На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Air
    Пархатый пускай лучше едут к тебе в израиловку и охраняют твоего главного жида нетаньяху, иначе ему палестинцы сделаю...Если это не запре...
  • ALEKSANDR LIS
    а ее сыновья призывного возраста- а долг стране отдать в виде службы в армии-что переростки-ничего там для них самое ..."Мама, мы вернули...
  • Игорь Максаков
    Как разворачиваются события в мире, долларом скоро, уже на следующий год, будут пользоваться сами США с небольшим кол...Элита готовит нев...

Три рождения Миши Чёрного

Три рождения Миши Чёрного


Рвал пожар войны когтями крыши,
Радовалась всяческая гнусь…
Калмычонок с Волги – Чёрный Миша –
Дрался за родную Беларусь.

Поэт-партизан Михаил Ванькаевич Хонинов родился в 1919 году в семье батрака в селе Цаган-Нур Малодербетовского улуса Калмыцкого уезда Астраханской губернии. В 1935 году он написал свое первое стихотворение. До призыва в армию в 1939 году Михаил успел отучиться в Астрахани на актёрском отделении техникума, поработать актёром драмтеатра и радиодиктором.

С 1939 году проходил службу в РККА. В 1941 году после окончания Сретенского пехотного училища получил звание младшего лейтенанта. Войну Михаил встретил в должности комвзвода снайперов 646-го стрелкового полка 152-й стрелковой дивизии 16-й армии Забайкальского военного округа.

Миша-Калмык


В июле 1941 года Михаил участвовал в боях под Ельней и Смоленском, где был оставлен с группой бойцов прикрывать пулеметным огнём выход остатков полка из окружения. Тяжело контуженного лейтенанта обнаружили в окопе дети из деревни Сенино Демидовского района, собиравшие оружие на местах сражений. Один из них, смоленский подросток Дмитрий Стрельцов, привел раненого домой. Его мать Мария Васильевна Стрельцова спрятала раненого у себя, а чтобы немцы не входили в избу, на ней написали, что жители болеют тифом.

После выздоровления Михаил присоединился к смоленским партизанам. Просившегося с ним Дмитрия Стрельцова Хонинов с собой не взял. О судьбе своего спасителя Михаил узнал уже после войны из письма двоюродного брата Дмитрия. Предатели выдали мальчика полицаям после попытки установить связь с подпольщиками. Дмитрий был расстрелян на глазах у родственников.

До апреля 1942 года Хонинов сражался в рядах партизанской группы в Смоленской области, где был известен под кличкой «Миша-Калмык». Связным в их партизанском отряде был будущий Герой Советского Союза Михаил Егоров, водрузивший в мае 1945 года Красное Знамя над Рейхстагом.

В октябре 1941 года Хонинов по заданию командования перебирается в белорусские леса для организации партизанского движения. По дороге Михаил попадает в плен и на допросе у немцев выдает себя за конокрада, ворующего колхозных коней. Его направляют в лагерь для военнопленных, куда он не попадает – с группой арестованных Хонинов совершает побег, прыгнув в реку через прорубленную в вагоне дыру.

Миша Чёрный


Тогда же в Березинском районе Михаил Хонинов попадает в засаду и получает ранение. И вновь его спасает местная жительница. На этот раз его крёстной матерью становится белорусская крестьянка Прасковья Андреевна Велиткевич из деревни Местино. Она спрятала раненного бойца, а потом связала его с партизанским отрядом, в котором воевали её муж и сын.

Весной 1942 года Михаил становится начальником штаба партизанского отряда (командир – Иван Стародубцев, комиссар – Пётр Велиткевич), затем возглавляет диверсионный взвод. Основными задачами взвода Хонинова были разведка, подрыв железнодорожных мостов и транспорта противника.

В апреле 1942 года при разгроме немецкого гарнизона в деревне Колбче Кличевского района Хонинов со своим взводом первым штурмовал дзоты противника и водрузил над деревней партизанское знамя, совместно с Петром Велиткевичем потопил буксирный пароход с баржами на реке Березина. В июле 1942 года Хонинов проник в расположение немецких войск в деревне Бэрдо для ведения агитационной работы, в результате чего к партизанам перешли 50 солдат из разных европейских стран.

С мая 1943 года – командир отдельной партизанской роты под с позывным «Миша Чёрный». Основной зоной ответственности роты была шоссейная магистраль Варшава – Москва. Действующая на Могилевщине интернациональная рота Хонинова была прозвана оккупантами «дикой дивизией», за голову Миши Чёрного карателями назначена награда в размере 10 000 оккупационных марок.

Личный боевой счет Михаила Хонинова (из автобиографии):

«на боевом счету имею более 300 фашистов, убитых и раненых. Пустил под откос 2 вражеских эшелона с живой силой и техникой в районе станции Тощица Быховского района, взорвал около 50 автомашин. Кроме того, вместе со своими партизанами разгромил много поездов, машин, мостов, гарнизонов».

В августе 1944 года лейтенант Хонинов был демобилизован и отправлен в ссылку к ранее депортированной семье. Его партизанским подвигам посвящены документальная повесть Александра Демидова «В атаку поднимался первым», художественная повесть Андрея Дугинца «Искры под пеплом», а также пьеса Шираба-Нимбу Цыденжапова «Жаворонки везде поют одинаково», поэмы Владимира Михановского, Николая Поливина и Константина Эрендженова.

Михаил Хонинов умер в 1981 году, оставив нам легенду о герое-партизане и свои стихи (перевод А. Николаева):

Война – не песня,
А проклятье,
Война – гремучая змея.
Где вы, мои лесные братья,
Где партизанская семья?

Где пулеметчик мой с Урала?
Козлов погиб!.. – мне говорят.
Из-за такого перевала
Не возвращаются назад.

Мой подрывник Ковширка,
Где ты?..
В музее на Березине
Глядит мой старый друг с портрета:
«Погиб героем на войне».

Где мой разведчик Прокопенко?
К родному он спешил Днепру,
Но в белорусской деревеньке
Был похоронен на юру.

Они громили гарнизоны,
Бесшумно ночью сняв посты,
И отрубали эшелонам
То головы,
А то хвосты.

И, нарываясь на засады
И натворив фашистам бед,
Они скрывались,
Если надо,
И быстро заметали след.

Про их отвагу и геройство
Знал партизанский наш костер,
Три сына было в этой тройке
От трех республик,
Трех сестер.

Зимой они ушли все трое
Взрывать мосты и поезда,
Заданье выполнив,
Герои
В лес не вернутся никогда…
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх