На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Зарубкин
    52% земель Украины продали коллективному Западу. В США возмутились тем, что на принадлежащих им территориях устраиваю...КРОКОДИЛОВА СЛЕЗА...
  • Владимир Дегтярев
    Эти земли завоёваны  Петром I  и  уплачены деньги Шведам, земли вернуть в Русь, чухонцев вернуть шведам!!!!Андрей Элксниньш:...
  • Ливень
    Азербайджанцы для Азербайджании)))"Чиновники и депу...

Казахстанские власти опасаются русских «релокантов»

В Казахстане разработали и готовятся принять законодательные поправки, которые запрещают предоставлять гражданство лицам, не владеющим казахским языком. Их появление связано с опасениями по поводу массового наплыва бегущих от мобилизации «релокантов» из России, способных изменить этническую ситуацию.

О разработке поправки 7 ноября сообщили казахстанские СМИ, узнавшие о ней из ответа премьер-министра РК Алихана Смаилова на запрос депутатов мажилиса (нижней палаты парламента). «В настоящее время разработаны поправки в закон «О гражданстве Республики Казахстан», – цитирует ответ «Казинформ», – предусматривающие незнание государственного языка, основ истории и национального законодательства в качестве дополнительного основания для отказа в приеме и восстановлении в гражданстве, а также направленные на предупреждение фактов двойного гражданства».

Поводом для депутатского запроса стали вопросы проверки двойного гражданства переселенцев, которое законодательство Казахстана не признает. Очевидно, что эти вопросы напрямую связаны с потоком переселенцев из России, которые могут получить казахстанское гражданство, не отказываясь от российского, и оказаться, таким образом, бипатридами (обладателями двух паспортов).

10 ноября в ходе пресс-конференции, состоявшейся после пленарного заседания сената, глава казахстанского правительства подтвердил информацию о предстоящем принятия закона. По его словам, соответствующие правовые нормы сейчас проходят согласование в правительстве, которое в целом их поддерживает и считает, что такие законодательные изменения в целом необходимы. Подготовлены эти нормы на основе мирового опыта: требования знать государственный язык и историю страны есть в Германии, Турции, Канаде, России и других государствах.

В то же время соответствующие требования не будут применяться к этническим казахам и несовершеннолетним, а также к лицам, получающим гражданство в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами. Кроме того, в упрощенном порядке гражданство смогут получить те, у кого в Казахстане проживают близкие родственники, супруг (супруга) имеет казахстанское гражданство или же является заслуженным лицом страны.

По действующему закону о гражданстве, как отмечает казахстанское издание «Курсив», паспорт Казахстана могут получить лица: 1) постоянно и законно проживающие на территории страны не менее пяти лет; 2) состоящие в браке с гражданами Казахстана не менее трех лет; 3) граждане республик бывшего СССР, прибывшие в Казахстан для постоянного проживания и имеющие в качестве близкого родственника казахстанских граждан. Кроме того, закон предусматривает возможность принятия в казахстанское гражданство в упрощенном (регистрационном) порядке. Им могут воспользоваться: кандасы – зарубежные казахи, переселившиеся в Казахстан на законных основаниях, независимо от срока проживания; 2) постоянно проживающие в РК реабилитированные жертвы массовых политических репрессий, а также их потомки, которые лишились или утратили гражданство без свободного волеизъявления; 3) этнические казахи, обучающиеся в казахстанских вузах. Срок рассмотрения их заявления о приеме в гражданство в таких случаях не должен превышать трех месяцев.

Помимо оснований для приема в казахстанское гражданство иностранцев, 17-я статья закона о гражданстве предусматривает почти полтора десятка пунктов, на основании которых в выдаче паспорта может быть отказано. Большинство из них касается суверенитета и обеспечения национальной безопасности Казахстана, а также различных преступлений и правонарушений. По закону в гражданстве должно быть отказано тем, кто сознательно выступает против суверенитета и независимости Казахстана, призывает к нарушению его единства и территориальной целостности, наносит ущерб национальной безопасности.

Некоторые пункты выглядят довольно любопытно. Так, пункт 4 статьи 17 предусматривает отказ в предоставлении гражданства тем, кто разжигает межнациональную и межконфессиональную рознь, а также «противодействует функционированию государственного языка Республики Казахстан». Каким именно образом можно препятствовать его функционированию, остается загадкой, но внимание, уделяемое этому вопросу, отнюдь не случайно. Не случайным выглядит и 7-й пункт этой же статьи, предусматривающий отказ в предоставлении гражданства тем, кто уже имеет гражданство других государств.

Оба эти вопроса напрямую связаны с особенностями становления Казахстана как независимого государства и его советским «наследством». Вместе с огромной территорией, полученной в результате размежевания с РСФСР, Казахстану досталось и большое русское население, которое накануне распада СССР было сопоставимо по численности с казахским. По данным последней Всесоюзной переписи населения 1989 г., казахи составляли 39,7%, а русские – 37,8% населения республики. Казахи, будучи государствообразующим этносом, в первые годы после распада СССР фактически оказались в своей стране относительным этническим меньшинством.

Это наложило сильнейший отпечаток на всю последующую внутреннюю политику Казахстана, сказываясь на самых разных ее аспектах – от переноса столицы из Алма-Аты в Астану до миграционной политики, всячески поощрявшей переселение в страну этнических казахов из других зарубежных стран (тех самых кандасов). Причем Казахстан оказался единственной республикой бывшего СССР, проводившей столь последовательную и масштабную политику по репатриации представителей титульного этноса.

Особой проблемой являлись диспропорции в этническом составе населения регионов. Казахи преобладали в населении южных и западных, тогда как русские – северных областей. Накануне распада СССР они составляли большинство жителей шести северных и северо-восточных областей, граничивших с Россией, – Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской, Целиноградской, Кустанайской и Кокчетавской. После Приднестровского конфликта 1992 г. казахстанские власти всерьез опасались роста сепаратизма среди местного русского населения, а конфликт на Украине, начавшийся в 2014 г. и резко обострившийся в 2022 г., эти опасение еще более усугубил. Тем более что, несмотря не депопуляцию и высокий миграционный отток, русских в Казахстане все еще много. По данным всеобщей переписи 2021 г., их насчитывается почти 3 млн человек, что составляет 15,5% населения республики. Процент русских сопоставим с их долей в населении Украины по последней из проводившихся после 1991 г. переписи 2001 г. (17,3%). Причем они по-прежнему проживают в основном вдоль границы с Россией.

В этих условиях массовый наплыв бегущих от мобилизации из России «релокантов», который развернул сформировавшиеся в течение полувека миграционные потоки в обратном направлении, вызывает у казахстанских властей явные опасения по поводу нарушения этнического баланса в пользу русских. В масштабах всего Казахстана такая перспектива выглядит малореальной, но в отдельных регионах и городах численность русского населения вполне может заметно возрасти. Именно с этим связаны «языковые» ограничения по предоставлению гражданства – живущие в России русские казахским языком не владеют, а его изучение потребует значительного времени, что станет труднопреодолимым препятствием в плане их натурализации. Кроме того, «релоканты», получая казахстанские паспорта, вполне могут сохранить российские. Проверить отказ от гражданства другого государства непросто, а легальной возможности двойного гражданства в Казахстане нет.

Впрочем, опасения по поводу изменения этнического баланса, похоже, являются преувеличенными, так как масштабы эмиграции в реальности не столь значительны. Согласно обнародованным 4 октября министром внутренних дел Казахстана Маратом Ахметжановым данным, с 21 сентября, когда был опубликован указ В. Путина о частичной мобилизации, в республику въехали из России 200 тыс. человек, а выехало обратно – 147 тыс. То есть в Казахстане на начало октября, когда ажиотаж с бегством от мобилизации уже начал спадать, оставалось около 50 тыс. «релокантов», часть которых затем могла перебраться в другие страны.

С этими данными согласуется и небольшая численность подписчиков наиболее массового в своем «классе» телеграм-канала «Релокация в Казахстан» (31 тыс. на 12.11.2022). По-видимому, в реальности численность мигрантов, бежавших в Казахстан, не превышает тех самых 50 тыс. человек, а утверждения про «миллионы беженцев» являются не более чем слухами.

Александр Шустов, по материалам: Ритм Евразии

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх