2 ноября китайская группа компаний Hongdu Aircraft Industry Group (HAIG) провела презентацию перспективного легкого учебно-тренировочного самолета L-15B, представляющего собой вариант дальнейшего развития существующей техники. От предшественников машина с литерой «B» отличается некоторыми важными особенностями, что может дать ей большое будущее.
Рассмотрим перспективный китайский проект и его преимущества.
Как нынешний L-15B, так и предыдущие машины семейства интересны своим происхождением. Формально самолет считается китайской разработкой, но в его создании самое активное участие принимали зарубежные предприятия. Производство серийной техники тоже критически зависит от импорта. Фактически в проектах линейки L-15 реализован опыт авиастроителей бывшего СССР.
Головным разработчиком базового L-15 была группа HAIG. Большая роль в работах возлагалась на российскую компанию «Яковлев». За разработку и производство силовой установки для китайских самолетов на всех этапах отвечало украинское предприятие «Мотор Сич».
Использование зарубежного опыта и наработок, внешнее сходство и другие факторы уже давно привели к появлению любопытных оценок. Так, L-15 и его производные нередко называют китайской версией российского УТС Як-130.
К настоящему времени производство самолетов максимально локализовано, однако, несмотря на все варианты развития, в основе семейства лежат наработки российских конструкторов. Также до сих пор используются украинские двигатели. Даже последний L-15B в известной мере основан на зарубежном опыте. Впрочем, это не является минусом самолета.
L-15B представляет собой учебно-боевой самолет нормальной аэродинамической схемы со среднерасположенным крылом и двумя двигателями. При изготовлении планера широко используются углеродные композиты – порядка четверти конструкции. За счет этого заявленный ресурс агрегатов достигает 30 лет.
Первые опытные образцы L-15 комплектовались турбореактивными двигателями ДВ-2 и ДВ-2Ф украинского производства. В дальнейшем их заменили более мощными изделиями АИ-222-25Ф. Последние развивают тягу 2500 кгс без форсажа и 4200 кгс с форсажной камерой. Утверждается, что замена ДВ-2 на АИ-222-25Ф сделала самолеты семейства сверхзвуковыми и обеспечила им требуемые летно-технические и взлетно-посадочные характеристики.
L-15B отличается от базового образца повышенными характеристиками и новыми возможностями, что привело к необходимости определенных доработок. Самое заметное изменение – точки внешней подвески под фюзеляжем и крылом. L-15B получает девять точек для оружия или иных подвесных агрегатов. Ранее группа HAIG продвигала УБС L-15AW со схожим оснащением. Однако этот самолет имел лишь семь точек подвески.
Наиболее интересные нововведения имеют место в сфере бортового радиоэлектронного оборудования. Для эффективного решения боевых задач перспективный УБС L-15B должен использовать полноценный прицельно-навигационный комплекс с радиолокационной станцией, средствами управления вооружением и т.д. Для сравнения, базовый УТС L-15, по известным данным, имел весьма ограниченные боевые возможности.
Сообщается, что L-15B оснащается новой авиационной РЛС с пассивной ФАР. С ней сопрягается цифровая система управления вооружением. Также имеются сведения о применении бортового комплекса обороны. С его помощью самолет должен обнаруживать атаки противника и уходить из-под удара. Тип БКО, его состав и принципы действия пока остаются неизвестными.
По сути, речь идет о глубокой модернизации исходного комплекта БРЭО с учетом нового предназначения самолета. Учебно-тренировочный L-15 имел аппаратуру в основном для пилотирования и подготовки летчиков, тогда как учебно-боевой L-15B получает приборы, соответствующие его задачам.
За счет нового бортового оснащения и узлов подвески L-15B способен решать широкий круг боевых задач. Этот самолет может применяться для борьбы с воздушными целями или в качестве фронтового ударного самолета. Новая аппаратура и оружие позволяют получить неплохие боевые качества, но по общим характеристикам УБС L-15B должен уступать специализированным самолетам.
Боевая нагрузка китайского самолета достигает 3,5 т. Для ее подвески используется девять узлов. Три узла располагается под фюзеляжем, еще по три – под плоскостями. Встроенное вооружение отсутствует. При необходимости L-15B может нести подвесной контейнер с пулеметным или пушечным вооружением и боекомплектом.
Самолет может использовать управляемые ракеты «воздух-воздух» нескольких типов. Наибольший интерес в этом контексте представляет совместимость с ракетой средней дальности PL-12. С помощью такого оружия УБС L-15B может поражать цели на дальностях порядка 70 км. Имеется выбор из нескольких ракет малой дальности. Впрочем, по возможностям «воздух-воздух» новый самолет уступает другим боевым машинам.
Для поражения наземных целей могут использоваться неуправляемые ракеты и бомбы разных типов. По некоторым данным, БРЭО L-15B обеспечивает применение корректируемых бомб.
Согласно доступным данным, перспективный учебно-боевой самолет Hongdu L-15B сохраняет необходимые возможности для подготовки летного состава, но при этом становится полноценной боевой единицей. Подобная универсальность имеет очевидные достоинства, хотя и не лишена недостатков.
Необходимо отметить, что нынешний L-15B не является первым УБС в своем семействе. Базовый L-15 способен нести вооружение, а затем предлагался проект L-15AW – самолет с улучшенными боевыми возможностями. Однако нынешняя модификация с литерой «B» имеет преимущества перед предыдущими разработками. За счет совершенствования различных компонентов конструкции удалось нарастить взлетный вес, в т.ч. боевую нагрузку, расширить номенклатуру вооружений и т.д. Некоторым образом выросли летные характеристики.
Все семейство УТС / УБС L-15 создавалось с прицелом на продажу техники китайской армии и зарубежным заказчикам. То же касается и последней модели L-15B. О заказах на этот самолет пока ничего не известно, но информацию о продаже предыдущих модификаций можно использовать для новых оценок.
С 2013 г. самолеты L-15 поставляются ВВС НОАК, где используются для подготовки летчиков тактической авиации. В 2018 г. стало известно о поставке такой техники ВМС НОАК. Закупка выполнена в интересах учебных частей морской авиации, в т.ч. палубной. В 2017 г. партия из шести самолетов L-15 отправилась из Китая в Замбию.
Интерес к закупке Hongdu L-15 проявляли несколько других стран. Велись переговоры с Пакистаном. Технику изучали специалисты Уругвая. С 2014 г. неоднократно говорилось о возможном развертывании лицензионного производства L-15 в Одессе. Однако пока договоры с этими странами не подписывались.
В 2017 г. стало известно, что ВВС Замбии остались довольны первой партией китайских самолетов и желают приобрести новые машины. Предметом нового заказа могли бы стать как базовые УТС L-15, так и усовершенствованные учебно-боевые L-15B. На момент появления этих новостей велось строительство первого опытного L-15B. Насколько известно, новый китайско-замбийский договор пока не подписали.
Успехи базового самолета L-15 примерно показывают возможные перспективы более нового L-15B. Последний действительно способен заинтересовать потенциальных клиентов и производиться серийно. Однако вряд ли стоит рассчитывать на крупные контракты и большие объемы производства. Даже имея существенные преимущества перед базовой машиной, L-15B получает ограниченные перспективы на внутреннем и международном рынках.
Учебные самолеты семейства L-15 наглядно демонстрируют несколько интересных вещей. Первый образец этой линейки показал, что Китай способен строить современные учебно-тренировочные самолеты – хотя для их создания ему потребовалась существенная помощь зарубежных предприятий. Тем не менее, и в таком случае новый L-15 поступил на вооружение двух стран, а также заинтересовал несколько других государств.
Новый проект L-15B показывает способность Китая развивать готовые конструкции, в т.ч. созданные в рамках международного сотрудничества. Путем переработки и переоснащения существующей конструкции группа HAIG смогла представить учебно-боевой самолет с весьма широкими возможностями. Впрочем, он по-прежнему нуждается в ключевых компонентах зарубежного производства.
Самолет L-15B выводят на рынок и предлагают потенциальным клиентам. Пока этой машиной заинтересовалась лишь одна зарубежная страна, но вскоре ситуация может измениться. Каким будет будущее нового проекта HAIG – станет известно позже. Контракты на поставку самолетов могут появиться в любое время.
Совместная разработка
Как нынешний L-15B, так и предыдущие машины семейства интересны своим происхождением. Формально самолет считается китайской разработкой, но в его создании самое активное участие принимали зарубежные предприятия. Производство серийной техники тоже критически зависит от импорта. Фактически в проектах линейки L-15 реализован опыт авиастроителей бывшего СССР.
Головным разработчиком базового L-15 была группа HAIG. Большая роль в работах возлагалась на российскую компанию «Яковлев». За разработку и производство силовой установки для китайских самолетов на всех этапах отвечало украинское предприятие «Мотор Сич».
Использование зарубежного опыта и наработок, внешнее сходство и другие факторы уже давно привели к появлению любопытных оценок. Так, L-15 и его производные нередко называют китайской версией российского УТС Як-130.
К настоящему времени производство самолетов максимально локализовано, однако, несмотря на все варианты развития, в основе семейства лежат наработки российских конструкторов. Также до сих пор используются украинские двигатели. Даже последний L-15B в известной мере основан на зарубежном опыте. Впрочем, это не является минусом самолета.
Особенности конструкции
L-15B представляет собой учебно-боевой самолет нормальной аэродинамической схемы со среднерасположенным крылом и двумя двигателями. При изготовлении планера широко используются углеродные композиты – порядка четверти конструкции. За счет этого заявленный ресурс агрегатов достигает 30 лет.
Первые опытные образцы L-15 комплектовались турбореактивными двигателями ДВ-2 и ДВ-2Ф украинского производства. В дальнейшем их заменили более мощными изделиями АИ-222-25Ф. Последние развивают тягу 2500 кгс без форсажа и 4200 кгс с форсажной камерой. Утверждается, что замена ДВ-2 на АИ-222-25Ф сделала самолеты семейства сверхзвуковыми и обеспечила им требуемые летно-технические и взлетно-посадочные характеристики.
L-15B отличается от базового образца повышенными характеристиками и новыми возможностями, что привело к необходимости определенных доработок. Самое заметное изменение – точки внешней подвески под фюзеляжем и крылом. L-15B получает девять точек для оружия или иных подвесных агрегатов. Ранее группа HAIG продвигала УБС L-15AW со схожим оснащением. Однако этот самолет имел лишь семь точек подвески.
Бортовое оснащение
Наиболее интересные нововведения имеют место в сфере бортового радиоэлектронного оборудования. Для эффективного решения боевых задач перспективный УБС L-15B должен использовать полноценный прицельно-навигационный комплекс с радиолокационной станцией, средствами управления вооружением и т.д. Для сравнения, базовый УТС L-15, по известным данным, имел весьма ограниченные боевые возможности.
Сообщается, что L-15B оснащается новой авиационной РЛС с пассивной ФАР. С ней сопрягается цифровая система управления вооружением. Также имеются сведения о применении бортового комплекса обороны. С его помощью самолет должен обнаруживать атаки противника и уходить из-под удара. Тип БКО, его состав и принципы действия пока остаются неизвестными.
По сути, речь идет о глубокой модернизации исходного комплекта БРЭО с учетом нового предназначения самолета. Учебно-тренировочный L-15 имел аппаратуру в основном для пилотирования и подготовки летчиков, тогда как учебно-боевой L-15B получает приборы, соответствующие его задачам.
Комплекс вооружения
За счет нового бортового оснащения и узлов подвески L-15B способен решать широкий круг боевых задач. Этот самолет может применяться для борьбы с воздушными целями или в качестве фронтового ударного самолета. Новая аппаратура и оружие позволяют получить неплохие боевые качества, но по общим характеристикам УБС L-15B должен уступать специализированным самолетам.
Боевая нагрузка китайского самолета достигает 3,5 т. Для ее подвески используется девять узлов. Три узла располагается под фюзеляжем, еще по три – под плоскостями. Встроенное вооружение отсутствует. При необходимости L-15B может нести подвесной контейнер с пулеметным или пушечным вооружением и боекомплектом.
Самолет может использовать управляемые ракеты «воздух-воздух» нескольких типов. Наибольший интерес в этом контексте представляет совместимость с ракетой средней дальности PL-12. С помощью такого оружия УБС L-15B может поражать цели на дальностях порядка 70 км. Имеется выбор из нескольких ракет малой дальности. Впрочем, по возможностям «воздух-воздух» новый самолет уступает другим боевым машинам.
Для поражения наземных целей могут использоваться неуправляемые ракеты и бомбы разных типов. По некоторым данным, БРЭО L-15B обеспечивает применение корректируемых бомб.
Курс на универсальность
Согласно доступным данным, перспективный учебно-боевой самолет Hongdu L-15B сохраняет необходимые возможности для подготовки летного состава, но при этом становится полноценной боевой единицей. Подобная универсальность имеет очевидные достоинства, хотя и не лишена недостатков.
Необходимо отметить, что нынешний L-15B не является первым УБС в своем семействе. Базовый L-15 способен нести вооружение, а затем предлагался проект L-15AW – самолет с улучшенными боевыми возможностями. Однако нынешняя модификация с литерой «B» имеет преимущества перед предыдущими разработками. За счет совершенствования различных компонентов конструкции удалось нарастить взлетный вес, в т.ч. боевую нагрузку, расширить номенклатуру вооружений и т.д. Некоторым образом выросли летные характеристики.
Коммерческие перспективы
Все семейство УТС / УБС L-15 создавалось с прицелом на продажу техники китайской армии и зарубежным заказчикам. То же касается и последней модели L-15B. О заказах на этот самолет пока ничего не известно, но информацию о продаже предыдущих модификаций можно использовать для новых оценок.
С 2013 г. самолеты L-15 поставляются ВВС НОАК, где используются для подготовки летчиков тактической авиации. В 2018 г. стало известно о поставке такой техники ВМС НОАК. Закупка выполнена в интересах учебных частей морской авиации, в т.ч. палубной. В 2017 г. партия из шести самолетов L-15 отправилась из Китая в Замбию.
Интерес к закупке Hongdu L-15 проявляли несколько других стран. Велись переговоры с Пакистаном. Технику изучали специалисты Уругвая. С 2014 г. неоднократно говорилось о возможном развертывании лицензионного производства L-15 в Одессе. Однако пока договоры с этими странами не подписывались.
В 2017 г. стало известно, что ВВС Замбии остались довольны первой партией китайских самолетов и желают приобрести новые машины. Предметом нового заказа могли бы стать как базовые УТС L-15, так и усовершенствованные учебно-боевые L-15B. На момент появления этих новостей велось строительство первого опытного L-15B. Насколько известно, новый китайско-замбийский договор пока не подписали.
Успехи базового самолета L-15 примерно показывают возможные перспективы более нового L-15B. Последний действительно способен заинтересовать потенциальных клиентов и производиться серийно. Однако вряд ли стоит рассчитывать на крупные контракты и большие объемы производства. Даже имея существенные преимущества перед базовой машиной, L-15B получает ограниченные перспективы на внутреннем и международном рынках.
Демонстрация возможностей
Учебные самолеты семейства L-15 наглядно демонстрируют несколько интересных вещей. Первый образец этой линейки показал, что Китай способен строить современные учебно-тренировочные самолеты – хотя для их создания ему потребовалась существенная помощь зарубежных предприятий. Тем не менее, и в таком случае новый L-15 поступил на вооружение двух стран, а также заинтересовал несколько других государств.
Новый проект L-15B показывает способность Китая развивать готовые конструкции, в т.ч. созданные в рамках международного сотрудничества. Путем переработки и переоснащения существующей конструкции группа HAIG смогла представить учебно-боевой самолет с весьма широкими возможностями. Впрочем, он по-прежнему нуждается в ключевых компонентах зарубежного производства.
Самолет L-15B выводят на рынок и предлагают потенциальным клиентам. Пока этой машиной заинтересовалась лишь одна зарубежная страна, но вскоре ситуация может измениться. Каким будет будущее нового проекта HAIG – станет известно позже. Контракты на поставку самолетов могут появиться в любое время.
- Автор:
- Рябов Кирилл
- Использованы фотографии:
- Bmpd.livejournal.com
Свежие комментарии