На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Карабухин
    ..Легче прикинуться идиотом-дурачком, чтоб только не нести ответственность за совершённые преступления перед человече...Asia Times: Решен...
  • Вячеслав Денисов
    Т.е, наши славные енаралы даже пулемётами армию не смогли обеспечить!!! И теперь, некоторых из них, наконец-то аресто...Северокорейский п...
  • Дмитрий Бакланов
    Чушь какая-то.последний год подсолнечное масло дешевеет.Вслед за сливочны...

Noblesse oblige — 26: Давайте смотреть правде в глаза

МИХАИЛ ХАЗИН

У меня уже было ощущение, что эту серию нужно прекращать, поскольку я выговорился (на какое-то время уж точно), но жизнь подкидывает всё новые и новые сюжеты. Вот и сейчас, я, прочитав интервью Андрея Кобякова понял, что есть одна принципиальная тема, которая нуждается в обсуждении.

Тема эта — возобновление информационного потока, который описывает тяжёлую жизнь российских граждан.

Нет, это, безусловно, чистые факты, уровень жизни падает, малый и средний бизнес закрывается, в стране уже седьмой год идёт экономический спад. Но официальная позиция правительства и ЦБ состоит в том, что всё отлично и замечательно, имеет место экономический рост, расцвет и процветание и только коррупция со стороны друзей Путина портит наши отношения с замечательными западными партнёрами.

Но на этом фоне появляется всё большое количество информации (в том числе, вброшенная и Росстатом, и РАНХиГСом, и ВШЭ и другими правительственными и либеральными структурами), как на самом деле у нас всё плохо. И вот тут имеет место какая-то явная проблема. Ведь либеральная группа прочно входит в российскую элиту, у неё прочный и надёжный кусок, который у неё никто не отбирает. Несмотря на, кстати, активный народный протест. В 90-е годы наша элита (в том числе и ее либеральная часть) приняла твёрдое решение: внутренние разборки на народ не выносим, это слишком опасно, народ восстаёт против всей элиты, а не против отдельных её представителей. И этот пакт почти 20 лет выполнялся. Что изменилось сейчас?

Отметим, что этот же вопрос возникает, когда начинаешь уточнять позицию тех, кто кричит: «Да, они там все одним миром мазаны, Путин самый главный либерал!» Может быть, априори я спорить не буду. Но — вопрос задам. Если там всё так «схвачено» и позиция элиты едина, то откуда все эти «безобразия» с утечкой информации? Неужели происки «врагов»? А им для чего? Свалить «кровавую коррупционную клику» Путина? А почему тогда они никогда не ругали Кудрина, Силуанова или Набиуллина? Неужели за кристальную личную честность? А Чубайса? Тоже за честность? Ну уж тут, простите никак не поверю.

В общем, вылезают разные несоответствия. С которыми не очень понятно что делать в рамках концепции «все они одним миром мазаны». Можно, конечно, предположить, что есть внутренние кланы, у которых одни цели, но которые немножко конкурируют, но не будут же они подрывать собственные интересы, с точки зрения своего элитного статуса! В конце концов, антиэлиты и контрэлиты никто не отменял и такой риск, прямо скажем, недопустим! С точки зрения любого разумного человека. И ладно бы чего-то не понимали, но опыт-то 90-х никуда деться не мог, люди всё те же.

И получается, что ответ про «мазаны одним миром» не проходит. Ну вот совсем… Он не отвечает на принципиальные моменты, без которых объяснить текущую ситуацию невозможно. И даже транзит власти тут не поможет, на примере конца 40-х — начала 50-х годов видно, что внутриэлитные схватки того времени никак не просачивались в народ, по отношению к нему элиты выступали абсолютно единым целым. Как, кстати, и в США во время выборов, личные обвинения есть, а системных всё равно нет.

И получается, что ответ нужен другой. У меня он есть, я его много раз предъявлял и сейчас повторю с объяснением того самого принципиального момента, который вызвал противоречия. Всё дело в том, что в нашей стране элита состоит из нескольких групп, у которых совершенно различные целевые показатели. Или, иначе, принадлежащие к разным глобальным проектам. Принципиально разным. Так, либеральная часть элиты, вообще, не заморачивается судьбами России и её граждан, она решает другие задачи и граждане её интересуют лишь настолько, насколько их можно использовать для решения своих задач.

При этом именно эта группа почти 20 лет формировала «под себя» всю систему исполнительной власти. А в сфере экономики и финансов продолжает это делать до сих пор. И практически весь бизнес сформирован этой группой, причем в процессе приватизации. Те бизнес-структуры, которые возникли до приватизации и сохраняли от неё некоторую независимость были вполне целенаправленно ликвидированы в процессе дефолта 1998 года (и именно для решения этой задачи дефолтов было сделано два, не только, банковский, но и суверенный). В общем, это сильная группа.

Но и назвать альтернативную группу «патриотической» тоже не совсем верно. Дело в том, что альтернативных групп несколько и то, что они выглядят более или менее едино (возник даже такой смешной термин «siloviki») чисто ситуативный момент: они пытаются, наконец, сместить либеральную группу со своих позиций. Причин к этому много, в том числе и отобрать не совсем честно нажитое добро, но главная причина всё-таки в другом. Либералы получили свои полномочия (в том числе и взаимодействие с транснациональной финансовой элитой и бреттон-вудскими институтами) не просто так, а в обмен на гарантию нормального развития экономики. Поскольку богатства всех элитных групп должны расширяться, а не уменьшаться.

И если для либералов роль России в мире не играет роли (на самом деле, для самых продвинутых, вроде Чубайса, уже играет, поскольку статус представителя элиты в не самой маленькой стране мира это совсем не то же, что роль приживалы при каком-то не самом уважаемом исследовательском институте; посмотрите на Илларионова, который до сих пор не может простить, что его, посадили на не самую высокую зарплату), то для остальных элитных групп это вопрос принципиальный. Кроме того, им нужна гарантия собственности (легитимация которой сегодня носит вполне транснациональный характер), а это сегодня, возможно, только через либералов.

Так вот, обе эти задачи либеральная элитная группа сегодня в России не выполняет. Экономического роста в стране нет уже больше 6 лет, а попытки что-то там легализировать через либералов может кончиться очень плохо. Причем на Западе прямо и честно говорят, почему представители российской либеральной элиты потеряли международный авторитет: они плохо борются с Путиным! Вопрос о том, что они могут сделать тут носит чисто риторический характер.

Отметим, что появление Трампа (то есть альтернативной от «Западного» глобального проекта элитной группы) в США создало для нелиберальных элитных групп в России шанс. Я им, кстати, предлагал создать соответствующие (то есть для взаимодействия со стоящими за Трампом элитными группами) институты в процессе выборов 2016 года. Но они или не поняли, или не смогли. В результате эффективность работы с Трампом крайне низкая и дело тут вовсе не в «комиссии Мюллера». Так что сейчас им нужно придумывать новые варианты действия. Впрочем, это я уже отвлекаюсь.

Так вот, если предположить, что у нас есть разные элитные группы, принадлежащие к разным глобальным проектам (а есть еще и более мелкие группы, регионального и национального уровня), то картина становится куда более понятной. Вопрос сегодня идёт не о том, как элите консолидироваться, как это было в конце 90-х — начале 2000-х, а о том, что одну из крупных элитных групп (по имуществу — самую крупную) необходимо отстранить от рычагов власти, по сути, пересмотреть элитные соглашения конца 90-х. А оставшиеся группы должны переструктуризироваться и разделить полномочия.

А им сложно, поскольку они свои проектные институты не сформировали. Во власти, особенно среди силовиков, довольно много сторонников социализма (то есть "Красного" проекта), но нет идеологических институтов, которые чётко сформулировали, как и что нужно сегодня делать и вообще, что, собственно, нужно говорить народу и своим сторонникам. Аналогичная ситуация с монархистами. Нет, они, конечно, с РПЦ (точнее, с её прозападной частью) дружат, они тащат «царевича Гошу» и так далее, но идеология и у них не простроена: и уши Ватикана торчат, и европейской элиты в виде Гогенцоллнеров, к которым пресловутый царевич и принадлежит, и зачем-то они провоцируют народ Колчаками, Маннергеймами пр. И так у всех.

И в результате, вместо идеологической схватки (для которой есть все основания), результаты которой, впрочем, предопределены, поскольку после пенсионной реформу уже 90% граждан поддерживают Сталина, имеет место схватка бульдогов под ковром. А поскольку мира в этой схватке быть не может (как там в Горце? «Остаться может только один!» В смысле, победить должен один глобальный проект), всё безобразие и лезет из-под ковра наружу!

В такой ситуации дело и до Гражданской войны может дойти, поскольку крайне важная тема. А поскольку она вызвана объективными обстоятельствами (российская либеральная группа ослабла не по своей инициативе, а потому, что является частью транснациональной финансовой элиты, которая утратила главный механизм своего контроля над миром), то и отложить вопросы никак невозможно. Так что у нас реально транзит власти, но вот только не смена Путина, а смена внутриэлитного консенсуса. И исходя из этого понимания и нужно разбираться с ситуацией.

 

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх