Как в июне 41-го бесследно пропали 32 советских судна на Балтике?
С 19 июня 1941 г. с судами Балтийского морского пароходства, прибывавшими на разгрузку в немецкие порты Штеттина, Данцига и Любека, прекратилась радиосвязь. Молчали «Хасан», «Эльтон», «Каганович», «Волголес», «Магнитогорск» и многие другие. На радиоузле в пароходстве, в Ленинграде, недоумевали. Связь с судами, идущими из Советского Союза на запад – была, а с прибывшими в немецкие порты и с теми, кто должен был уже возвращаться домой – связи нет. Это выглядело тревожно и необъяснимо. Самостоятельно в пароходстве быстро принять решение не смогли, а когда информация о «пропавших судах» пошла по инстанциям, было поздно… А случилось вот что: советские суда под разными предлогами (обнаружены мины на фарватере, туманы, ожидание разгрузки/погрузки и т.п.) были задержаны немцами в портах. В Европе идёт война, поэтому причины задержек на первый взгляд казались убедительными. Но как только советское судно входило в порт, на палубу поднимались вооруженные немцы. Несмотря на недовольство советских моряков, радиорубки под предлогом военного времени были опечатаны, приставлены часовые. Советские суда продолжали прибывать вплоть до ночи с 21 на 22 июня – последним в порт Штеттина прибыл сухогруз «Днестр» с 3 500 т зерна. 22 июня рано утром на советские суда поднялись немецкие солдаты – Германия объявила войну Советскому Союзу. В немецких гаванях были задержаны 32 советских судна и более 900 человек из их экипажей. Суда были реквизированы Германией и получили немецкие названия. Что касается наших моряков, надо отметить, что им «повезло» (если это слово вообще уместно в такой ситуации) немного больше, чем миллионам сограждан в плену – они были интернированы и содержались в гораздо более человеческих условиях, нежели советские военнопленные в концентрационных лагерях. Кстати, все немецкие торговые суда заблаговременно покинули порты СССР – задолго до наступления 22 июня.
Свежие комментарии