Скоро чиновники скажут, что отбивные могут привести к слепоте «дорогих россиян» и стать причиной антикремлевских протестов
«Российская газета», со ссылкой на продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН, сообщила о росте мировых цен на 31% на основные виды продовольствия по сравнению с июлем 2020 года.
Что тревожнее всего: мясо подорожало в первом месяце второго полугодия сразу на 19,6%.
Можно не смотреть на мировую статистику. Достаточно просто сходить в наш магазин. Ценники на говядину и свинину упорно лезут вверх. Что стоило пять лет назад 250−300 рублей — теперь 600−700.
А это означает, что наш родной Минсельхоз оконфузился по самое не могу. Не так давно директор департамента аналитики Российского зернового союза (РЗС) Елена Тюрина в разговоре с «Лентой.ру» спрогнозировала рост цен на животноводческую продукцию, связанный с удорожанием производства. По ее словам, «к сожалению, большая доля животноводческой продукции приходится на импортируемые пищевые ингредиенты и ветеринарные препараты».
Однако пресс-служба ведомства Дмитрия Патрушева выступила с резким опровержением: «Заявления Российского зернового союза (РЗС) о возможном росте цен на мясо и хлеб в России носят спекулятивный характер и не отражают реальную картину на продовольственном рынке: оснований для существенного роста цен на животноводческую продукцию в текущем году нет».
Хочется спросить: а Дмитрий Патрушев давно сам ходил в магазин за продуктами? За мясом, в частности. Или он только Путину отчитывается, как все хорошо у нас в аграрном секторе?
По мнению чиновников, Елена Тюрина, а также другие прорицатели роста цен на мясо, решили словить хайп. Между тем, о мясной инфляции давно уже говорят на Западе — там, где и производят те самые «пищевые ингредиенты и ветеринарные препараты», от которых напрямую зависит цена российской говядины, свинины и птицы.
Взять, к примеру, США, где животноводческий бизнес считается эталонным. Июньская рыночная цена бычков составила $ 122,02 за центнер, что больше, чем на $ 18 в годовом исчислении, или на 15% дороже, чем в июне 2020 года. Причем многие компании сообщили о сильном снижении доходов в связи с пандемией. Заокеанские эксперты все чаще говорят об эффекте «сжатой пружины», когда для поддержания спроса производители уходят в минус по себестоимости. Понятно, что так долго продолжаться не будет: это путь либо к банкротству, либо к новому более резкому скачку цен.
В числе главных причин названо изменение климата, а также рост издержек, о котором говорила эксперт РЗС. В частности, ставшая регулярной засуха является сильной головной болью для производителей телят в районах западной и северной части Соединенных Штатов. Да, прогноз производства говядины в США на 2021 год остался неизменным, но за счет более высокого убоя КРС.
Бросается в глаза набирающая силу за океаном пропагандистская кампания, что мясо, оказывается, может быть вредным. Во всяком случае, там делается попытка существенно ограничить его потребление. Дескать, врачи советуют, что «идеальная порция сырого мяса, которую вы должны съесть в день, естественно, в уже приготовленном виде, не должна быть больше объема вашей ладони». Хуже того, «регулярное употребление большого количества мяса увеличивает риск возрастной макулярной дегенерации, которая, как известно, вызывает слепоту у пожилых людей».
Слава богу, с нашим Минсельхозом «мясная слепота» пожилым россиян точно не грозит. Так, в ТАСС, опираясь на Росстат, уведомили, что «на конец июня 2021 г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей, по расчетам, составляло 18,9 млн. голов (на 1,4% меньше по сравнению с соответствующей датой предыдущего года), из него коров — 8 млн (на 1,3% меньше)».
Это примерно в два раза меньше, чем требуется для «западного стандарта» питания. Нормой для развитых стран считается примерное соотношение населения к поголовью КРС на уровне 0,28, а у нас — 0,14. Здесь уместно сделать ремарку: если вдруг введут электронный учет молока, то выяснится, что в РФ просто нет такого количества коров, которые могли бы дать тот объем молочки, который продается в магазинах.
Однако вернемся к бычкам. Накопленный статистический материал указывает на корреляцию между потреблением мяса и продолжительностью жизни. По данным портала Our world in data, анализирующего мировые научные исследования, высокий спрос на говядину является признаком хорошего здоровья и питания нации.
Все просто: тот, кто может позволить себе дорогие телячьи бифштексы — питается также качественной рыбой и, само собой, овощами. Это говорит, прежде всего, о разнообразии диет, обеспечивающем людям необходимые витамины и минералы. Именно поэтому мировое производство мяса быстро росло за последние 50 лет, увеличившись с 1961 года более чем в четыре раза.
В частности, в Китае смещаются приоритеты в пользу говядины и рыбы, прежде всего потому, что жители КНР становятся богаче. В прогнозе Минсельхоза США говорится, что экспорт говядины в 2021 году, как ожидается, увеличится на 16% по сравнению с предыдущим годом в результате повышенного спроса из-за рубежа, особенно из Китая, Японии и Южной Кореи.
И, напротив, из-за падения уровня жизни россияне все сильнее налегают на жирную свинину, впрочем и она стала многим не по карману. РФ, по сути, стала единственной крупной страной, которая, по данным западных источников, сократила поголовье КРС с 1992 года почти в 3 раза, что косвенно указывает на трехкратное падение доходов населения за последние 30 лет.
Но что особенно любопытно: при всем при этом Россия обогнала Австралию, Аргентину и Бразилию по экспорту говядины на рынок Поднебесной, который, судя по прогнозам, в ближайшее пятилетие будет только расти. Об этом сообщил Центр отраслевой экспертизы (ЦЭЭ) Россельхозбанка. Потребители КНР закупили в первом квартале 2021 года около 3,7 тыс. тонн российской говядины, что в 20 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Таким образом, в России наблюдается парадоксальная ситуация: продажи за границу увеличиваются на фоне сокращения поголовья КРС и роста производственных издержек. Следовательно, несерьезно звучит чиновничье утверждение, что «оснований для существенного роста цен на животноводческую продукцию в текущем году нет». Скорее, воспринимается с точностью до наоборот.
Отметим, что даже по официальной информации, россияне едят крайне мало говядины — меньше 13,5 кг на душу населения, тогда как американцы и европейцы — 25,8 кг. В этих условиях естественно сужается прослойка населения, которая может себе позволить красное мясо. Так, в магазинах московских спальных районов говядина стоит уже 650 — 720 рублей (это без учета вырезки, которая стоит за тысячу рублей — филейный край, лопатка, ребра) в зависимости от разделки. Чуть дешевле она в региональных центрах, но тренд на новые ценники виден даже невооруженным глазом.
Люди, само собой, возмущаются. На форумах можно прочесть самые разные комменты, но всех их объединяет отсутствие веры в лучшее будущее, когда хорошая еда подешевеет, а доходы вырастут. Вот и пишут «раздраженные россияне»:
«Денег нет. Надо меньше жрать…»
«На официальном уровне цены на черную икру и яхты практически не растут в отличие от говядины… Если к Нового году увижу 1000 рэ за кг, не удивлюсь. Знаю, что нам честно — на голубом глазу — объяснят, что во всем виновато «коровье бешенство» или «ковид быков».
И в самом деле, власть всегда найдет, чем ответить «агентам Госдепа, раскачивающим нашу лодку». Если так и дальше пойдет, то скоро можно будет услышать от кремлевских медицинских пропагандистов, что «мясная диета, богатая белком, может заставить почки вырабатывать гораздо более концентрированную мочу, что может привести к обезвоживанию». И тогда появятся мышечные судороги и чувство сильнейшего раздражения.
Значит, в протестах виноваты мясоеды — враги народа.
Свежие комментарии