В начале 1937 года советский инженер С.А. Гинзбург на базе танка Т-46, созданного на заводе №174, разработал проект танка Т-111, которому на заводе дали индекс Т-46-5. Корпус танка планировалось собирать из листов цементированной брони, причем при их стыковке должна была использоваться электрическая сварка.
Истребитель танков на шасси Pz 38d с 75-мм пушкой РАК-43. Переделок шасси практически нет. Пушка и бронещиток – вот и вся машина!
Какова выгода от посещения нашего виртуального музея? Мы можем увидеть в нем машины, которые реально не существовали, но разрабатывались и были известны не только по чертежам, но и в макетах. По ним можно проследить все «загибы» конструкторской мысли в поисках эффективных решений. Ну вот, например, в той же Чехословакии германские танковые специалисты, работавшие бок о бок с чешскими, видя, что калибры орудий и толщина брони растут, но шасси самого массового танка ЧКД 38t уже не позволяет создать полноценный танк, равный Т-34, попытались тем не менее использовать его по максимуму.
Эксперименты показали, что если количество колес увеличить, а шасси удлинить, то на него можно будет поставить даже 128-мм пушку и 150-мм гаубицу. Но поздно они до этого додумались!
Довольно просто оказалось вообще ничего не менять в ходовой части Pz 38d а всего лишь увеличить расстояние между колесами. Так появилось «легкое шасси», и на его основе тоже были разработаны проекты новых САУ с 88-мм орудиями. Но вершиной, если так можно выразиться, германо-чехословацкого творчества (в смысле оригинальности!) стала САУ на «среднем шасси с поднимающейся башней и 105-мм гаубицей. Приподнял ее, выстрелил, опустил… Удобно для действий из-за засад и бокажей!
Ну а обычные, не улучшенные шасси немцы также пытались использовать под самые различные новинки. Например, в качестве носителя убийственного 240-мм безоткатного орудия, способного при прямом попадании снаряда уничтожить любой танк с первого выстрела.
Даже обычный трактор «Ост», и тот они попытались превратить в платформу для 75-мм орудия ПТО. Ни брони, ни сидений. Дощатые борта откинул и сиди себе, воюй. Броня была лишь на кабине водителя и на бронещитке пушки
В нашем паноптикуме будет немало и американских машин. Можно и предвоенные, и военные вставить, но сегодня мы ограничимся рядом послевоенных образцов. Кто, например, говорит, что эпоха многобашенных танков прошла еще в начале Второй мировой войны?
Американский тяжелый танк Н-3. Болезнь, которой наши конструкторы закончили болеть в августе 41-го, а немцы – в 45-м, среди американских инженеров продержалась до 1950 года…
Теперь смотрим танки «для бедных». Египет в порядке военной помощи получил от США БТР М-113. Но не получил ЗСУ «Вулкан». А от СССР – ЗУ-23 и ПЗРК «Стрела». Это все скрестили и получилось вот это: М113 «Синай» — две 23-мм зенитные пушки и четыре «Стрелы». Самое забавное в этой машине – коробки со снарядами, вынесенные за пределы башни. А как же перезаряжать? А люки видите на крыше слева и справа? Башня разворачивалась туда-сюда и через люки осуществлялась перезарядка. Зато свой собственный зенитно-ракетно-артиллерийский комплекс!
Зато когда поставленные США Колумбии БА М8 разом устарели, колумбийцы превратили их вот в такие полицейские броневики…
Те же египтяне советский танк Т-34-85 превратили в САУ со 122-мм гаубицей Д-30. Причем умудрились расположить ее во вращающейся башне! Вот поистине находка поставок задешево в Зимбабве и Намибию. «При желании заказчика может поставляться с полностью автоматической системой уничтожения подлетающих боеприпасов!»
Готовясь к отражению удара союзных войск по Ираку, иракские военные создали впечатляющую наземную систему обороны, включавшую и зарытые в землю танки. Ну а чтобы еще больше повысить их защищенность, прежде всего защищенность советских Т-55, хорошо зарекомендовавших себя именно в условиях пустыни, они их модернизировали, установив на танки навесную броню. Представляла она собой контейнеры с наполнителем из листов дюраля и резины толщиной 5 мм. Общий вес такой брони превышал 5 тонн, но особой эффективности она не продемонстрировала. Но внешне такие танки выглядели очень эффектно! А затем 39 дней авиация коалиции наносила по армии Ирака удары с воздуха и именно ударами с воздуха было уничтожено большинство ее танков, в том числе и получивших вот такую защиту. Один из трофейных танков, кстати, попал в британский музей в Бовингтоне.
- Автор:
- Вячеслав Шпаковский
Свежие комментарии