На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 414 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Раздали Независимости,а теперь не знаем как собрать снова.Теперь обложены врагами да когда-то они составляли СССР!На пути в Самарка...
  • Eduard
    Вот! А какого черта развалили СССР,когла это было наше? Независимости не бывает вообще,но зачем мы всё отдали им? СШ...На пути в Самарка...
  • Yvan
    Не идиот, а враг, как, впрочем, многие другие нынешние лидеры постсоветстких республик, бывшие партийные функционеры,...Токаев вступил на...

Из конца в начало. Бронепоезд XI

Из конца в начало. Бронепоезд XI
Бронепоезд Panzerzug IX в полном составе, 1915 год. На переднем плане мотоброневагонвагон, за ним пулеметная бронеплощадка, бронепаровоз и второй пулеметный вагон. За характерный приземистый силуэт этот бронепоезд в войсках получил прозвище «плоский»


Весело хлопает страус крыльями, но они не сравнятся с перьями и пухом аиста.
Книга Иова, 39:13

История оружия. А было так, что публикация материала о мотоброневагоне вызвала прямо-таки какой-то нездоровый ажиотаж среди читателей «ВО». Тут и заявления были, что ничегошеньки у нас тогда не было: ни инженеров, ни двигателей — наверное, одни лапти, и что в создании мотоброневагонов первенствовали не мы, а австрийцы. Ну да, конечно. Именно так. Но дьявол всегда скрывается в мелочах. Поэтому лучше всего будет рассказать об этой австрийской машине войны, то есть вернуться от конца к началу.

Ну а начать нужно с того, что в конце апреля 1915 года в мастерских в Ной-Сандеце должна была начаться реконструкция Panzerzug I – одного из бронепоездов Австро-Венгерской монархии. Основным требованием было улучшение брони, чтобы она могла выдерживать попадание орудийных гранат. Силуэт должен был стать как можно ниже, чтобы уменьшить площадь цели для огня противника. Кроме того, резкие контуры следовало сгладить и закрасить зеленовато-серым слоем краски, чтобы машина лучше сливалась с окружающей местностью. Поэтому форма вагонов была выбрана округлой, напоминающей подводные лодки или торпедные катера.


Схема мотоброневагона Шобера

Строительство началось 1 мая 1915 года, а завершилось 31 июля 1915 года. Причем бронепоезд сначала назывался Panzerzug Schober («Бронепоезд Шобера»), но с 1916 года он был переименован в Panzerzug XI. Стоимость строительства бронепоезда составила 278 500 австро-венгерских крон. Локомотив бронепоезда был построен в 1907 году локомотивным заводом Krauss & Comp. Он использовался в Галиции на государственной местной железной дороге Тарнув–Щуцин.

С началом войны район железной дороги был занят русскими войсками. Транспортные средства были заранее эвакуированы. Поэтому в мае 1915 года списанный локомотив был включен в состав вновь построенного бронепоезда XI. Броня паровоза состояла из броневых листов толщиной 18 мм, которые полностью закрывали паровоз. Для увеличения дальности хода и вместимости по перевозке угля и воды к локомотиву был прицеплен двухосный тендер, который также был забронирован. Причем единого целого с паровозом этот тендер не составлял.


Мотоброневагон Шобера. Бронепоезд Panzerzug IX

Артиллерийская установка «Бронепоезда XI» представляла собой бронированный вагон с мотором, построенным по чертежам капитана Шобера и машинного комиссара Государственных железных дорог Лео Поплавски. Это был трехосный вагон весом 45 тонн. В середине машины находилась вращающаяся орудийная башня, вращавшаяся на погоне со стальными шарами. Внутри неё была установлена 7-см морская пушка L/30 фирмы Škoda (реальный калибр — 66-мм). Орудийная башня имела высоту 1,90 м и диаметр 2,00 м. В ней было место для трех человек, обслуживавших орудие, и 80 артиллерийских снарядов. Они хранились вокруг башни во взрывобезопасном внутреннем магазине.

Поскольку здесь же размещался и командир бронемашины, башня была оснащена зрительной трубой, дальномером и электрическим прожектором. Сама башня могла вращаться на 360°, причем поворачивалась либо с помощью двигателя, либо, в экстренной ситуации, вручную солдатом, крутившим рукоять зубчатого привода. Остальная часть корпуса вагона имела высоту 1,10 м и ширину 2,90 м. Оконечности были полукруглыми, закругленными и изогнутыми. Это означало, что вагон имел значительно меньшее сопротивление воздуха при движении на высоких скоростях, и такая форма обеспечивала большую защиту от выстрелов, поскольку пули часто от неё отскакивали. В оконечностях вагона имелось по три бойницы для пулемётов. Склад боеприпасов располагался в передней части машины, а двигатель и топливный бак — в задней.


Он же. На башне хорошо видна прожекторная установка

Здесь же был установлен четырехцилиндровый бензиновый двигатель мощностью 85 л.с. Привод на среднюю ось осуществлялся от двигателя через коробку передач и цепь. С этим двигателем «броневик» развивал максимальную скорость 40 км/ч. Освещение обеспечивалось динамо-машиной Bosch напряжением 12 вольт.


Модель Panzerzug IX в масштабе НО

Вагон состоял из сборных стальных арок длиной 5 м. Стальные арки были соединены между собой и с рамой винтами. Бойницы и свод башни были укреплены железобетоном. Стальные арки были усилены и бронированы 18-миллиметровыми бронелистами компании Witkowitz. Ходовая часть машины также была бронирована со всех сторон броневыми листами толщиной 18 мм. В полу автомобиля имелось два запираемых выходных люка.

«Бронепоезд XI» имел также два пехотных вагона той же конструкции, что и артиллерийский вагон. Как и артиллерийский вагон, это были трехосные О-образные вагоны. Они также состояли из сборных стальных арок и были бронированы слоем брони толщиной 18 мм. Однако у них не было независимой двигательной установки и орудийной башни. В корпусах имелось несколько бойниц для винтовок и пулеметов. Для противовоздушной обороны в центре имелись две пулеметные установки. Для связи с другими вагонами и паровозом имелась телефонная и звонковая система. Несколько перископов, обеспечивавших беспрепятственный обзор снаружи во время боя или вражеского огня, были установлены в каждом вагоне. Экипаж и посадку и высадку из вагона производил через два прямоугольных люка на крыше корпуса.


Наш «Заамурец» после первой модернизации с башнями большего объема и старыми 57-мм орудиями

«Бронепоезд XI» находился в эксплуатации с августа по конец октября 1915 года в Вальсугане в направлении Борго-Вальсугана в связи с вступлением Италии в войну. Бронепоезд подчинялся Командованию национальной обороны Тироля под командованием генерала Виктора Данкля. Из-за постоянно растущего количества артиллерийских орудий противника на окружающих горах бронепоезд пришлось перебросить на восток.

10 сентября 1916 года румынские войска атаковали восточнее Эгихазаса-Олахфалу и вынудили отступить 19-ю горнострелковую бригаду «Ландштурм». В то же время батальон «Ландштурма» II 12 и основная часть 1-й гусарской бригады «Ландштурма» под командованием полковника Чечи-Надя были отброшены в седловину к востоку от Мезёхаваса. После очередной атаки войска отступили на позицию в десяти километрах к востоку от Прайда. По этой причине были задействованы резервы и «бронепоезд XI», но лишь с большим трудом смогли предотвратить потерю артиллерийских орудий в Местерхазе. С подписанием Брестского мира боевые действия на Востоке прекратились. Еще до начала переговоров «бронепоезд XI» переведен на итальянский фронт и принял участие в небольших стычках Двенадцатой битвы при Изонцо.


«Заамурец» в окончательном виде с 76,2-мм орудиями мод. 1902 г.

В 1917 году боевая карьера австрийского мотоброневагона закончилась. В сентябре «IX» попал под огонь неприятельской артиллерии, и мотоброневагон был потерян, но сам бронепоезд потом всё же удалось починить. Позднее, а именно до 1919 года, была построена ещё пара таких же броневагонов, действовавших в составе Венгерской Красной армии.

ТТХ: общая масса 59,0 т (локомотив), 45,0 т (броневагон с пушкой). Длина 10,58 м (локомотив), ширина 2,90 м. Скорость 30 км/ч (локомотив), 40 км/ч (броневагон с пушкой).

Очевидно, что данный мотоброневагон не являлся самостоятельной боевой единицей и не мог действовать на значительном удалении от основного состава. По сути, это был не мотоброневагон, а так называемая автомотриса, или моторный самоходный железнодорожный вагон с вооружением и бронированием, или самоходная бронеплощадка ограниченного радиуса действия.

По сравнению с российским «Заамурцем» он был меньше, слабее вооружен (57-мм пушки Норденфельда обладали более высокой скорострельностью – 36 выстрелов в минуту) и не мог действовать достаточно долго в отрыве от остального состава. А наш «Заамурец» мог. То есть сравнение получается явно не в пользу австрийца…
Ссылка на первоисточник
наверх