Если посмотреть на любой замок снаружи, то очевидно, что это «укрепленный дом», призванный защитить своих обитателей от угрозы извне. Но… никакой укрепленный дом не в силах защитить его обитателей от них самих, от их глупости, лени, жадности, коварства, желания обладать тем, что тебе не принадлежит или чего ты не достоин. Едва ли не в каждом старинном замке творились черные дела, другое дело, что не все они стали достоянием гласности. Однако есть один замок, преступление в стенах которого приобрело всемирную известность благодаря талантливому перу Уильяма Шекспира.
Поскольку «замок Отелло» вписан в систему укреплений всего города Фамагуста, то он не очень бросается в глаза. Стена, отделяющая город от порта, кажется намного значительнее, особенно когда ты поднимешься по ней наверх по лестнице без перил. Почему-то ограждения на ней для безопасности туристов так и не сделали, и разойтись на ней двум потокам людей бывает совсем нелегко. Но сам «замок» (по сути, это форт) можно узнать вот по этой мраморной плите над входом.
Это замок Отелло (Башня Отелло) – крепостное укрепление в городе Фамагуста на территории северного Кипра, который сегодня принадлежит Турецкой республике Северного Кипра. Здесь реальная история как нигде переплелась с историей вымышленной, однако сам замок как стоял, так и стоит и в нем можно побывать, постоять на башне и… по мере возможности представить себе те трагические события, произошедшие в его стенах.
Старинная карта укреплений Фамагусты. Форт на ней обозначен флагом.
А вот так «башня Дездемоны» (тогда она называлась так) выглядела в 1900 года на туристической открытке. Тогда такие открытки тоже выпускались и были очень популярны среди англичан, приезжавших отдыхать на Кипр.
Вид с башни форта на городскую стену в 1900 г. Судя по количеству зубцов на стена, пушек там могло быть ну просто очень много.
Но прежде чем рассказывать о замке, есть смысл вспомнить и о великом Уильяме Шекспире, и о его нестареющих творениях. Надо сказать, что сюжеты для них он заимствовал буквально отовсюду: брал их из старинных саг и хроник, чужих новелл и незамысловатых моряцких рассказов. Но гений Шекспира был таков, что всему этому он находил новое воплощение и звучание. Вот и история про мавра Отелло «из этой же оперы». Маврами в средневековой Западной Европе называли мусульман Испании и также части Северной Африки – берберов и арабов, которые там обитали после окончания арабских завоеваний. Мавры заслуженно считались отважными моряками и воинами. Есть легенда, что в начале XVI века жил итальянец по имени Маурицио Отелло, командовавший на Кипре венецианскими войсками с 1505 по 1508 год. И вот он при крайне подозрительных обстоятельствах и потерял там свою жену. По другой версии, это и вовсе был губернатор Кипра, лейтенант Христофоро Моро, правивший островом в эти же годы, то есть за 65 лет до захвата острова турками. То есть в основе творения Шекспира лежит вполне конкретный исторический факт, вокруг которого он уже насочинял все, что хотел. И хотя как там все случилось на самом деле, точно никому неизвестно, киприоты очень гордятся тем, что юную Дездемону задушили именно на их острове, а замок Отелло в Фамагусте в обязательном порядке показывают всем приезжающим туда туристам.
Вот он какой - театральный мавр: "Ты перед сном молилась Дездемона?!"
Дом Дездемоны в Венеции. Отсюда, она, бедняжка, уехала на Кипр вместе со своим мужем-мавром. Кстати, идея этой шекспировской драмы актуальна и по сей день – вряд ли стоит, например, нашим девушкам доверять свою судьбу людям с другой ментальностью и темпераментом.
Что касается сюжета драмы, то он «истинно шекспировский» по обилию коварства и тайн, что, впрочем, неудивительно в то время «плаща и кинжала». Известный полководец мавр Отелло венчается с дочерью Брабанцио Дездемоной, полюбившей его «за муки», в то время как он полюбил ее «за состраданье к ним». Но его помощник Яго и молодой дворянин Родриго, который тоже влюблен в Дездемону, устраивают против него заговор. Для этого они хотят оклеветать Дездемону, вливают яд ревности ему в уши и даже подкладывают его приближенному Кассио ее платок, подарок Отелло. Доказательство измены налицо, и обезумевший Отелло отдает Яго приказ убить Кассио. Но хитрый Яго убивает, прежде всего, наивного Родриго и подстраивает все так, что выходит сухим из воды.
Красивый лев над входом в замок, что и говорить!
Так выглядит вход в замок, вернее форт. Кстати, осмотр его платный. Можно платить как в местных турецких лирах, так и в евро.
Фотографировать там особо-то и нечего, и красивых ракурсов очень мало. Поэтому еще раз снимаем вход – крупным планом.
Львов, кстати говоря, здесь в Фамагусте очень много. А раньше, надо полагать, было еще больше.
Ну, а Отелло приходит в спальню к жене и вместо того, чтобы все досконально выяснить, начинает ее, бедняжку, обвинять, никаким доводам рассудка не внемлет и душит Дездемону (хотя в некоторых переводах на русский язык, например, в переводе Пастернака, он ее сначала душит, а потом еще и закалывает кинжалом, что Пастернаку, видимо, показалось вполне уместным).
А вот так он ее убивал, ревнивый злыдень… Картина Александра Колина (1798 – 1875).
Но тут появляются стражники, Яго, жена Яго, Кассио и другие, видят умирающую Дездемону. А жена Яго разоблачает коварство мужа, за что он ее тут же и убивает. Отелло от горя закалывает сам себя, а коварного Яго уводят стражники и надо полагать, что его тоже казнят!
Надо сказать, что на Кипре чуть ли не везде столько красивых сооружений, что играть пьесы можно буквально везде, да вот хотя бы у этого фонтана…
Буквально напротив входа в замок высятся средневековые руины собора Св. Георга. Даже то, что от него осталось, впечатляет, не правда ли? А ведь раньше тут были прекрасные витражные окна. Тут, как говорится, пристроить минарет было просто не к чему, а то бы турки его и сюда бы пристроили непременно! Кстати, как раз позади него видна городская стена и экскаваторы, при помощи которых велись ремонтные работы у замка.
А так они поступили с собором Св.Николая в центре Старого города. Поэтому лучше всего снимать его сзади, где видны все изыски тогдашней готической архитектуры. И пальмы. Собор и пальмы смотрятся очень красиво! Тем более, что с этого ракурса его почему-то мало кто снимает. А вот на минарет справа лучше совсем не смотреть. Ну такое разностилье… и ничего, считается вполне нормальным.
А.С. Пушкин по этому поводу написал, что трагедия Отелло в том, что он слишком уж доверчив, а не надо так уж всем доверять. Люди – они разные бывают!
Что же касается самого замка Отелло, то он находится в северо-восточной (старой) части города Фамагуста, и вплотную примыкает к высокой крепостной стене, которая еще и сегодня окружает грузовой порт. Туристические автобусы делают здесь поворот направо, так как везут туристов к собору Св. Николая, превращенного турками в мечеть, но к замку тоже можно подойти и его посмотреть, только идти нужно будет вдоль крепостной стены в обратном направлении.
Стены и башни замка Фамагусты.
Основа сооружений замка - готика.
Ну, а история этого укрепления началась в начале XIII века, когда король Кипра Генрих I де Лузиньян (1218 – 1253) для защиты входа в порт Фамагусты приказал построить здесь башню. Уже в 1310 году замок в типично готическом стиле был полностью построен, а затем, когда остров перешел под контроль Венецианской республики, по приказу коменданта Николо Фоскари, перестроен в 1492 году. Ремонтные работы длились больше трех лет и коснулись всех крепостных стен, что окружали город. При этом сам замок был отстроен фактически заново и уже в стиле эпохи Возрождения, а над входом в него прикреплена каменная плита с барельефом, на котором был изображен Лев святого Марка – патрона Венеции, с именем самого Н. Фоскари и датой 1492. Сам замок состоит из четырех башен, соединенных коридорами в стенах, а в башнях имелись бойницы для артиллерийских орудий, которые должны были обстреливать акваторию перед портом. Такая планировка позволяла быстро и скрытно перебрасывать солдат с одного участка на другой, нигде не подставляя солдат под выстрелы. Рядом с замком находится и прилегающий к нему двор, где выставлены старинные турецкие и испанские бронзовые и железные орудия, возраст которых больше 400 лет, а также каменные и железные ядра.
Одна из пушек того времени. Железная труба, скованная из свернутого железного листа. Потом на нее в нагретом стоянии натягивали вот эти железные кольца… Стреляли из нее люди совершенно отчаянные. Либо... использовали длинный фитиль, потому что очень часто такие пушки разрывало. Ядра были каменные, поскольку играли роль гранат. От удара обо что-то твердое они разлетались на куски и калечили окружающих.
Таких деревьев, как это сейчас, на Кипре всего раз-два и обчелся. Когда-то из таких сикомор местные жители и строили свои корабли, рубили их на уголь и плавили медь. Хотели, как лучше, зато теперь в засуху завозят воду на танкерах!
Впрочем, замком Отелло назвали этот форт гораздо позднее, уже во времена британского колониального владычества над Кипром. Потому что разве могли пройти англичане мимо столь явной возможности увековечивания памяти своего великого драматурга?!
Автор: Вячеслав Шпаковский
Свежие комментарии