На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 367 подписчиков

Свежие комментарии

  • Leon Dan
    Националист по определению не обязан никого другого любить.Почему казахские ...
  • Сергей Иванов
    Видно мало грузины им всыпали.К чему могут прив...
  • Анатолий Суббота
    А цены зависят от доллараЭлита готовит нев...

«Серебряная птица», надолго пережившая Рейх

 

Когда летом 1941 года в Германии под сукно отправили проект «Silbervogel» – «Серебряная птица», всем казалось, что это закономерный провал безумной идеи. Судите сами: задуманный еще в начале XX века проект австрийского инженера Ойгена Зенгера казался чем-то фантастическим. Инженер предлагал построить космолет-бомбардировщик, оснащенный ракетным двигателем. Взлет он должен был осуществлять при помощи специальных ракетных салазок, которые разгоняли его на рельсах до скорости в 1800 км/ч. После этого бомбардировщик должен был осуществлять полет на высоте до 280 км (практически орбита МКС) со скоростью до 23 000 км/ч. Стартовый вес «Серебряной птицы» должен был составить порядка 100 тонн, из которых 10 тонн – чистый вес бомбардировщика, 84 тонны – запас топлива, 6 тонн – бомбовая нагрузка.

Основным назначением задуманного Зенгегром космолета-бомбардировщика была бомбардировка территории США, к примеру, Нью-Йорка и отдаленных промышленных районов СССР, в частности Урала и Сибири. Самолет мог нести до 30 тонн бомб в зависимости от расстояния полета, до Нью-Йорка при расчетном расстоянии в 6500 км, он мог взять только до 6 тонн бомб. Проект был закрыт в 1941 году, после того как Германия начала войну с СССР, тогда многие амбициозные проекты, которые не предполагали скорой отдачи, были закрыты.

В том, что идею Ойгена Зенгера решили отклонить, не было ничего необычного: Германии внезапно пришлось догонять по объемам военного производства существенно «более отсталый» в промышленном отношении СССР, тогда рейху было не до таких нелепых проектов. Однако догнать Советские Союз так и не получилось и к концу Второй мировой войны (в 1944 году) проект Зенгера был возрожден, на этот раз в виде «оружия возмездия». Но даже тогда немецкое командование понимало практически полную нереализуемость данного проекта и работы по проекту не вышли дальше выполнения эскизных чертежей и макетов.
«Silbervogel» – «Серебряная птица»

Проект был просто фантастическим, предполагалось, что «Silbervogel» достигнет Нью-Йорка за считанные минуты и, снижаясь из космоса до высоты примерно в 40 км., проведет бомбометание. При этом ракетоплан должен был «отскакивать» от верхних слоев атмосферы, как камень, который подпрыгивает на волнах. Заниматься разработкой пилотируемого космического корабля было гораздо сложнее, чем работать над созданием беспилотной баллистической ракеты, так что дальше чертежей «оружие возмездия» не прошло, а сам тысячелетний рейх, к счастью для всех, перестал существовать уже в 1945 году. Практичные немцы отдали предпочтения ракетам верного члена НСДАП Вернера фон Брауна, который предлагал уничтожить Нью-Йорк при помощи ракет А9/А10 (Projekt Amerika). Позднее именно эта концепция положила начало баллистическим и космическим ракетами СССР и США, увенчавшись в конечном итоге высадкой американцев на Луне.

Что случилось бы, если бы самолет был создан и взлетел в воздух в том виде, в каком задумывалось, сказать трудно. В данном проекте, мягко говоря, было достаточно прогрессивных черт, но в целом проведенные впоследствии расчеты и компьютерное моделирование показали, что бомбардировщик бы просто расплавился как раз над Нью-Йорком при попытке снижения. Данная проблема, в принципе, была решаемой, необходимо было увеличивать толщину защиты, правда при этом уменьшилась бы и полезная нагрузка бомбардировщика. Наконец стоит признать тот факт, что и бомбардировка с высоты в 40 километров вряд ли была бы прицельной. На чудо-оружие данный проект не тянул, хотя потенциал в этой разработке, безусловно, был, она была очень смелой и оригинальной для своего времени.

При этом сам проект «Silbervogel» пережил Третий рейх и не был предан забвению. В том числе и в связи с этим проектом в 1947 году в Кремль к Сталину был вызван будущий советский перебежчик Григорий Александрович Токаев. Сталин лично попросил инженера оценить возможность использования ракетного бомбардировщика конструкции Ойгена для ударов по США. Неподдельный интерес Сталина был связана с успехами СССР в ядерной программе, однако при этом у страны советов не было способа доставки атомной бомбы в логово американского империализма. В это же время Токаеву была поставлена задача выкрасть Ойгена Зенгера из Франции, где тот в то время находился, австрийский инженер должен был помочь СССР в ускорении работ по проекту.
«Silbervogel» – «Серебряная птица»

Похитить из Франции самого Зингера не получилось, а сам Токаев сбежал к англичанам, но СССР от своих планов не отказался. После того как были изучены все доставшиеся советским военным чертежи проекта «Silbervogel», в СССР в 1965 году был запущен собственный подобный проект, получивший название «Спираль». По задумке авторов, это должен был быть орбитальный гиперзвуковой самолет, который также бы совершал горизонтальный взлет и посадку, но был при этом двухступенчатым. В отличие от немецкой идеи с ускорением на специальной рельсовой тележке, «Спираль» должна была стартовать со спины специального сверхзвукового самолета-разгонщика. Сам же замысел был тот же. Основной целью была бомбардировка Нью-Йорка и других удаленных городов вероятного противника.

В СССР маршал Гречко, который не был знаком с историей немецкой «Серебряной птицы», посчитал проект «Спирали» слишком фантазийным и отдал приказ на копирование усилий американских ученых по созданию «шаттла». Таким образом, круг замкнулся. Советский потомок «Silbervogel» был свернут в пользу американского проекта, который был потомком той же «Серебряной птицы». В США тоже не чурались пытаться копировать чужие разработки.
Еще в начале 1950-х годов фирма Bell Aircraft воссоздала BOMI (BOmber Missle), который являлся прямым клоном проекта Ойгена, однако американским военным некуда было спешить. В отличие от СССР у них были средства доставки ядерного оружия в виде дозвуковых стратегических бомбардировщиков, которые их вполне устраивали. В то же время СССР запустил в 1957 первый искусственный спутник Земли, открыв новую эру. Успех советской интерпретации немецких идей ракет А9/А10 заставил Вашингтон развернуть проект Х-20 Dyna-Soar (произносится «динозавр»).

Для того чтобы избежать сложностей, разгон данного орбитального самолета решено было осуществлять при помощи ракеты «Титан», а после этого, как и у Ойгена, аппарат должен был подобно подскакивающему на воде камешку сбрасывать на СССР ядерное оружие и «скакать» дальше до своей посадки на аэродроме. Как и у немецкой разработки, на аппарате предусматривалась система спасения летчика. Именно на этот аппарат в свое время начали тренировать Нила Армстронга. За счет отсутствия на борту аппарата бортового топлива космолет X-20 Dyna-Soar был достаточно компактным: проектная длина 10,77 м. (сопоставима с истребителями Второй мировой), размах крыла – всего 6,35 м., полезная нагрузка всего 450 кг., а экипаж аппарата не более 4-х человек.
Проект "Спираль"

С учетом предполагаемого ограничения финансирования проекта, объединенное ведомство по X-20 Dyna-Soar подготовило предварительный план работ, который состоял из 2-х основных фаз. На первой фазе должны были быть оценены аэродинамические характеристики аппарата, а также эффективность присутствия на борту пилота и работа подсистем военного испытательного образца. Для достижения поставленных задач группа компаний Bell-Martin и Boeing-Vought рассматривали Х-20 Dyna-Soar в виде пилотируемого планера, обладающего большой стреловидностью крыла по передней его кромке. Масса планера при этом колебалась между 3175 и 5897 кг. Скорость должна была составить порядка 17 тысяч миль/ч., на высоте полета в 91,5 км. Проектное ведомство настаивало на том, чтобы в качестве стартового ускорителя для планера использовалась связка твердотопливных ступеней межконтинентальной баллистической ракеты Minuteman.

Во время принятия предварительного плана разработки, который был утвержден в марте 1959 года, ведомство полагало, что испытания Х-20 Dyna-Soar со сбросом с самолета и последующим планированием могли быть проведены уже в январе 1962 года. В дальнейшем с июля 1962 года планировалось приступить к пилотируемым суборбитальным испытаниям, с выполнением настоящего орбитального полета в октябре 1963 года. Исследования системы вооружения планера планировалось проводить одновременно с самой разработкой аппарата. Первоначальной боеготовности вооружения Х-20 Dyna-Soar планировалось достичь к концу 1967 года. Предполагалось, что аппарат можно будет использовать в интересах противовоздушной и противокосмической обороны, ведения разведки, а также бомбардировочных миссий. Планировалось оснащение аппарата различным вооружением, включая УР классов «Космос-Воздух», «Космос-Космос», «Космос-Земля», а также обычными бомбами.

Однако и в США нашелся свой Гречко. Роберт Макнамара рвался обогнать СССР в космической гонке, поэтому, придя к убеждению, что в течение ближайших двух лет X-20 Dyna-Soar не сможет полететь, он остановил работы по проекту в 1963 году. Вместо этого проекта была открыта куча других, многие из которых потом все равно пришлось закрывать. Поэтому шаттл, который в чем-то заимствовал идею у того же X-20 Dyna-Soar, пришлось создавать заново, начав работы только в 1971 году, спустя несколько лет после предполагавшегося завершения испытаний X-20. При этом завершить работы по проекту и отправить шаттл в первый полет удалось только через 10 лет.
X-20 Dyna-Soar

Задержка в создании пилотируемого космического корабля заставляла спешить и систему спасения экипажа, как замедляющую и утяжеляющую разработку, было решено отбросить. Шаттл строился не по схеме с радиационным охлаждением, когда тепло должно было теряться вместе с излучением от металлического покрытия на основе циркония, молибдена и сплава рений-ниобий, а с керамическими плитками, выполнявшими теплопоглощающую функцию. В итоге таким шаттл и получился: с периодически прогорающей теплозащитой, которая пыталась поглотить тепло от атмосферного нагрева, вместо того чтобы стараться избавиться от него и без системы спасения экипажа. Итоги проекта известны: программа остановлена, 2 экипажа шаттлов сгорели. В итоге США вновь вернулись в годы без самостоятельных пилотируемых полетов в космос.

Таким образом, Макнамаре удалось второй раз войти в историю после развязывания войны во Вьетнаме, а СССР в третий раз начал работы над копированием проекта «Серебряная птица». На этот раз удачно – получился «Буран», но и это программа была свернута с развалом союза. Однако даже это не конец истории. В наши дни дорабатывается проект Dream Chaser, который по своей сути проникнут той же идеологией и создается с оглядкой на уже упоминавшиеся выше космические инициативы.

Источники информации:
-http://science.compulenta.ru/736351
-http://www.popmech.ru/article/4243-serebryanaya-ptitsa-trete...
-http://www.testpilots.ru/tp/usa/boeing/x/20/x20.htm
-http://ru.wikipedia.org

 

 

 

Автор Юферев Сергей

Картина дня

наверх