правому берегу войска Мюрата, быстро переправил всю армию через Дунай и уничтожил за собой мост. После чего, используя выгодную обстановку, Кутузов двинул свою армию навстречу войскам Мортье и в битве при Кремсе 30 октября наголову разгромил французский корпус. Наполеон, находясь на другом берегу Дуная, был вынужден довольствоваться ролью бессильного свидетеля «Кремского побоища» (так он сам назвал это свое поражение), а Кутузов продолжал отводить армию через Креме к Цнайму.

Гений манёвра, бивший Наполеона


Никогда еще не терпевший поражений, Наполеон предпринял новый решительный маневр для окружения русской армии. С ходу преодолев сопротивление австрийцев, он быстро продвинул войска к Вене, захватил ее и там переправил всю армию через Дунай, чтобы главными силами вновь перекрыть русским путь к Цнайму. 

Но Кутузов и на этот раз своевременно раскрыл маневр противника и ответил контрманевром. Он выдвинул навстречу французам, к Шенграбену, 6-тысячный отряд Багратиона, который почти сутки сражался со всей французской армией и сдержал ее натиск. Упредив французов в маневре на Цнайм, Кутузов отвел через этот пункт свои войска к Ольмюцу и тем самым окончательно сорвал планы Наполеона по их окружению.

В результате 400-километрового марш-маневра от Браунау к Ольмюцу русский полководец добился изменения стратегической обстановки. В Ольмюце его армия соединилась с подошедшими резервами, после чего ее численность возросла до 86 тыс. человек. Ожидались еще 80 тыс. австрийских войск из Италии. Кроме того, Кутузов вынудил неприятеля растянуть свои силы в ходе наступательного марша, в результате чего Наполеону удалось привести к Ольмюцу всего 60 тыс. человек. Таков был итог «мастерских движений» Кутузова. Кутузов превзошел своего прославленного противника в искусстве маневра.

Великому русскому полководцу не удалось до конца осуществить намеченный план кампании и реализовать достигнутые марш-маневром стратегические преимущества для разгрома французов. Прибывший в армию император Александр I, подталкиваемый союзниками, послал войска на гибель в преждевременное и бездарно проведенное по австрийскому плану Аустерлицкое сражение.

Зато совсем по-иному завершился маневр Кутузова против турецкой армии под Рущуком в 1811 году, когда ему удалось до конца сохранить самостоятельность в командовании. Как и в 1805 году, Кутузов принял армию в весьма сложной для нее обстановке. Против 80 тыс. турецких войск, главные силы которых (60 тыс.) укрывались в сильной крепости Шумла, он имел лишь 46 тыс. Русские войска были растянуты по Дунаю на 1000-километровом фронте. В то же время Александр I, назначив в 1811 году Кутузова главнокомандующим Дунайской (Молдавской) армией, потребовал от него добиться быстрой и решительной победы в войне с Турцией, чего за 5 лет не смог сделать ни один из его предшественников, имевших вдвое большие силы. В выполнении столь сложной задачи Кутузов снова сделал ставку на маневр. Но, в отличие от 1805 года, когда его действия были вынужденными, он использовал пассивность противника и сразу же взял инициативу в свои руки. Это сложное и мало кому тогда понятное маневрирование в сочетании с военной хитростью с самого начало было проникнуто идеей наступления.

Кутузов в первую очередь решил выманить турецкие войска из Шумлы и втянуть их в сражение на открытой местности. Оставив захваченные ранее русскими войсками крепости и собрав свои немногочисленные силы в кулак, он занял позицию на южном берегу Дуная под крепостью Рущук, расположив свои войска тылом к реке.

Как и предполагал Михаил Илларионович, командующий турецким войском не смог устоять перед соблазнительной перспективой — прижать малочисленную русскую армию к Дунаю и уничтожить ее. Но все сложилось совсем иначе. В битве под стенами Рущука, где сошлось 15 тыс. русских солдат против 60 тыс. турков, 22 июня было разбито османское войско. План Кутузова оправдался. Однако русский полководец пошел в своей военной хитрости еще дальше. Он не стал преследовать бежавшую турецкую армию, и не повел свои войска на Шумлу, а неожиданно для всех отдал приказ взорвать укрепления Рущука и переправил свои войска за Дунай. Свой неожиданный маневр Кутузов объяснял недоумевавшим офицерам следующим образом. Если русское войско кинется за турками, то вероятно оно дойдет до стен Шумлы, но взять ее будет проблематично. Придется возвратиться, как это было в прошлом году. Это даст возможность турецкому визирю объявить себя победителем. Гораздо лучше ободрить «моего друга Ахмед-пашу, и он опять придет к нам».

Именно так и случилось. Турецкий визирь счел себя победителем Рущукского сражения, быстренько усилил свое войско до 70 тыс. человек и кинулся вслед за русскими за Дунай. Часть армии в количестве 20 тыс. солдат Ахмед-паша оставил на правом берегу под Рущуком, для обеспечения тыла.

Кутузов, добившись выгодного для себя изменения обстановки, немедленно перешел от обороны к решительным наступательным действиям. Широким обходным маневром с переправой через Дунай русские войска частью сил (отряд Маркова) вышли в тыл турецкой армии и отрезали ей пути отхода на правый берег. Одновременно главными силами Кутузов атаковал турков с фронта и флангов на левом берегу и прижал их к Дунаю. Турецкая армия оказалась полностью блокированной. Используя свою блестящую победу и выдающиеся дипломатические способности, русский полководец вынудил Турцию, союзницу Франции, перед самым вторжением в Россию Наполеона подписать мир. Решающую роль в этой победе сыграло тонко задуманное и последовательно осуществленное маневрирование, которым Кутузов навязывал противнику желаемые для себя действия.

Гений манёвра, бивший Наполеона


С особой полнотой и силой его талант раскрылся в Отечественной войне 1812 года, во время которой русский полководец достиг вершины своей воинской славы и обогатил военное искусство новыми, никем еще не применяемыми до него формами маневра. В ходе генерального сражения на Бородинском поле Кутузов, нанеся невосполнимый урон противнику и серьезно подорвав его силы, не стал рисковать своей армией в новом сражении на подступах к Москве, которое должно было стать столь же кровопролитным, как и Бородинское. Он решил добиться окончательного перелома в ходе войны и последующего полного разгрома французской армии с помощью испытанного средства — маневра, чередуемого с частными боями и сражениями. Действуя таким образом, Кутузов хотел исключить всякую случайность и одержать победу с меньшими потерями.

Ради достижения поставленной цели великий полководец, глубоко сознававший свою ответственность за судьбу России, пожертвовал Москвой, чтобы «самым уступлением Москвы приготовить неприятелю неизбежную гибель…» Такая жертва была необходима для осуществления задуманного Кутузовым хитроумного тарутинского маневра, который он противопоставил прямолинейным действиям Наполеона, видевшего победу над Россией в овладении ее столицей.

Русская армия в ночь на 27 августа скрытно от врага оставила Бородинское поле, прошла через столицу и стала отходить далее по Рязанской дороге. Но это не был обычный отступательный марш-маневр, подобный примененному против Наполеона в 1805 году. На втором переходе главные силы армии внезапно повернули на запад и, прикрываясь справа р. Пахрой, осуществили фланговый по отношению к французам марш на Подольск и далее к Красной Пахре. В интересах скрытности Кутузов не посвятил в свои замыслы даже собственный штаб. Одновременно, чтобы обмануть врага, он приказал арьергарду казаков продолжать отход в сторону Рязани, в результате чего Наполеон «потерял» русскую армию. Она же, завершив свой маневр, вышла на калужскую дорогу и встала в районе деревни Тарутино.

Докладывая царю о цели тарутинского маневра, Кутузов писал: «...надеюсь принудить Наполеона оставить Москву и переменить всю свою операционную линию...» Полководец действительно добился этого. Блистательным по своему замыслу и выполнению тарутинским маневром он разом изменил в пользу русских всю стратегическую обстановку. Сам Наполеон впоследствии признался: «Кутузов меня сильно подвел своим фланговым маршем».

Тарутинский маневр вывел русскую армию из-под удара противника, и теперь она сама занимала угрожающее по отношению к нему фланговое положение, получив возможность воздействовать по его коммуникациям между Москвой и Смоленском. Она обрела свободу маневра и лишила таковой Наполеона, встав на пути французской армии в южные районы России, еще не разоренные войной. Михаил Илларионович прикрыл не только Калугу, где располагались необходимые для русской армии запасы, но и Тулу с ее мощными оружейными заводами. Он сохранил в своих руках пути сообщений с южными районами страны, за счет которых армия пополнялась и снабжалась. Кроме того, были созданы необходимые условия для подготовки нашей армии к контрнаступлению. В конечном счете этот маневр имел решающие последствия для всей кампании 1812 года.

Гений манёвра, бивший Наполеона


Как и рассчитывал Кутузов, французы были вынуждены оставить Москву. Чтобы спасти положение, Наполеон попытался прорваться к Калуге через Малоярославец. Однако Кутузов ответил контрманевром и, одержав 12 октября победу в битве при Малоярославце, вынудил Бонапарта отступить. Новая попытка обойти русскую армию западнее, через Мерынь, была также сорвана контрманевром Кутузова. Он быстро передвинул свои войска к Детчино и Полотняному заводу и снова преградил противнику путь на юг.

Маневр русской армии к Малоярославцу, Детчину и Полотняному заводу стоил выигранного генерального сражения. Этими действиями Кутузов окончательно закрепил за собой стратегическую инициативу, заставил Наполеона признать себя побежденным и отступать по разоренной войной голодной смоленской дороге. По словам участника тех событий французского генерала Сегюра, здесь «остановилось завоевание мира ...двадцать лет непрерывных побед рассыпались в прах».

Совершенно новым в военном искусстве того времени был наступательный марш-маневр Кутузова в ходе контрнаступления русской армии от Малоярославца к р. Березине, выполненный им, как он сам говорил, в форме параллельного преследования противника. При этом речь шла не об обычном преследовании уже разбитой на поле боя армии с целью завершения ее разгрома. Перед Кутузовым стояла совершенно новая задача — разгромить параллельным преследованием еще достаточно сильную и вполне боеспособную 100-тысячную французскую армию. И он первым в военной истории блестяще разработал и осуществил этот маневр. Попытка Наполеона использовать подобный способ действий против армии Кутузова в 1805 году, как известно, потерпела полный провал.

Гений манёвра, бивший Наполеона


В ходе преследования Кутузов продвигал свои главные силы южнее смоленской дороги параллельно отходившей армией Наполеона, и, постоянно угрожая выйти вперед и встать на путях ее отхода, вынуждал противника к безостановочному отступлению, обращая его в бегство. Часть русских сил — корпуса Милорадовича и Платова — неотступно преследовала противника по пятам. При этом Кутузов не упускал ни единой возможности при благоприятных условиях наносить растянувшейся на марше французской армии короткие удары с флангов и тыла с целью уничтожения ее по частям. Для этого он впервые широко использовал подвижные подразделения конницы и отряды партизан. Основной своей задачей Кутузов считал полное уничтожение армии завоевателей. Под Вязьмой и Красным Кутузов привлек для разгрома противника часть своих главных сил. Встав на его пути, русские только в этих двух сражениях уничтожили и пленили более 40 тыс. французских солдат и офицеров и отбили у них всю артиллерию, потеряв при этом лишь около 4 тыс. человек.

В результате наступательного марш-маневра русская армия на пути от Малоярославца до Березины, по существу, уничтожила армию Наполеона как боеспособную силу. Березины достигло не более 40 тыс. человек из некогда «великой армии». На заключительном этапе войны 1812 года Кутузов предпринял сложнейший и никем до него еще не примененный маневр на театре военных действий — одновременное наступление по сходящимся направлениям к Борисову трех русских армий, удаленных на сотни километров одна от другой, с целью окружения и уничтожения остатков наполеоновской армии на р. Березине.

Гений манёвра, бивший Наполеона


Этот последний в войне 1812 года стратегический маневр Кутузова несколькими армиями для решения единой задачи носил в себе элементы операции. Применение его открывало новые возможности перед стратегией и являлось крупным вкладом в развитие военного искусства. Широкими стратегическими маневрами характерны и действия Кутузова при развертывании русской армией наступления за пределами России в 1813 году. В них вновь проявилось стремление полководца объединить усилия нескольких армий для достижения одной главной цели.

В результате осуществленных маневров Кутузов к середине апреля 1813 года сосредоточил на дрезденском плацдарме все свои силы общей численностью до 92 тыс. человек с 656 орудиями. Внезапная смерть великого полководца оборвала его кипучую деятельность, направленную на завершение разгрома Наполеона и освобождение Европы. Владея всеми приемами и формами вооруженной борьбы того времени, М.И. Кутузов особое значение придавал маневру, превратив его в такое же средство достижения победы, как и сражение. В основе его самых сложных, часто рискованных маневров была высокая боеспособность русской армии.

Источники:
Соловьева Е. Кутузов. Победитель Наполеона. М.: Издательский дом «Фома», 2012. С.3-23.
Лобов В. Военная хитрость. М.: Московское военно-историческое общество; Логос, 2001. С. 58-70.
Иванов В. Искусство маневра в полководческой деятельности // ВИЖ. 1981. №3.
Тарле Е. Михаил Илларионович Кутузов — полководец и дипломат. Ростов на Дону: Феникс, 1994. С. 477-558.
Шишов А. Кутузов (Голенищев-Кутузов) Михаил Илларионович // Сто великих военачальников. М.: Вече, 2000. С. 333-340.
 
Автор Инженер-технарь
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх