Есть такое мнение, что как назовешь корабль, так он и поплывет. А вот к политическим партиям, в частности, к казахстанским, такое не относится.
К примеру, правящая партия Казахстана ранее носила гордое название «Нур Отан» – «Свет Родины». И довела страну до прошлогоднего январского путча, развала энергетики и коммунального хозяйства, а также нерентабельности добычи природных ресурсов.
Но вот новый президент республики решил строить «Новый Казахстан» как своего рода азиатский «Град на Холме». В свете такого светлого будущего в Акорде почему-то решили, что «Свет Родины» уже не годится, а вот «Заветы предков» («Аманат») – самое то.
Ну и какие такие заветы понесет гражданам Казахстана этот самый правящий «Аманат»?
Взглянем, что из себя представляет ключевой игрок «Аманата», кандидат в депутаты мажилиса Асхат Аймагамбетов. Его призвали в ряды «Аманата» как весьма популярного политика для усиления позиций партии перед выборами.
В 2006 году Аймагамбетов прошел обучение в «Школе политического просвещения» на средства нежелательного в России «Фонда Сороса» и государственных структур США и Великобритании.
В 2006 году во время обучения в Москве отправился на незаконный гей-парад, был возмущен фактом, что участникам парада, геям-иностранцам москвичи надавали тумаков.
Находясь на госслужбе, Аймагамбетов и подконтрольная ему общественная организация «Ансар» получала под сомнительными предлогами крупные суммы от того же «Фонда Сороса». В 2006-2007 годах, когда Аймагамбетов был функционером городского маслихата Караганды, он и связанная с ним организация «Лига молодых “Ансар”» получила грантов на общую сумму более 200 тыс. долл. При этом лично Аймагамбетов получил два гранта по сомнительным поводам. В 2006 году – две тысячи долларов в качестве гонорара за книгу «Бюджетный процесс: путеводитель и руководство к действию», в 2007 году ещё более 1200 долларов на проведение семинара об испанском регионализме в Мадриде.
Будучи министром просвещения, прославился как ярый русофоб и требовал, как мы писали, отменить преподавание русского языка в первых классах школ.
«Будучи участником гей-парадов, Аймагамбетов подписал договор о передаче Северо-Казахстанского Университета имени Манаша Козыбаева под контроль Университета Аризоны (США). Университет Аризоны – является крупнейшим центром пропаганды сексуальных меньшинств (ЛГБТ) в США. Там проводятся специальные занятия со студентами, включающие обсуждение гомосексуальных фантазий, пропаганда «небинарности» пола и т.д. Правила вуза предусматривают особые льготы для представителей сексуальных меньшинств, включая предоставление бесплатного жилья. В результате около 20% американских студентов относят себя к ЛГБТ», пишет Stanradar.
Аймагамбетова обвиняли в том, что, будучи министром, он выплатил себе и заместителям в конце 2020 года крупные бонусы, причём сам получил около 15 млн тенге в качестве «прибавки».
Вот краткий перечень уголовных дел, где замечен след Аймагамбетова:
«Дело “КазИнтерСервис-Астана”, которая заключила сделку на закупку компьютерной техники для школ ненадлежащего качества. В результате государству был нанесен ущерб на 3,5 млрд тенге (8,2 млн долл.). Оборот фирм “семьи” Тулеповых резко вырос в 2017 году после назначения Аймагамбетова на пост вице-главы, а затем и главой МОН. А резкий рост заказов в 2020 году стал возможен благодаря техническим требованиям к закупаемой продукции, утвержденной министерством, которые по семи пунктам – совпали с характеристиками продукции, эксклюзивным реализатором которой в Казахстане выступало ТОО “КазИнтерСервис”. Эти требования были установлены приказом № 79 от 2 марта 2020 года – за подписью Асхата Аймагамбетова.
Дело ТОО “Ustaz”, с которым МОН заключило соглашение на 6,7 млрд тенге (около 8,6 млн долларов) по обучению педагогов Казахстана английскому языку. До 80% прошедших подготовку учителей не владели английским на должном уровне и нуждались в допобучении. Этот эпизод во многом определил срыв государственной программы по переходу на «трехъязычное образование». Репутация “Ustaz” позже также пострадала, так как ее представитель был арестован в 2020-м за попытку дачи взятки чиновникам в сфере образования. При этом, по данным Анар Каирбековой, прибыли ТОО “Ustaz” росли в период пребывания Асхата Аймагамбетова на руководящих постах в министерстве и падали в краткий период его перевода на другую работу в 2019 г.
Дело МУИТ. По деду были осуждены ректор Дамир Шыныбеков и бухгалтер Жанайым Спабекова, обвиненные в хищении 1,7 млрд тенге (3,9 млн долл) средств, переданных из МОН в стипендиальный фонд вуза. Шыныбеков в суде заявлял, что бухгалтер Спабекова находилась в сговоре с неким «неустановленным» чиновником МОН, который способствовал успеху хищения, закрывая глаза на завышенные суммы затребованных вузом средств. Этим «неустановленным» чиновником был Асхат Аймагамбетов, занимавший на тот момент пост вице-министра образования».
И уж совсем неприличное для вроде бы грамотного человека и опытного политика – плагиат диссертации.
Центр научно-технической экспертизы (НЦГНТЭ) Казахстана привёл доказательства, что почти половина текста кандидатской диссертации министра Аймагамбетова составлена из заимствований у других авторов, выдаваемых за авторский текст. В суд Аймагамбетов не пошёл, хотя и грозился. Вместо этого его адвокат Канат Тналин по его поручению изъял из НЦГНТЭ в августе 2020 года оригинал диссертации. Министр не учёл лишь того, что в НЦГНТЭ и иных местах могли остаться официальные копии диссертации. Так что тема не закрыта, и политические соперники Аймагамбетова не преминут обратить на неё внимание.
…Имея в своем активе такое внушительное досье, наш герой может рассчитывать на ключевые должности в обновлённом мажилисе, возможно, даже на пост спикера. То, что он будет избран, и что в мажилисе будет доминировать переименованный «Свет Родины» (ставший «Заветом предков») – сомнений нет. Возможно ли, чтобы человек с такой неоднозначной репутацией претендовал не только на избрание в парламент, но и имел шансы на то, чтобы возглавить мажилис?
Думается, не только возможно, но даже ожидаемо. Дело в том, что рейтинг «Аманата», как отмечает известный казахстанский политолог Данияр Ашимбаев, нешуточно пострадал из-за «новизны бренда», а «профессиональные борцы» со «Старым Казахстаном» энтузиазма и доверия [у избирателей] особо не вызывают.
К примеру, хорошо известен прежний спикер Ерлан Кошанов, возглавивший в апреле прошлого года правящую партию – тот самый, который возмутился репликой посла России в республики о русофобии в Казахстане. В остальном же он настолько невзрачен как политик, что на грядущих выборах в мажилис представляет не столько актив, сколько пассив для «Аманата».
Исполнительный секретарь партии Елнур Бейсенбаев, отметившийся угрозой отправить запрос Генеральному прокурору, чтобы тот дал правовую оценку угрозам и негативным высказываниям в адрес Казахстана на российском телевидении, энергичен, но прост, на взгляд автора, как топор.
Так что в популистской риторике, без владения которой на политических высотах делать нечего, с Аймагамбетовым они сравниться не могут.
Более того, изо всех партийных функционеров «только один человек пользовался авторитетом в обществе – экс-глава Минпроса Аймагамбетов, приход которого в партию действительно усилил её перед выборами», – отмечает Ашимбаев.
Такова текущая реальность нового-старого Казахстана, в которой известный своими нетрадиционными наклонностями коррупционер, отъявленный соросёнок и русофоб – вполне уважаемый человек.
К чему может привести республику столь сумеречное общественное сознание, кроме медленного, но неуклонного дрейфа в сторону кромки социального хаоса?
Оставим этот вопрос по причине его откровенной риторичности без ответа, ибо правящие элиты Казахстана, в какие бы политкорректные одежды они ни рядились, чтут не «Завет предков» или «Свет Родины», а заветы Сороса и мутный «свет» коррупции.
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук
Свежие комментарии