Из-за грозных событий последних дней, связанных с углублением геополитической эскалации, остался малозамеченным факт, который может свидетельствовать о приближении разрядки. Японское правительство фактически отменило часть антироссийских санкций. В результате «уточнения санкционных формулировок» возобновился ввоз в Россию так называемых мягких гибридных автомобилей.
Это совпало с победой Дональда Трампа на президентских выборах в США. Есть мнение, что в ближайшем будущем санкционные преграды, осложняющие экономическое взаимодействие двух стран, продолжат падать – в Японии есть политики, программирующие именно такое развитие событий. И не исключено, что на аналогичные шаги в отношении России пойдут и другие государства, ранее введшие в отношении неё санкции.Они передумали?
Напомним предысторию. Летом прошлого года Япония после некоторых колебаний ввела новые антироссийские санкции – в тот раз они коснулись автомобилей. Тогда Токио ввёл запрет на экспорт в РФ автомобилей с объёмом двигателя более 1,9 литра, а также электрокаров и «гибридов». После этого количество авто, проходящих через таможню Владивостока, резко сократилось. И вот спустя год с лишним стало известно, что японцы по факту отменили некоторые из введенных ими санкций. Послабления касаются «мягких гибридов» (mild hybrid) – это машины, в которых вместе с двигателем внутреннего сгорания установлен электрический мотор, но передвигаться только с его помощью невозможно. В этом заключается их отличие от полноценного гибрида (full hybrid) или плагин-гибрида (plug-in hybrid), который может ездить на электричестве на короткие расстояния. В «мягких» гибридах электрический мотор работает только в качестве помощника для бензинового двигателя.
На данный момент де-факто снят запрет на экспорт в Россию на целый ряд моделей, причем Япония решила отправлять в РФ не только автомобили своего производства, но и европейские бренды, которые собираются на японских заводах.
Примечательно, что японцы смягчили санкции тишком, не делая каких-либо официальных заявлений на этот счет. Руководитель компании Carwin, занимающейся доставкой автомобилей из Японии в Россию, Дмитрий Забора отмечает: «Через определенную таможню ещё больше месяца назад начали понемногу ввозить такие авто». Отсюда – опасения, что послабления могут оказаться неокончательными, ведь, со слов Заборы, в Японии разные таможенные пункты, находящиеся далеко друг от друга, могут трактовать правила экспорта по-разному. «Сейчас все крупные экспортеры это дело обсуждают. У них есть опасения, что даже если машины начнут вывозить массово, то Торговая палата (главный японский регулятор внешней торговли – Авт.) придёт и скажет, что этого делать нельзя. То есть могут либо всех прикрыть, либо всем разрешить экспорт», – осторожничает Забора.
Такую же осторожность проявляет и бизнесмен Дмитрий Клатаевский, глава компании «Джапан-Транзит». Он не исключает, что японские власти вообще никаких решений на сей счёт не принимали, а «ослабление санкций» произошло по инициативе японского бизнеса – ведь прямого ограничения на вывоз «мягких гибридов» не было. «Ввиду того, что японские брокеры и экспортеры боязливые, то они решили вообще не торговать тем, что с шильдиком "гибрид" или потенциально в документах называется гибридом. Сейчас из-за того, что продажи просели, японцы начали перечитывать, искать дополнительные ходы и лазейки. Разобрались, и оказалось, что возить можно», – объясняет бизнесмен.
Впрочем, это не вполне исчерпывающее объяснение. Соответствующие санкции были сформулированы таким образом, что трактовать их можно было как в «ужесточительном», так и «смягчённом» варианте. И сначала эти санкции применялись именно в самом жёстком виде, а потом смягчились, против чего японские власти возражать не стали. А ведь это тоже позиция.
Не валяй дурака, Япония
Есть мнение, что такая новость положительно повлияет на российский автомобильный рынок. Ведь сейчас лидирующие позиции в продажах всё больше занимают китайские автопроизводители, а это нарушает баланс. В конце октября стало известно, что в РФ установлен второй подряд месячный рекорд продажи новых китайских машин – более 93 тысяч. При дальнейшем развитии нынешних тенденций китайские производители, предлагающие, надо признать, достаточно качественную продукцию, подомнут под себя практически весь российский авторынок.
Д. Клатаевский напоминает, что в Японии собирают отличные машины высокой надежности, пользующиеся у россиян популярностью. Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин, со своей стороны, поясняет: «Китайский автопром захватывает мир – и места для всех остальных, в частности, для японцев, уже не остается. Они борются за Россию, как за рынок сбыта. Здесь сохранение рабочих мест, сохранение прибыли своих компаний для них важнее, чем ненависть к России».
В любом случае всего российского рынка японская автопродукция не заполнит. Гендиректор агентства Vector Market Research Дмитрий Чумаков добавляет: «Эти автомобили (японские "мягкие гибриды". – Авт.) довольно дорогие. Кроме того, в России в значительных объёмах в настоящее время они не продаются, а это означает, что будут сложности с достаточным количеством запасных частей для их обслуживания и ремонта. В целом текущее предложение на отечественном рынке сильно поменялось. У тех, кто хочет купить машины брендов, которые поставляются по параллельному импорту, такие возможности тоже есть. А у авто с гибридными двигателями, учитывая, что у них нет существенных преимуществ по сравнению с другими предложениями в этих же классах, и потенциал будет небольшой».
Эксперт по сегменту рынка подержанных авто из Японии Денис Малых уточнил, что японские машины востребованы в основном на Дальнем Востоке и в Сибири, где распространены автомобили с правым рулем. Он также допустил, что со временем санкции ещё ослабят и к продаже в РФ будут разрешены и другие автомобили. «Россия играет важную роль как потребитель на мировом рынке. Японские компании сталкиваются с падением спроса на свои машины, и для них важно продолжать вести бизнес. Поэтому они начинают ослаблять ограничения, но не могут сразу снять все санкции», – объяснил Д. Малых.
Стоит напомнить: недавно на заседании клуба «Валдай» Владимир Путин отметил, что Москва готова вернуться к сотрудничеству с Токио в случае, если Япония проявит соответствующую инициативу. «Вдруг Япония взяла и ввела против нас санкции, да ещё и записала в список угроз: где-то на третье-четвертое место поставила Россию. Какая угроза? В чём мы Японии угрожаем-то? Ещё санкции ввели. Мы что вам плохого сделали?» – задавал российский лидер риторические вопросы. Он добавил, что Япония является естественным партнером РФ, потому что она наш близкий сосед. Президент отметил, что в России любят японскую культуру и кухню, а Москва в случае возвращения Токио к сотрудничеству не будет «валять дурака».
И адресаты этих заявлений не пропустили их мимо ушей. Депутат верхней палаты японского парламента Мунэо Судзуки сообщил, что «проведёт работу» с премьер-министром страны Сигэру Исибой и главой МИД Такэси Иваей, дабы донести до них сигнал, посланный Путиным с трибуны «Валдая». Судзуки отметил, что Путин выступил с высказыванием, «очень щадящим и внимательным к Японии», отправил Токио «очень добрый, тёплый месседж для Японии». Депутат пояснил: «Он сказал, что в Японии есть умные люди, которые продолжают сотрудничать с Россией, особенно в области энергетики, не уходят из российских компаний – несмотря на то что Токио ввёл санкции».
Щепотка прагматизма в кипящий котёл политики
Судзуки добавил, что Россия не стремится к конфронтации с Токио и готова к возвращению японских компаний. «Я считаю, что это важнейший сигнал Японии. Японскому правительству нужно прекратить действовать по указке Америки, как это было при Байдене, а завязать новые дипломатические отношения со страной-соседом Россией», – сказал парламентарий в беседе с российским агентством РИА «Новости». Этот политик считает, что сейчас всё зависит от решений Токио, поскольку это он первым начал с Россией санкционную войну.
Судзуки посетовал на то, что японские СМИ, хоть и уделили внимание высказываниям российского президента об итогах недавних президентских выборов в США, о ситуации на Украине, но почему-то обошли молчанием важный сигнал, предназначенный для их страны. «Японским СМИ не хватает образования. Они не понимают важности японо-российских отношений. Японские СМИ цитируют, что Путин любит японскую культуру и японскую кухню, а о том, что Россия готова (к возвращению на ее рынок японских компаний. – Авт.), вот этот важный месседж они не воспринимают», – с сожалением отметил депутат.
Надо пояснить, что Мунэо Судзуки – это не какой-нибудь маргинал, а влиятельный у себя на родине политик с более чем сорокалетним стажем. Он неустанно доказывает, что Токио должен заключить наконец-то мирный договор с Москвой (как известно, такое соглашение не удаётся подписать со времен Второй мировой войны) и всесторонне развивать отношения с РФ. В своё время Судзуки консультировал ныне покойного премьер-министра Синдзо Абэ, также являвшегося сторонником японо-российского сближения и много сделавшего для этого.
Нельзя скрывать, что из-за новых санкций США возить машины из Японии в Россию станет сложнее. 21 ноября США ввели санкции против Газпромбанка, БКС Банка и зампредов ЦБ – под новую волну ограничений попали около 100 физических и юридических лиц. В списке оказались несколько банков, через которые шла значительная часть оплаты за подержанные праворульные автомобили – ББР, Промсоцбанк и Примтеркомбанк. По факту в России остались лишь два банка, через которые можно отправить свифт-перевод в Японию – АТБ и «Солид». У этих банков мало филиалов, которые в основном расположены в крупных городах. А это значит, что оплата заказанного в Японии автомобиля может стать проблемой. Не исключено, что оставшиеся «в живых» банки будут увеличивать комиссию и ограничивать количество переводов.
Это проделки уходящей администрации Джо Байдена, которая торопится напоследок напакостить России как можно сильнее. И всё же факт ослабления японских санкций знаменателен, тем более что японцы – это не единственные автопроизводители, стремящиеся вернуться на рынок РФ. Ещё одной примечательной новостью последних дней стало появление вакансий от «Фольксваген Груп Рус». Среди вакансий оказались менеджер по связям с общественностью и специалист по PR. Наличие в списке этих позиций явно нацелено на подготовку к восстановлению позитивного имиджа «Фольксвагена» на российском рынке. И если компания действительно снова начнёт работать в России, это станет важным шагом для возобновления нормальных экономических отношений РФ и ФРГ.
Свежие комментарии