На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 397 подписчиков

Свежие комментарии

  • С С
    Когда всё русское на окраине вернется домой, тогда и поговорим об образовании временно отсутствующих. А сейчас можно ...Интеллектуальная ...
  • Valery Stetson
    Так держать! И, поскорей бы!Николай Патрушев:...
  • зуфар юсупов
    Логика в этом есть. Крестьяне останутся, люди от сохи не склонны бегать. Да ещё часть упоротых. Но с государством дей...Если Украина прек...

Дмитрий Донской. Князь-неудачник или великий государь?

Дмитрий Донской. Князь-неудачник или великий государь?

Дмитрий Донской на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
Княжение Димитрия Донского принадлежит к самым несчастным и печальным эпохам истории многострадального русского народа. Беспрестанные разорения и опустошения, то от внешних врагов, то от внутренних усобиц, следовали одни за другими в громадных размерах.


Возвышение Москвы


Донское побоище хоть и не ликвидировало зависимость Москвы от Ордынского царства, но изменило ситуацию в регионе. Осенью того же 1380 года Мамаева Орда прекратила существование. На востоке, за Волгой располагался супротивник Мамая – Синяя Орда Тохтамыша. Этот потомок Чингисхана, узнав о поражении своего соперника за власть в Орде, перешёл Волгу, двинулся на Сарай. Мамай спешно собрал новую армию, но воины и князья перешли на сторону более удачливого соперника. К тому же был хороший повод: Тохтамыш был законным наследником сарайского стола. Мамай со своей казной бежал в Крым, но там его прикончили. В сущности, победа Дмитрия Московского помогла Тохтамышу занять ордынский престол. Когда новый ордынский царь известил русских князей о своём воцарении, все русские правители отправили к нему послов с подарками. С Ордой Тохтамыша был установлен мир. Однако великий московский князь Дмитрий Донской не счёл нужным лично отправляться к новому правителю Золотой (Белой) Орды для получения из его рук ярлыка на великое княжение.

Через год произошёл переворот в Великом княжестве Литовском и Русском. Великий князь Ягайло Ольгердович в сентябре 1380 года вывел свои полки на помощь Мамаю, чтобы сокрушить Дмитрия Ивановича и своих братьев Андрея Полоцкого и Дмитрия Брянского. Однако московский государь успел сокрушить Мамая до подхода войск Ягайло. Великий князь Литовский был в одном переходе от поля Куликова, когда получил известие о разгроме ордынцев. Ягайло повернул войска назад. В октябре 1381 года Ягайло был свергнут своим дядей Кейстутом Гедиминовичем. Кейстут начал политику сближения с Москвой, ему нужен был мир на востоке, чтобы противостоять крестоносцам. Кейстут договорился с Дмитрием Донским ценой отказа от претензий на Смоленск и Верховские княжества (удельные княжества в верховьях Оки). Андрей Ольгердович вернулся в Полоцк.

Изменились отношения Москвы с Рязанью. В 1380 году великий князь Рязанский Олег Иванович вынужден был подчиниться силе Мамая и заключил с ним союз против Москвы. Однако он не привёл свои полки на Куликово поле. В свою очередь, Дмитрий Иванович вёл свои войска за Оку так, чтобы избежать столкновения с рязанцами. В «Задонщине» упоминается даже о гибели 70 рязанских бояр со стороны великокняжеской рати. С другой стороны, некоторые рязанские бояре в отсутствие своего князя, который двинулся с дружиной на юг, грабили московские обозы, которые шли после Куликовской битвы по Рязанщине. После возвращения в Москву Дмитрий установил контроль над многими рязанскими волостями. В 1381 году рязанский князь признал себя «младшим братом» и заключил с Дмитрием Донским антиордынский союз, похожий на московско-тверской договор 1375 года. Олег Рязанский обещал вернуть захваченных после Куликовской битвы людей.

Продолжалась борьба за место митрополита всея Руси. Миссия Михаила (Митяя) в Константинополь, ставленника Дмитрия Донского, неожиданно закончилась. Кандидат в митрополиты по пути из крымской Кафы (Феодосия) в Константинополь неожиданно заболел и умер. В сопровождавшей его свите начался спор по поводу того, кого предлагать в русские митрополиты. Верх взяли сторонники переяславского архимандрита Пимена. Тот, разбирая документы умершего Михаила, нашёл незаполненные грамоты великого государя. В одну из них он вписал просьбу Дмитрия Ивановича к византийскому императору и константинопольскому патриарху поставить в митрополиты всея Руси Пимена. Другими бумагами были долговые расписки московского князя мусульманским и итальянским купцам под высокие проценты. Полученные деньги пошли на подкуп с целью «избрания» Пимена митрополитом. Священный собор принял такое решение. За Пименом признавался титул Киевского и всея Руси. Однако за его конкурентом Киприаном пожизненно оставили титул митрополита Литвы и Малой Руси.

Вторжение Тохтамыша


Тем временем назревало новое столкновение Орды и Москвы. Тохтамыш хотел добиться полного подчинения Дмитрия Ивановича и возобновить поступление дани в прежнем размере. Золотоордынский царь поссорился со своим прежним покровителем – Тамерланом. Ему требовались спокойный тыл на западе и огромные деньги на войну. В результате Тохтамыше решил идти на Москву, чтобы усмирить Дмитрия, захватить добычу, включая пленников для продажи в рабство. Подготовку похода на Московскую Русь удалось сохранить в тайне.

Благодаря эффекту внезапности и временной слабости Московской Руси, которая понесла огромные потери в кровавой схватке с Мамаем, Тохтамышу удалось реализовать свой план. Русские гости (купцы) в Орде были арестованы либо перебиты, чтобы не успели донести в Москву. У русских гостей в городе Булгаре были отняты многочисленные суда, на которых ордынская рать форсировала Волгу. Шли быстрым маршем, чтобы Москва не успела изготовиться, мобилизовать силы. Нижегородский князь Дмитрий Константинович и Олег Рязанский перед лицом превосходящих сил изъявили полную покорность ордынскому царю и избежали погрома своих земель. Дмитрий Суздальско-Нижегородский, желая обезопасить своё княжество, отправил в войско ордынского владыки своих сыновей: Василия и Симеона. Олег Рязанский указал броды через Оку.

Узнав о появлении противника, Дмитрий Донской и Владимир Храбрый начали сбор войск в Костроме и Волоке, но остановить Тохтамыша уже не смогли. Тохтамыше сжег Серпухов и спокойно вышел к Москве. Город был без высшего руководства. Великий князь с семьей был в Костроме, за Волгой. Оборона города была возложена на литовского князя на московской службе Остея (сын Андрея Ольгердовича либо Дмитрия Ольгердовича) и митрополита Киприана. Митрополит бежал в Тверь, которая также выразила покорность Тохтамышу. Бояре восприняли отсутствие великого государя как бегство, свою роль сыграл и поспешный отъезд митрополита. В результате знать бежала из столицы, с другой стороны, в город хлынули беженцы из разоряемых окрестностей, малых городков и сел. Москвичи подняли восстание и решили дать бой врагу. 23 августа 1382 года ордынцы вышли к Москве и попытались взять стольный град. Горожане три дня успешно отражали вражеские атаки, с успехом применили огнестрельное оружие – «тюфяки» (пушки). Успех в обороне вскружил городу москвичам. Они разгромили боярские хоромы, погреба с вином и медами: «…и напивались допьяна и, шатаясь, похвалялись, говоря: «Не страшимся прихода поганых татар, в таком крепком граде… ведь страхом двойным одержимы они: из города — воинов, а извне — князей наших». И потом вылезали на городские стены и бродили пьяные, насмехаясь над татарами, бесстыдным образом срамили их, слова разные выкрикивали, исполненные поношения и хулы» («Повесть о нашествии Тохтамыша»).

Не имея возможности взять город и понеся большие потери, Тохтамыш начал переговоры с Остеем и лучшими людьми. Переговорщики заявили, что Тохтамыш пришёл воевать не с горожанами, а Дмитрием. Обещали милость ордынского царя. Предлагали открыть ворота, выйти с дарами и повиниться. Сыновья нижегородского князя Василий и Семён поклялись в том, что Тохтамыш дарует Москве мир. Подвыпившие и раздухарившиеся москвичи поверили, голоса немногих трезвых людей утонули в надеждах остальной массы. Ворота открыли. Ордынцы порубили делегацию и ворвались в оставшийся без защиты стольный град.

И была в граде сеча зла и вне града тако же сеча велика. И до тех пор секли, пока руки и плечи их не ослабли и не обессилели они.

Погибли тысячи людей, других увели в полон. Москву ограбили и сожгли, вывезли княжескую казну и церковные сокровища. В огне погибли драгоценные архивы.

Затем войска Тохтамыша пошли облавой, сожгли и разграбили Владимир, Звенигород, Можайск, Юрьев, Лопасню, Переяславль. Однако вскоре Тохтамышу пришлось спешно уходить. Отряд, который подошёл к Волоку, был разгромлен князем Владимиром Храбрым. От Костромы выдвигал полки Дмитрий Донской. Ордынские отряды, отягощённые добычей и легкими погромами, утратили боеспособность. Ордынский царь немедленно покинул Московскую Русь, по пути сжег Коломну и погромил Рязанщину. Войска Тохтамыша вернулись в Орду с огромной добычей, взяв дань за несколько лет и уведя тысячи людей в полон. Осенью Тохтамыш предложил мир Дмитрию Ивановичу. Весной 1383 года Дмитрий отправил своего сына Василия в Сарай. Дмитрий выплатил Тохтамышу «великую дань тяжкую» (платили не только серебром, как раньше, но и золотом), и ордынский царь закрепил за Москвой великое княжение.


Осада Москвы Тохтамышем в 1382 г. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI в. (у ордынцев красные — русские стяги)

Восстановление


Сожжение Москвы не стало символом её падения. Стольный град не раз горел, но всегда его восстанавливали и он становился всё больше и краше. Дмитрий Иванович снова принялся за тяжкий созидательный труд. Города и сёла отстраивались. На великокняжеский ярлык претендовали Михаил Тверской и Борис Городецкий, но Тохтамыш предпочёл более богатую Москву. Но Тверское великое княжество снова получило независимость. Тверской князь уже называется не младшим братом московского, а просто братом. В состав Тверской земли вернули Кашин.

Великий князь Московский наказал Рязань. Уже осенью 1382 года московская рать совершила карательный поход на Рязанское княжество. Московские полки устроили погром «пуще… татарьскые рати». Весной 1385 года Олег Рязанский ответил, неожиданно напал на Московскую Русь, захватил Коломну (в прошлом она была частью Рязанской земли). Москва собрала сильную рать под командованием князя Владимира Андреевича Храброго. Рязанцы отошли к пограничной крепости Перевитск. В жестокой битве рязанцы взяли верх. По Никоновской летописи, «на том бою убиша многих бояр московьских и лутчих мужей новгородских и переславльских». Дмитрию Ивановичу пришлось просить мира и выплатить выкуп за многочисленных пленных. Позже при посредничестве Сергия Радонежского Москва и Рязань заключили «вечный мир». В 1387 году Олег женил своего сына Федора на дочери Дмитрия Софье. В будущем рязанский князь Фёдор стал верным союзником Москвы.

Москве снова пришлось усмирять Новгород. В 1386 году великий государь двинул полки на вольный город. Новгородцы смирились и выплатили большую дань. На западном направлении ситуация значительно ухудшилась. В 1384 году при посредничестве вдовы Ольгерда Ульяны Александровны было заключено предварительное соглашение между Дмитрием и Владимиром с одной стороны и Ягайло, Скиргайло и Корибутом с другой о бракосочетании Ягайло с дочерью Дмитрия и объявлении православия государственной религией великого княжества Литовского и Русского. Однако в 1385 году Ягайло заключил с Польшей унию и женился на наследнице польского престола Ядвиге. Великое княжество Литовское и Русское подверглось вестернизации и католизации. Смоленск при поддержке Рязани оказал сопротивление, но потерпел поражение. Андрей Ольгердович Полоцкий был разгромлен и взят в плен, Полоцк пал.


Памятник Владимиру Андреевичу Храброму в Серпухове

Вопрос о престолонаследии


В 1388—1389 гг. у Дмитрия Донского произошёл конфликт с Владимиром Андреевичем. Очевидно, он был связан с вопросом наследования. Чувствуя близость смерти, Дмитрий Донской составил завещание. В своём завещании Дмитрий первым из московских князей включает в свои владения великое княжение (Владимир, Переяславль-Залесский, Кострому), Белоозеро, Дмитров, Углич и Галич. Большая часть земель и доходов отходила его старшему сыну Василию. Видимо, Владимир Храбрый настаивал на сохранении в великом княжестве Московском старого лествичного порядка наследования. Таким образом, наследником тяжело больного Дмитрия Ивановича должен стать старший из его родичей — Владимир Андреевич. Но великий государь передавал власть своему старшему сыну. Более того, он укреплял единовластие в московском великокняжеском доме. В случае смерти одного из младших братьев его удел делился между всеми оставшимися братьями. Но если умирал старший сын, то его владения целиком отходили следующему по возрасту сыну великого князя.

Дмитрий Донской смог сохранить порядок внутри московского княжеского дома. Великий государь арестовал находившихся в Москве серпуховских бояр и отобрал у Владимира Андреевича Дмитров и Галич. Затем завещал Галич, Звенигород и Рузу второму сыну Юрию, а Дмитров и Углич — четвёртому сыну Петру. Разгневанный Владимир уехал в Серпухов, а затем в Торжок. В 1390 году он помирился с новым московским государем Василием Дмитриевичем. Он признал двоюродного племянника «старшим братом» и великим князем Московским, отказался от претензий на Дмитров и других привилегий. Взамен получил половину Волоколамска и Ржев (потом обменял их на Углич и Козельск). Владимир Храбрый снова стал возглавлять московские полки.

Великий государь Московский Дмитрий Иванович Донской ушёл из жизни 19 мая 1389 года. Ему не было и 39 лет. В его правление Москва стала признанным лидером Северо-Восточной Руси, бросила вызов Литве и Орде. То есть Московская Русь стала претендентом на роль главного русского центра. Великое княжество Владимирское стало «вотчиной» московских государей. Московское великое княжество было значительно расширено за счёт территорий Переяславля, Галича, Белоозера, Углича, Дмитрова, части Мещеры, а также костромских, чухломских, стародубских и пермских земель. Москва получила белокаменный кремль. При Дмитрии Ивановиче в Москве была впервые начата чеканка серебряной монеты. Строились новые города-крепости, монастыри, происходит расцвет культурной и экономической жизни. Великий князь ограничил власть удельных князей, включая своих родственников, создал военную опору среди бояр и дворян. Московская Русь создает мощную армию, которая может успешно противостоять сильнейшим соседним державам: Орде и Великому княжеству Литовскому и Русскому.

С другой стороны, период был крайне сложным для Руси, сопровождался кровавыми войнами, битвами, усобицами и морами. Большую часть своей жизни Дмитрий Донской провёл в войнах с Тверью, Новгородом, Рязанью, Литвой, Ордой и другими соседями. Поэтому некоторые историки считают, что правление Дмитрия Ивановича было неудачным, трагичным. Вот мнение Николая Костомарова:

Княжение Димитрия Донского принадлежит к самым несчастным и печальным эпохам истории многострадального русского народа. Беспрестанные разорения и опустошения, то от внешних врагов, то от внутренних усобиц, следовали одни за другими в громадных размерах.

Московская Русь, не считая мелких набегов, дважды была опустошена литовцами, пережила погром Тохтамыша. Рязанщину несколько раз разгромили ордынцы и москвичи, Тверскую землю – несколько раз московские рати, Смоленск – несколько раз литовцы и москвичи, Новгород страдал от походов тверичей и москвичей. По мнению Костомарова, Восточная Русь тогда была страной малолюдной и нищей. При Дмитрии разорённая Русь снова должна была «ползать и унижаться перед издыхающей Ордой».

Другой знаменитый русский историк, Николай Карамзин, так оценивал правление Дмитрия:

Великодушный Дмитрий победил Мамая, но видел пепел столицы и раболепствовал перед Тохтамышем.

Очевидно, Костомаров и Карамзин слишком пристрастны. Костомаров был сторонником «украинской идеи», а Карамзин – западником, который оформил в России «классическую» (прозападную) версию истории.

Жизнь Дмитрия Ивановича была короткой и стремительной, но он обессмертил своё имя на поле Куликовом. При нём Москва начинает долгий путь собирания русских земель, включая Литву и Орду.
Автор:
Самсонов Александр
Использованы фотографии:
https://ru.wikipedia.org/
Статьи из этой серии:
Дмитрий Иванович, князь-ратоборец. Война Москвы и Твери
Как Дмитрий Иванович уничтожил ордынское войско на реке Воже
Мамаево побоище: русские дрались с русскими?
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх