При Иване III отношения Москвы с Крымом были союзническими, так как обоим государствам надо было противостоять реваншистским устремлениям слабеющей Орды. Именно при активной помощи крымского хана Менгли-Гирея, систематически совершавшего в Орду опустошительные походы, Русь смогла покончить с ордынским игом.
При Василии III, когда Орды уже не существовало, отношения между Москвой и Крымом уже не отличались ровностью : время от времени в приграничных степных районах вспыхивали столкновения между крымскими и русскими войсками, а великий князь вынужден был для поддержания относительного мира регулярно отсылать крымскому хану «поминки» (дары), напоминающие дань.
Во время Ивана IV крымские ханы, следуя политике своих могущественных покровителей — османских султанов, стремились распространить свою власть (и соответственно, верховную власть султанов) на мусульманские земли Поволжья под лозунгами мусульманского единства. Поэтому расширявшая свое влияние в Поволжье Россия окончательно превратилась для них в геополитического соперника.
К столкновению с Московским государством их побуждали и религиозные причины, так как они, будучи представителями провозгласивших себя халифами (предводителями, покровителями) всех мусульман османских султанов, считали своим долгом защищать единоверцев от иноверной экспансии. В том числе Крым стал требовать ухода России из Казани.
Ухудшение отношений между Москвой и Крымом привело, однако, к дальнейшему расширению влияния московского государя: на него как на потенциального покровителя стали смотреть некоторые князья проживавших на Северном Кавказе, то есть, в непосредственной близости от границ Крымского ханства, адыгов (черкесов). Адыги издавна воевали с крымскими ханами и часто терпели опустошительные вторжения крымских войск.
Уже в ноябре 1552 г., то есть вскоре после захвата Казани, в Москву прибыло первое адыгское посольство. В 1555 г. Иван IV принял вассальную присягу пяти черкеских князей, и в том же году русский отряд под командованием И. Шереметьева вступил в военные действия между крымцами и адыгами на стороне последних.
В целом военные действия шли с переменным успехом, однако в результате вмешательства Московского государства силы крымцев оказались в значительной степени скованными. Тогда в 1557 г. еще несколько черкесских князей приняли вассальное подданство Ивана IV. Хотя земли этих князей находились лишь в вассальной зависимости от русского царя, то есть, выставляли воинов для участия в походах на стороне Ивана IV и время от времени уплачивали дань, в своих внутренних делах управляясь полностью самостоятельно (а позже часть черкесских князей и вовсе вышла из московского подданства), впервые политическое влияние Московского государства проникло так глубоко на юг — до кавказских предгорий.
Полную версию статьи прочитать можно здесь: http://history-thema.com/nachalo-russkogo-tsarstva-ivan-iv-i-ego-vremya-chast-ii/
Свежие комментарии