«Россия – ключевая угроза национальной безопасности Украины». Вы сейчас услышали что-то новое? Вот и мы нет. Этот посыл является основным в стратегии военной безопасности Украины, введённой по решению Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) и подписанной президентом Владимиром Зеленским 26 марта. В документе поднято ещё много тем: начиная от обвинений РФ в дестабилизации обстановки чуть ли не во всем мире и заканчивая в очередной раз объявленным желанием Киева вступить в НАТО. Вот только на практике стратегия никакого смысла не имеет.
Убедиться в этом нам поможет история украинской самостийности. Первый подобный документ новоиспечённое государство приняло в 1991 году. Концепция обороны и строительства вооружённых сил среди всего прочего предусматривала обретение в будущем статуса нейтрального безъядерного государства. Спустя два года Верховная Рада утвердила первую редакцию военной доктрины Украины и уже с того периода к документам военно-политического характера в украинском обществе относились с большим скепсисом. В той доктрине среди требований к вооружённым силам страны значились, например, способность к воздушно-космической обороне и ведению военных действий в ближнем космосе. Тогда ещё некоторые верили, что Украина станет сильнее независимой, чем она была советской.
К редакции 2004 года все комичные позиции из доктрины были убраны, зато у Киева наметилась более серьёзная цель: евроатлантическая интеграция с последующим вступлением в Североатлантический альянс. Леонид Кучма Зеленского на дороге в НАТО опередил! До этого, в 1997 году, Украина и НАТО подписали Хартию об особом партнёрстве, но развивалось оно без особых подвижек.
Пронатовская позиция тогдашней власти подверглась жёсткой критике со стороны общества, и через месяц Кучма поменял взгляды на интеграцию, ограничившись «углублением сотрудничества с НАТО».
Правда, вскоре к власти в стране американцы «пришли» Виктора Ющенко, и тот вновь заговорил о членстве в НАТО. Однако следующий президент Виктор Янукович в очередной военной доктрине вновь попытался вернуть стране конституционный status quo, речь о «соблюдении политики внеблоковости». Это положение приняли не без полемики: ведение внешней политики и укрепление суверенитета страны невозможно без международного военно-политического сотрудничества. Говоря проще, нельзя быть просто «внеблоковым государством». Но и тут можно поспорить: а как же вечно нейтральная Швейцария? Впрочем, Украина – не Швейцария. И ею уже не станет. Теперь Молдову бы догнать и перегнать!
В 2014-м случился переворот. Во время правления Петра Порошенко и было утверждено, что военным противником Украины считается Российская Федерация. Военную силу решили применять «не только в случае внешней агрессии, но и для локализации и ликвидации внутреннего вооружённого конфликта». Уже после того решили, как она незаконно была применена на Донбассе.
При этом в сферу украинских военных страхов в связи с Россией внесли не только отделившийся Крым и самоопределившийся Донбасс, но и… Приднестровье, которое вообще частью Украины не является! «Присутствие военного контингента РФ в Приднестровском регионе Молдавии, который может быть использован для дестабилизации ситуации в южных регионах Украины», – отмечалось в доктрине-2015. Это при том, что Украина де-юре должна выполнять роль страны-гаранта разрешения молдавско-приднестровского конфликта. Но де-факто украинская сторона тяготится ролью посредника, а всё больше желает стать непосредственной участницей конфликта…
При Порошенко же внесли изменения в Конституцию, закрепив «необратимый» курс Украины на НАТО и ЕС. Народ при этом не спросили, однако решили опереться на выдуманную его «европейскую идентичность».
Этот обзор доктрин и стратегий необходим, чтобы показать: в стратегии военной безопасности Украины от Владимира Зеленского нет ничего нового. Авторы документа зачерпнули «стратегического борща» у Ющенко (в контексте отношений с НАТО) и Порошенко (в контексте «Россия – враг» и курса на Североатлантический альянс).
Не обошлась новая стратегия и без откровенно смешных положений. Например, пассаж о том, что Украина не декларирует «достижение военного паритета с Российской Федерацией, что привело бы к чрезмерной милитаризации государства». Странно, что про Китай такого не написали. Хотя ещё не вечер.
Стратегия Зеленского и СНБО не исключает «боевых действий России против Украины и других государств Балтийского и Черноморского регионов». Видимо, Данилову «королевство маловато», вот украинский Совбез и решил поиграть в геополитические шахматы, но как ходят шахматные фигуры, пока не понимает…
С таким же успехом можно спрогнозировать нападение Таджикистана на США. А почему нет? Кто-то исключает? Таких бы прозорливцев да в 1939 год – глядишь, они бы предотвратили начало Второй мировой войны. Только вот «предсказания» в серьёзном документе выглядят абсурдно. Ведь это не прогноз астролога на неделю.
Страны Североатлантического альянса Украину в своем составе не видят. Только как плацдарм для военных провокаций, усиливающих конфронтацию Запада с Россией, Белоруссией, Приднестровьем. В феврале этого года глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил, что «пока» никаких переговоров о получении Украиной статуса особого союзника США вне рамок НАТО не было. Чувствуете качество украинского суверенитета после таких заявлений? Вашингтон намекает на «военное сотрудничество» с Украиной, строит в стране свои базы, но вмешиваться в конфликт на Донбассе в американские планы уж точно не входит. Украина пусть сама разбирается, никто за неё не впишется, разве что из Литвы неугомонный Науседа пришлёт таблетки йода.
Оборонная стратегия Украины не самостоятельна, она предусматривает противодействие любой угрозе только при поддержке внешних сил. На что уповает Киев? На то, что международные армии войной отберут у России Крым и присоединят его обратно к Украине? Так в случае чего Турция первая в очереди, а никак не немощное украинское государство, потерявшее суверенитет. Да и Россия сумеет себя защитить. Да и «война с Россией» НАТО устраивает только в нынешнем варианте – за счёт жизней украинских граждан.
Можно смело ожидать очередной военной доктрины после 2024 года: Киев будет снова стремиться к членству в НАТО и возвращению тех земель, которые Украина благодаря своей нынешней внешней политике ещё потеряет. Хотя это может случиться раньше, чем выберут нового президента.
Свежие комментарии