На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 289 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

Украинский газовый транзит в руках Польши и Болгарии

Украина оказалась в капкане «Турецкого» и «Северных» потоков

Украинский газовый транзит в руках Польши и Болгарии
Фото: Алексей Павлишак/ТАСС
Материал комментируют:

Сербия и Венгрия завершили строительство линейной части газопровода-перемычки, который является продолжением «Турецкого потока». Поставки газа по новому маршруту планируется начать с 1 октября.

Как заявил на церемонии стыковки директор госпредприятия «Србиягаз» Душан Баятович, Сербия решила вопрос с поставками голубого топлива с другого направления — «не только через Украину».

«Никто больше в Сербии не будет мерзнуть, а цена газа для домовладений не будет меняться этой осенью», — заявил он.

По его словам, мощности, составляющие на выходе из Черного моря 15,75 млрд куб. м газа, могут быть использованы практически по всей Центральной Европе. Его венгерский коллега, председатель правления венгерской компании — оператора газотранспортных систем FGSZ Ференц Саболч назвал соединение «золотым» и отметил, что оно означает скорое завершение проекта.

Тем временем завершается и строительство «Северного потока -2». Компания Nord Stream 2 AG 11 июня 2021 года подала заявку на проведение в предупредительном порядке сертификации в качестве независимого оператора транспортной системы. Германия сейчас продолжает переговоры с США по газопроводу «Северный поток -2» и уверяет, что для Берлина важно сохранить транзит российского газа через Украину.

«Для нас важно позаботиться о том, чтобы Украина не лишилась доходов, ведь речь идет о сохранении транзитных пошлин», — заявил в начале июля глава МИД ФРГ Хайко Маас.

США и ряд европейских противников проекта не оставляют попыток остановить строительство или же эксплуатацию газопровода. Вместе с тем Европа в этом году столкнулась с серьезным дефицитом газа, и вопрос его бесперебойных и достаточных поставок из России становится все более актуальным.

Remaining Time -0:00
Mute

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович считает, что о стабильных поставках в Венгрию нужного объема газа через «Турецкий поток» можно будет говорить после завершения строительства инфраструктуры на территории Болгарии и Сербии:

— Болгария строит компрессоры вместе с американцами, эта история может быть с подводными камнями. Но проблемы постепенно решаются.

«СП»: — В Венгрии надеются, что с 1 октября газ пойдет.

— Сроки уже несколько раз переносились. Изначально проблема была в том, что надо было достроить дополнительную инфраструктуру. Будет ли перенесено в этот раз, наверняка сказать сложно. В любом случае это вопрос нескольких месяцев, а не загоризонтные сроки.

Возможно, что дальше часть газа будет прокачиваться через Венгрию в австрийский Баумгартен, оттуда, возможно, какой-то объём будет доходить до севера Италии. Это зависит от общего энергетического расклада в регионе.

«СП»: — Как скоро ожидается завершение «СП — 2»?

— Стройка второй нитки должна завершиться где-то в сентябре. По последним данным, «Академик Черский» не участвует в достройке, строит «Фортуна». Были сложности, пришлось возвращаться на некоторое количество сотен метров, видимо, что-то надо переделывать. Надо достроить еще около 50 км с учетом датского и немецкого участков.

Далее будет сертификация. Американцы делают максимум плохого, чтобы сертификаторы отказались работать с проектом. Однако практика показала, что Россия и ее партнёры по проекту могут эти проблемы обходить. Суда тоже нуждаются в сертификации и страховке, но они же строят. Значит, кто-то выдал сертификаты. Кто — неизвестно. Nord Stream и «Газпром» это скрывают, и правильно делают. Потом можно будет снять авантюрный фильм о том, как это обойти. Но сертификаты надо предъявлять в Европе, а не Америке, поэтому найти сертификатора можно. Скорее всего, это получится, но может затянуться.

Не исключаю, что во второй половине осени могут начаться коммерческие поставки по «Северному потоку-2». Возможно, удастся прокачать 10 млрд кубов и даже больше.

«СП»: — Если газ пойдет по обоим направлениям, каковы шансы Украины на сохранение транзита?

— Есть действующий контракт, который истекает в конце декабря 2024 года. По этому контракту 40 млрд кубов газа в год через Украину «прокачивай или плати», т.е. независимо от того есть или нет прокачка. Контракт предполагает 109 млн кубов в сутки. Дополнительное бронирование через Украину стоит дорого — дороже, чем через «Ямал-Европу», «Северный поток». Для нас это не самая приятная история.

Про Газпром говорят, что он «плохой, не хочет бронировать через Украину». Но Газпром к 109 млн забронировал еще 15 млн в сутки. Газпрому говорят, бронируйте еще, а то, что это дорого, что «Северный поток-2» можем включить в скором времени, что Киев предлагает уже прерывистую мощность для дополнительной прокачки, которая нам не очень удобна, — это как будто не имеет значения.

Сейчас Газпром поставляет в Европу и Турцию на рекордном уровне: за полгода почти 100 млрд куб газа. Нам все говорят, что этого мало, надо больше, при том, что раньше говорили, что Газпром плохой, потому что слишком много поставляет. Юридически к Газпрому подкопаться нельзя, но общее отношение из-за отказа увеличить объем бронирования через Украину страдает.

«СП»: — Так ли надо России сохранять этот транзит и продолжать кормить Украину?

— Контракт исполняется, дальше все будет зависеть от спроса на газ в Европе. В следующем году должно выводиться из эксплуатации месторождение Гронинген в Нидерландах. Это очень известное месторождение, которое более полувека снабжало газом огромную часть Европы. Оно сильно выработано, что приводит к землетрясениям, и правительство страны решило его постепенно закрывать. А это минус около 20 млрд куб газа в год. Ему где-то надо найти альтернативу.

Есть страны (например, Молдавия, Словакия), куда удобнее качать через Украину.

Но может встать вопрос и о том, что состояние инфраструктуры газотранспортной системы Украины настолько плохое, что через нее невозможно качать.

«СП»: — Будут ли в этих условиях на полную мощность работать «Северные потоки»?

— Это вопросы сертификации, антимонопольного права ЕС. Это можно сделать с помощью Германии, которая нас в этом вопросе поддерживает, но это займет время. И это при условии, что к власти в Германии не придут странные ребята вроде «Партии зеленых», которые ставят палки в колеса газопроводу. Хотя это, конечно, маловероятно, тем более, что их рейтинги снизились. Есть и интересанты проекта на уровне правительства, бизнеса, которые будут отстаивать интересы газопровода. Мешать будут, потребуются усилия.

Сегодняшняя работа на полную мощность первого «Северного потока» возможна благодаря тому, что частично запущен газопровод EUGAL — ответвление «Северного потока -2». Чтобы полностью работало все, надо снимать ограничения с OPAL. Эта политико-правовая борьба потребует времени.

Важно, сколько будет и потребление, и производство газа в Европе, на какую мощность будут работать обходные газопроводы. Исходя из этого будет понятно, какой транзит будет через Украину. Возможно, это будет балансирующий маршрут, связанный с тем, что там есть удобные хранилища.

«СП»: — Но ведь есть еще «Ямал-Европа»…

— Вопрос конкуренции между Польшей и Украиной важен. Если Польша начнет загибать цены на транзит через свою территорию (а там сейчас только бронирование мощностей на ограниченные сроки), а Украина осознает, что действует не очень хорошо и сумеет предоставить нам лучшие условия, а таком случае польский маршрут может быть закрыт, а Украина останется. Пока не видно, чтобы Украина поменяла отношение к России.

Непонятно, что будет с Белоруссией. Некоторые предлагают прекратить транзит через Белоруссию, но это будет означать и прекращение транзита через Польшу. Вопрос и в том, какая власть будет в Белоруссии в перспективе на 4−5 лет. Не исключаю, что на каком-то этапе украинский транзит может конкурировать с польско-белорусским.

«СП»: — Какой объем может сохранить Украина после 2024 года?

— Если нарисовать график поставок через Украину раньше и теперь, то видно неизбежное снижение. В более чем 2 раза по сравнению с пиком, который был в 2011 году. Дальше будет еще меньше. Может 20 млрд. в год. Может 25 (от наших щедрот).

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх