Судьбы семей участников Белого движения зачастую складывались не просто. Вне зависимости от того, где они оказались по окончании Гражданской войны — в Советской России, или в какой-либо из стран русского рассеяния, жизнь их не была легкой. Это в полной мере относится и к семьям рядовых участников Белого движения, и к родным видных белых военачальников.
Напомним, что генерал-лейтенант С. Л. Марков (1878−1918) был одним из основателей Добровольческой армии. К осени 1917 г. за его плечами был опыт Русско-японской и Первой мировой войн, а также преподавательская деятельность в Академии Генерального штаба. Не принявший революцию Марков в августе 1917 г. оказался в числе участников знаменитого Корниловского выступления, за что был арестован и вместе с другими «корниловцами» заключен до суда в Быхове. Оказавшись после октября 1917 г. на Дону, Сергей Леонидович за несколько месяцев до начала Гражданской войны сумел стать одним из символов Белого движения, легендарным «белым витязем», с чьим именем всегда связывается Первый Кубанский поход Добровольческой армии. После гибели Маркова в бою под станцией Шаблиевкой 25 июня 1918 г.[2] основанный им Офицерский полк получил его именное шефство (впоследствии, наименование «марковских», получили и другие части, развернутые на его основе).
В это время его мама, жена и двое детей проживали на контролируемом белыми Юге России. Смерть Маркова застала его родных в Новочеркасске, где они оказались ещё до приезда Сергея Леонидовича на Дон из Быхова. Жена, дети и мама Сергея Леонидовича присутствовали на его похоронах на военном участке кладбища Свято-Вознесенского кафедрального собора в Новочеркасске.
Жена и дети генерала С.Л. Маркова
Судьба мамы Сергея Леонидовича пока не известна. Жена и дети Маркова весной 1920 г. во время новороссийской эвакуации выехали заграницу. Об этом рассказывает один из эпизодов марковской полковой истории. «В штаб военного губернатора Черноморской области генерала [А. С.] Лукомского пришла женщина, скромно одетая, с маленьким сыном. Она пришла, чтобы записаться на эвакуацию. Ожидающих приёма было много. В это время в штаб прибыл генерал [Н. Н.] Шиллинг, бывший начальник Одесской области. Генерал Лукомский принял его, а ожидающим было объявлено, что приём их откладывается на следующий день. Тем не менее, эта женщина обратилась с просьбой к адъютанту, поручику Котягину:
— Не могу ли я просить генерала принять меня после Шиллинга? Я готова ждать. И тут же спросила меня (запись поручика Котягина), какого я полка?
Когда я ей ответил, что марковского, она сказала:
— Я — вдова вашего Шефа, генерала Маркова, — и, указывая на своего мальчика, спросила, — не узнаете?
Я не понял вопроса, несколько смутился и растерялся. Она, взяв мальчика за плечо и, указывая на его пальтишко, объяснила:
— Разве не узнаете на сыне Сергея Леонидовича его знаменитой куртки? Я не имела возможности купить материал на пальто сыну и пришлось перешить ему куртку мужа.
Говорила она что-то о папахе, но у меня как-то в памяти не удержалось. Какая судьба постигла «белую папаху», не помню.
Для каждого марковца, и первопоходника в особенности, этот эпизод с «серой курткой» и «белой папахой» — целая глава о незабвенном Шефе. Просьба вдовы генерала Маркова была, конечно, удовлетворена, и семья эвакуировалась заграницу"[3].
Прояснить судьбу семьи С. Л. Маркова по окончании Гражданской войны помогли сведения, предоставленные Н. Ю. Рейнгардт (Брюссель, Бельгия) и А. А. Словохотовым (Уфа). Как известно, капитан Сергей Леонидович Марков и княжна Марианна Павловна Путятина поженились вскоре по окончании Русско-японской войны. В их семье было двое детей. Сын Леонид родился 6 января 1908 г., дочь Марианна — 24 июня 1909 г. В эмиграции Марианна Павловна вместе с детьми обосновалась в Бельгии, в Брюсселе. Там она во второй раз вышла замуж за бельгийца. Брак, однако, не был счастливым и вскоре распался. В 1950-е гг. Марианна Павловна и её дети переехали жить в США.
Сын С. Л. Маркова — Леонид Сергеевич, скончался в 1977 году в возрасте 70 лет. Каких-либо подробностей о его жизни найти пока не удалось. Дочь — Марианна Сергеевна Маркова вышла замуж за русского эмигранта Александра Чебыкина, происходившего из рода Голенищевых-Кутузовых. Знакомство будущих супругов произошло ещё в Бельгии, где А. Чебыкин получил профессию инженера. За свою совместную жизнь они успели пожить в Тунисе, Канаде и США. Марианна Сергеевна Чебыкина (Маркова) умерла 6 ноября 1993 г. в возрасте 84 лет. Последние годы жизни она провела при Ново-Дивеевском монастыре, на кладбище которого и была похоронена. Ранее, в 1982 г., скончался её муж — Александр Чебыкин. В браке у них родилось двое детей — сын Сергей Александрович (1937 г/р) и дочь Елена Александровна. Внук генерала Маркова С. А. Чебыкин умер 7 мая 1972 г. во Вьетнаме.
Леонид Сергеевич и Марианна Сергеевна Марковы - дети генерала
Дочь Елена получила образование в одной из итальянских католических школ. Позднее закончила один из вузов в Канаде. В 1960-х гг. она жила в Иерусалиме, в Гефсимании. Всегда хотевшая посвятить свою жизнь Богу Елена приняла иноческий постриг и стала инокиней Марией. Последние годы жизни внучка генерала Маркова провела в Ново-Дивеевском монастыре. Сестра Мария скончалась в США 12 июля 2012 г. Она похоронена на кладбище Ново-Дивеевского монастыря рядом с могилами своих родителей. Все знавшие сестру Марию (Елену Чебыкину) отзывались о ней как о человеке исключительных моральных качеств.
После смерти сестры Марии остался небольшой семейный архив Марковых, включающий в себя несколько десятков личных писем генерала С. Л. Маркова к супруге, написанных в 1917—1918 гг., фотографии семьи Марковых, сделанные в основном в эмиграции, и некоторые другие документы. В 2013 г. этот архив был передан друзьями с. Марии в Музей антибольшевистского сопротивления в Подольске. Благодаря содействию А. А. Словохотова электронные копии этих чудом сохранившихся до наших дней документов переданы для публикации Информационному агентству «Белые воины».
Руслан Гагкуев,
доктор исторических наук
Свежие комментарии