Подразделение гидронавтики было одним из самых засекреченных в СССР. Таковым оно остаётся и поныне. Об этой профессии ходит много слухов и нелепиц. Валерий Кулаков, Герой Советского Союза, стоявший у истоков глубоководных исследований, рассказал о своей службе и приоткрыл завесу тайны этой профессии.
Источник: armystandard.ru
Не воздух, так море
По окончании инженерного училища Кулаков уже хотел строить корабли. Но и тут судьба преподнесла сюрприз. В 1961-1962 годах в стране началось стремительное строительство атомных подводных ракетоносцев. И приказом министра обороны 10 выпускников, в число которых входил Валерий Кулаков, направили на атомную субмарину.
В Обнинске Валерий прошел переподготовку для службы на подлодках. И спустя 6 месяцев началась его глубоководная одиссея. Новоиспеченного подводника отправили на Камчатку – защищать стратегический рубеж.
Участие в конфликтах
Источник: www.wikireading.ru
«Сопровождали наши суда с грузами, в том числе и военного назначения. Американцы были наглые, как только они подходили, начинали пересекать курс наших кораблей, мы всплывали, приподнимали в шахте ракеты, только тогда они уходили. Американцы провоцировали, но на прямые столкновения не шли. Но мы никогда не уступали. То же самое было и у берегов Кубы, и в Средиземном море во время войны в Египте.» - рассказывает Валерий Кулаков.
Возникновение глубоководной техники
Особое внимание уделялось гидроакустическим системам, которые могли обнаружить и опознать субмарины. На дно океана помещались «жучки», а на кабельных линиях связи устанавливалось оборудование, при помощи которого считывали информацию. Теперь подводные кабели нужно было охранять.
Первые подводные аппараты, которые были на вооружении СССР, не могли погружаться ниже 300 метров. Этого было мало. Для разведки и защиты линий связи необходимы были глубоководные комплексы, способные выполнять работы на многокилометровых глубинах.
Первым и не совсем удачным в конструктивном плане был глубоководный аппарат «Архипелаг». Его опускали на дно при помощи тросов с подлодки-носителя. Первое же его погружение едва не превратилось в трагедию. Экипаж из трёх человек находился в наблюдательной капсуле четверо суток.
Источник: lh3.googleusercontent.com
Научившись на своих ошибках, конструкторы разработали новый глубоководный комплекс – «Селигер». В нем изменили расположение тросов, из-за которых произошло ЧП на «Архипелаге» и увеличили шлюзовой отсек – через него теперь мог выбираться весь экипаж одновременно.
Источник: media.tvzvezda.ru
Новая профессия и новые глубины
«Начальником штаба у нас на Камчатке был Николай Михайлович Истратов, который потом перевелся во вновь сформированную организацию, которая называлась 19-й центр Минобороны. И, как это обычно бывает, стал к себе набирать людей, которых хорошо знал. Я написал ему письмо, в котором попросил Николая Михайловича взять меня к себе в новую организацию. Чем она занимается, никто не знал. Я думал, что больше не буду плавать. А оказалось, что ходить в море придется даже больше, чем раньше. Только оказавшись на месте, я узнал, что речь идет о глубоководных испытаниях». – поделился Кулаков.
Гидронавт – почти что космонавт
Строгая медкомиссия учитывала не только физические качества, но и морально-нравственные. Подводники должны были пройти тесты на совместимость с другими членами экипажа, чтобы избежать возможных конфликтных ситуаций на глубине.
Прошедших отбор, направляли на учёбу. Профессия была секретной, и никто их не называл гидронавтами – они были простыми инженерами-испытателями.
Обучение проходили в Кронштадте, Ленинграде и на Севере. По словам Валерия Кулакова, будущие гидронавты бывали в Звёздном городке, где завязали дружеские отношения с космонавтами. И даже позаимствовали у них «Положение о космонавтах», на основе которых писали свои нормативные документы.
Источник: itravelr.ru
Конструктивные особенности «Селигера» и смятение американцев
Источник: armystandard.ru
Дело в том, что иногда в качестве якоря использовали гусеницы трактора. И по словам Кулакова, американцы заснявшие следы гусениц на дне, пришли в страшное смятение. Они полагали, что Советский Союз их обогнал в гонке за Мировой океан - создал аппарат на гусеничном ходу, который закладывает ядерные боеприпасы.
Источник: lh3.googleusercontent.com
Погружение на 2000 метров
Официальное подразделение гидронавтов-испытателей и награды
И только в 1979 году, 10 января, Валерию Кулакову, тогда уже капитану 1-го ранга, за заслуги перед Отечеством вручили Золотую Звезду Героя Советского Союза. Вручал сам генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев.
Источник: uznayvse.ru
Отвечая на вопрос, что приходилось делать при погружении Кулаков говорит уклончиво: «работали как испытатели, но и выполняли боевые задачи - что надо, нашли, что требовалось, сделали».
День сегодняшний
Но и сегодня капитан 1-го ранга в отставке работает на благо Родины. Он занимается общественными работами, состоит в Международной академии единства народов мира и является заместителем Клуба Героев города Москвы и Московской области по социальной работе.
Источник: fishki.net
Источник: https://fishki.net/2977528-voda-v-illjuminatore-istorija-pervoprohodca.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com © Fishki.net
Свежие комментарии