Наверное, многим из интересующихся историей отечественной авиации известен подвиг лётчика-истребителя Аристотеля Кавтарадзе, который в середине июля 1941 года во время контрудара под Сольцами совершил таран и ценой своей жизни сбил немецкий самолёт. Вместе с ним служили и другие замечательные, храбрые товарищи. Одним из них был лейтенант Фёдор Антонович Мельников, опытный лётчик, уже отличившийся в недавней Советско-финской войне, награждённый медалью «За отвагу». Про таких, как он, говорят: «родился в рубашке».
Везение
Первый документально известный случай невероятного везения случился с ним в тот же день, когда погиб Кавтарадзе, 13 июля 1941 года. Мельникову в паре с другим лётчиком было поручено провести воздушную разведку. Далее лучше процитировать его собственное донесение:
«Выполняя боевое задание на разведку по дорогам Сольцы – Уторош (ж/д), Уторгош – Николаево, Николаево – Подборовье на самолёте И-153 в составе пары на высоте 200–100 метров, мною установлено:
– ж/д Сольцы – Уторгош свободна, движение ж/д составов не обнаружено;
– по дороге Уторгош – Городище движение нашей артиллерии на конной тяге, отдельные автомашины с бойцами, два конных подразделения до 50 человек в каждом и отдельные подводы с гражданским населением (неразб.) находясь в лесу;
В районе между Коршуно – Николаево мой самолёт загорелся справа снизу центроплана (центральной части крыла – Прим. авт.) и, сильно наклонив нос вниз, с правым углом пошёл на снижение. Мне удалось выровнять его уже на высоте деревьев, выключив мотор.
Самолёт упал в лес, где сгорел. Я был выброшен из кабины, и когда пришёл в себя после потери сознания, самолёт полностью был охвачен пламенем. Имею предположение, что самолёт был подбит, ибо перед загоранием самолета и получился сильный толчок и крен вправо».
– ж/д Сольцы – Уторгош свободна, движение ж/д составов не обнаружено;
– по дороге Уторгош – Городище движение нашей артиллерии на конной тяге, отдельные автомашины с бойцами, два конных подразделения до 50 человек в каждом и отдельные подводы с гражданским населением (неразб.) находясь в лесу;
В районе между Коршуно – Николаево мой самолёт загорелся справа снизу центроплана (центральной части крыла – Прим. авт.) и, сильно наклонив нос вниз, с правым углом пошёл на снижение. Мне удалось выровнять его уже на высоте деревьев, выключив мотор.
Самолёт упал в лес, где сгорел. Я был выброшен из кабины, и когда пришёл в себя после потери сознания, самолёт полностью был охвачен пламенем. Имею предположение, что самолёт был подбит, ибо перед загоранием самолета и получился сильный толчок и крен вправо».
Истребитель И-153 летел со скоростью не менее 200 км/ч. Врезавшись на такой скорости в лес, Мельников не только выжил, но и отделался только лёгким «нокаутом» и царапинами! Так что в этот же день смог продиктовать или даже сам написать процитированное выше донесение. Невероятное везение!
К примеру, в похожей ситуации известный лётчик Алексей Маресьев пострадал гораздо сильнее. Хотя ему, в общем-то, тоже повезло. Но он получил такое сильное сотрясение всего тела, что много дней в невменяемом состоянии, с галлюцинациями бродил вокруг места падения своего самолёта. Из-за этого не заметил, как в унты набился мокрый снег, и началось обморожение ног. Причём он упал на нашей территории и не особо далеко от ближайшей деревни. Просто из-за своего состояния не смог сразу выйти к людям.
В книге «Повесть о настоящем человеке» эти обстоятельства, с целью усилить драматизм повествования, изложены иначе: якобы он упал за линией фронта, ступни были повреждены при падении, долго добирался до партизан. В реальности всё было одновременно и проще, и хуже.
Но вернёмся к нашему герою, Фёдору Мельникову. Почти сразу вернувшись к боевой работе, он летал до 14 октября 1941 года, когда был сбит немецкими зенитчиками и получил сильное сотрясение мозга. Видимо, снова была «жёсткая посадка»! В этот раз менее удачная, хотя всё равно – опять очень повезло!
Врачебная комиссия решила, что к лётной работе он теперь не годен. Но большой боевой опыт не забыли и назначили преподавателем в Высшую офицерскую школу воздушного боя ВВС на Люберецком аэродроме в Подмосковье.
Столетие
Больше деталей есть в черниговской газете «Гарт» от 20 февраля 2014 года. И это ещё одно свидетельство удачи Фёдора Антоновича, потому что заметка в газете посвящена его 100-летию! Не каждому повезёт дожить до такого почтенного возраста! На основе этой небольшой статьи и сведений из послужной карточки и наградных листов можно составить краткую биографию:
Родился Фёдор Мельников 15.02.1914 на хуторе Шейкино Валковского района Харьковской области. «По окончании семилетки учился в сельскохозяйственном техникуме на агронома. Быть летчиком он и не мечтал, но его судьбу решил случай.
По направлению техникума Фёдор попал в Сталинградскую область. Как-то работал в поле и увидел, как на колхозную ниву приземлился самолет. Тогда он впервые увидел настоящий самолет-истребитель и захотел летать на нём. Говорит, что до сих пор помнит, как он сверкал ярко-зелеными крыльями».
Был призван в армию 10.08.1936. Окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов. Как уже было сказано, отличился в Советско-финской войне.
За первые 4 месяца Великой Отечественной войны на Северо-Западном фронте совершил 165 успешных боевых вылетов, из них 27 воздушных боёв, 31 штурмовку, 38 сопровождений бомбардировщиков, 60 патрулирований, 36 разведок в тыл противника.
Лично сбил 4 немецких самолёта, это был хороший результат в тот особенно неудачный для нашей авиации первый год войны.
Во время последующей службы в Высшей офицерской школе воздушного боя помог повысить тактические навыки многим молодым лётчикам, таким образом внеся большой вклад в достижение превосходства нашей истребительной авиации над немецкой.
После войны Фёдор Антонович служил в разных местах Советского Союза, в 1957 году вместе с женой и сыном поселился в Чернигове, служил преподавателем местного Высшего авиационного училища летчиков. Ушел на пенсию в звании полковника в конце 1960 года. Награждён двумя орденами Красного Знамени, орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, Богдана Хмельницкого, а также медалями.
Вот такая необыкновенная судьба, в которой соседствуют и везение, и собственный талант, мужество, упорство в достижении целей. В общем, судьба настоящего офицера!
- Автор:
- Виталий Койсин
- Использованы фотографии:
- https://pamyat-naroda.ru
Свежие комментарии