У Силуанова предложили сократить вложения в развитие полуострова на 17,6 млрд. рублей
Минфин планирует в ближайшие два года сократить финансирование Крыма. Речь идет об уменьшении расходной части федерально-целевой программы по социально-экономическому развитию Республики Крым и города Севастополь, одобренной правительством России в августе 2014 года.
В соответствие с этой госпрограммой на развитие региона до 2020 года выделялось более 800 млрд. рублей. В июле ее было решено продлить — до 2024-го, увеличив при этом финансирование на 300 млрд. рублей. Теперь же в рамках оптимизации бюджета ведомство Антона Силуанова предполагает снизить ассигнования на Крым и Севастополь: в будущем году на 8,5 млрд. рублей — до 76,1 млрд., а в последующем за ним на 9,1 млрд. — до 82,3 млрд. рублей.
Понятно, пандемия COVID-19, а также снижение цен на нефть и газ — все это сильно ударило по государственным финансам. И сейчас Минфин, что называется, пытается скрести по сусекам, чтобы компенсировать в расходной части недополученные доходы. В этой связи уже высказаны предложения урезать расходы на «оборонку» и ряд других целевых госпрограмм — в частности, по развитию Дальневосточного Федерального округа, Северо-Кавказского Федерального округа и Арктической зоны.
Но Крым, это все-таки не только вопрос экономики, но и политики, в значительной мере.
Во всяком случае, в Госдуме идею «отсеквестировать» полуостров сочли «несвоевременной».
Депутат Павел Шперов, представляющий в законодательном органе как раз Крым и Севастополь, считает, что в регионе «еще есть чем заниматься», и что «необходимо исправить». Поэтому он против сокращения расходов.
По его мнению, прежде всего, необходимо «нормально разработать программу развития Крыма» и «контролировать ее исполнение».
Когда же, по его словам, «мы начинаем экономить», «это заканчивается тем, что у нас ничего не строится: брошенные объекты, детские сады, дороги и все остальное. И люди ничего не видят — вроде что-то делается, а в итоге что получаем? Ничего не получаем … Задача состоит в том, чтобы доделать».
В то же время упрекать центр в том, что он не уделяет достаточного внимания региону, было бы, мягко говоря, несправедливо.
Несмотря на санкции и четвертьвековое украинское недофинансирование, Крым благодаря значительным бюджетным вливаниям активно развивается и меняется в лучшую сторону. Сегодня полуостров стал полностью энергонезависимым. Крымский мост, который, как считалось, никогда не может быть построен, крепко-накрепко логистически связал его с Россией. Завершено строительство новой современной федеральной автотрассы «Таврида».
Так что, возможно, причину того, что не так быстро улучшается городская инфраструктура, не хватает садиков и больниц, стоит все же искать на местном уровне?
Недавно депутат Госдумы, крымчанка Наталья Поклонская очень эмоционально написала у себя в Facebook, что после посещения Феодосии этим летом, у нее появилось желание нагрянуть туда с отрядом спецназа.
По ее словам, такая мысль появилась у нее после того, что она увидела в городе, который «просто выживает и вынужден терпеть такие безобразия, как выбросы канализации в море, строительство в прибрежной полосе, свалки…».
Виноват один из местных застройщиков, который, по выражению Поклонской, «пролетает», как торпеда, мимо глаз правосудия".
Так, все же, что будет больше тормозить развитие Крыма и Севастополя: инициатива ведомства Силуанова, или же пофигизм и нерасторопность некоторых чиновников местного уровня?
— Конечно, новость относительно того, что Минфин РФ планирует значительно сократить программу социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополя, вызывает определенное беспокойство, — комментирует ситуацию бывший депутат Госсовета Крыма, политолог Владислав Ганжара. — Поскольку мы прекрасно понимаем, что Крым сегодня, действительно, нуждается в дальнейшем социально-экономическом развитии. Ведь речь идет о регионе приоритетного развития, регионе, который имеет серьезное политическое значение для Российской Федерации, и внимание к которому приковано во всем мире. А также со стороны одного недружественного к российскому статусу Крыма государства — я имею в виду Украину, — которое претендует на нашу республику.
Безусловно, учитывая все это, регион не должен ни в кой мере сбавлять те темпы развития, которые он начал приобретать последние шесть лет.
Напомню, что Крым, который вошел в состав России в 2014 году, был в довольно плачевном состоянии. И по сей день полуостров в значительной степени еще ликвидирует просто то отставание, которое сформировалась за 23 года нахождения в составе украинского государства. Особенно в сравнении с Краснодарским краем, который успешно развивался.
Эти два региона часто сравнивают, поскольку они схожи по своему физико-географическому положению, и в целом по той роли, которую сегодня играют в Российской Федерации.
Крым, как мы знаем, с каждым годом притягивает все больше и больше туристов из всех уголков нашей большой страны. Даже, несмотря на сложности, связанные с коронавирусной пандемией, в этом году полуостров бьет все туристические рекорды, относительно наполняемости курортного фонда.
Все это, конечно, требует, чтобы регион соответствовал всем нормам с точки зрения качества и комфорта жизни. В первую очередь, безусловно, для тех людей, которые живут здесь. А также, разумеется, для миллионов гостей, которые ежегодно Крым посещают.
«СП»: — Собственно, все значимые объекты, построенные благодаря ФЦП, они для этого и создавались…
— Безусловно, это нужные и важные объекты, и очень дорогостоящие — Крымский мост, федеральная трасса «Таврида», новые электростанции…
Но Крым еще нуждается в решения множества вопросов, связанных с дошкольным образованием, со строительством детских садиков, новых школ, больниц… Дорожная сфера полуострова, безусловно, нуждается в дальнейшем улучшении, чтобы все крымские дороги соответствовали не просто уровню курорта федерального масштаба. Крым, в общем-то, имеет все права претендовать и на статус курорта мирового уровня. И, по моему глубокому убеждению, таким он будет.
Поэтому говорить о снижении финансирования в таком объеме, конечно же, не хотелось. Хотя, конечно, мы понимаем те экономические вызовы, с которыми Россия столкнулась в этом году. Это и низкие цены нефть, и последствия, связанные с пандемией, и в целом рецессия мировой экономики. Но все это, как мне видится, не должно очень серьезно сказываться на финансировании региона, который, как я уже сказал, пока еще многое наверстывает.
Все-таки он должен быть «витриной» в значительной степени Российской Федерации. Здесь речь идет не только о внутреннем деле нашей страны — образ процветающего, развивающегося и развитого Крыма, это тот образ, на который, повторю, смотрит весь мир.
«СП»: — Тогда объясните, почему освоение бюджетных средств, выделяемых на реализацию нацпроектов по Крыму, осуществляется так медленно? Об этом еще летом прошлого года на совещании в Севастополе говорил экс-премьер Дмитрий Медведев. На тот момент кассовое использование колебалось от 20% до 30%, и глава правительства призвал местные власти ускориться и работать эффективнее. Почему такая инертность на местном уровне?
— Действительно, в вопросе освоения средств федерально-целевой программы нередко возникали сложности. У нас в республики далеко не первый уже вице-премьер, ответственный за реализацию ФЦП. Предшественник нынешнего профильного заместителя председателя Совета министров вообще находится в местах лишения свободы, являясь фигурантом уголовного дела.
На самом деле, кадровая ситуация на полуострове является тоже тем вопросом, который напрямую связан с качественным развитием полуострова и нередко вызывает много нареканий.
И глава республики Сергей Аксенов, как мы знаем, в этом отношении занимается регулярно поиском той оптимальной кадровой модели, которая бы соответствовала стоящим перед регионом вызовам. Именно поэтому на полуострове за прошедшие шесть лет сменился не один десяток глав профильных ведомств. Многие люди, к сожалению, не способны справиться с теми задачами, которые перед ними стоят. В первую очередь, по ключевым сферам, таким, как транспорт, здравоохранение… и т. д.
Здесь мы имели, в общем-то, дело и с федеральными чиновниками — людьми, которые имеют опыт работы на федеральном уровне. И с местными — выходцами из различных структур в нашем крымском правительстве.
Тем не менее, есть, безусловно, и успешные руководители. И в целом Крым, несмотря на, опять-таки, вызовы, связанные с блокадами, которые мы пережили, с неблагоприятной внешней конъюнктурой региональных санкций, развивается.
«СП»: — А какое звено в структуре управления здесь самое слабое?
— Пожалуй, качество местной муниципальной власти вызывает больше всего нареканий. Кадровая чехарда на протяжении этих лет буквально сотрясала муниципалитеты полуострова. Она была связана и с работой правоохранительных органов. Не один глава муниципальной администрации сегодня, тоже отбывает наказание.
Знаете, в переходный момент многие чиновники у нас, поменяв украинское гражданство на российское, остались в своих креслах, но так и не встроились в новую действительность. Отсюда, к сожалению, и коррупционные скандалы, которые Крым постигали неоднократно.
Но все же очищение от таких некомпетентных и недобросовестных, в первую очередь, кадров Крым за эти годы проходил.
Другая сложная проблема здесь была в том, что крымские муниципалитеты, и люди, работающие в них, за все время нахождения полуострова в составе Украины денег-то, в принципе, никогда не видели из украинского бюджета. Украина просто никогда Крыму ничего не выделяла. И там просто не было опыта работы с теми объемами финансирования, которые упали на плечи этих чиновников. И средства осваивались муниципалитетами очень медленно.
Хотя Крым по показателям эффективности на порядок превышает показатели по Севастополю, где как мне видится, даже чуть проще реализовывать ту же самую программу федерального развития, поскольку Севастополь город компактный.
Но без сомнения, регион, я убежден, находится под пристальным вниманием главы государства. Мы знаем, что Путин регулярно в течение года посещает полуостров, проводит совещания по теме Крыма.
На данные момент для нас наиболее болезненным является решение водной проблемы, связанной с украинской блокадой Северо-Крымского канала. Впервые Крым столкнулся с этой ситуацией серьезно в этом году. Но и здесь, имея уже опыт решения тех проблем, с которыми полуостров сталкивался раньше, мы понимаем, что выход будет найден.
Свежие комментарии