Для вторжение на полуостров незаконный меджлис собирается сформировать крымско-татарскую армию
Один из инициаторов блокады Крыма Ленур Ислямовзаявил в украинском телеэфире, что настал самый подходящий момент для создания крымско-татарской армии в составе Вооруженных сил Украины. «Может быть, сейчас крымско-татарский народ поймет, что все-таки надо создавать собственную армию. У нас есть политические свои силы, у нас есть депутаты Верховной рады, но у нас нет собственной армии. Поэтому мы должны сделать так, чтоб у нас была армия в составе Украины… Мы хотим создать новое направление в нашей национальной политике», — заявил Ислямов.
Разговоры о создании этнических вооруженных формирований крымских татар ведутся давно. Для начала — хотя бы батальона, заранее получившего многозначительное наименование «Крым». Лидеры запрещенного на территории Российской Федерации меджлиса периодически поднимали эту тему в украинских СМИ, но к конкретным действиям не переходили. Однако в конце апреля Рефат Чубаров, объявленный прокуратурой Крыма в международный розыск, заявил, что концепция батальона «Крым» уже полностью разработана и представлена президенту Украины и министру внутренних дел.
Предполагается, что в батальоне будет служить около 500 выходцев из Крыма. В новом добровольческом формировании, обещает Чубаров, обеспечат все условия для верующих мусульман — имам, халяльная еда и так далее. Одновременно он потребовал, чтобы Киев не отказывался от «военного фактора» возвращения полуострова и предположил, что «во время деоккупации Крыма подразделение будет обеспечивать общественный порядок на полуострове в первые месяцы его освобождения, охрану общественных зданий и органов власти».
Пока идут торги с верховной украинской властью по поводу создания батальона «Крым», по некоторым сведениям лидеры меджлиса потихоньку приступили к формированию и второй подобной «воинской части». Больше похожей на вооруженное бандформирование, поскольку никакой законодательной базы под этой затеей нет до сих пор. А «батальоны», выходит, есть. Или почти есть.
Правда, даже в Киеве от такой активности крымских татар не в восторге. 26 апреля тот же Чубаров пожаловался, что создание батальона затянулось из-за проволочек со стороны администрации президента Порошенко. Напрямую меджлису не отказывают, но стараются всячески отсрочить принятие практических мер.
Такая позиция Киева вполне объяснима. С одной стороны, меджлис и связанные с ним «активисты» действительно способны сыграть дестабилизирующую роль в российском Крыму. Именно они инициировали блокаду полуострова, подрывали линии электропередач и так далее. Почему бы на основе батальона «Крым» не создать крепкое диверсионное подразделение?
Почему же Киев тормозит? Дело в том, что крымские татары не скрывают своего стремления к широкой автономии в составе Украины. Но подавление любых попыток федерализации на Западе и Юго-Востоке страны наряду с поощрением татарского автономизма выглядит, мягко говоря, странно. Если этот вопрос будет поставлен ребром, Киев окажется в неудобном положении даже перед западными партнерами.
Но есть и более серьезная проблема. Трудно сказать, насколько крымско-татарские активисты вообще подконтрольны центральным властям уже на нынешнем этапе. Пока их цели совпадают, они вроде бы следуют одной линии. Но что, если политика Киева перестанет устраивать меджлис?
На самом деле уже сейчас тот же Ислямов и его общественная организация «Аскер», ответственная за блокаду полуострова, действуют сами по себе. На днях на явно проукраинском ресурсе «Крым. Реалии» появился весьма примечательный материал. По сути — большой сюжет с представителями властей Херсонской области и местными жителями, в котором те жаловались на произвол со стороны бежавших из Крыма «активистов».
Депутат Чонгарского сельсовета Валерий Коблюк рассказал, что «аскеровцы» устанавливают собственные блокпосты наряду с официальными, по собственному желанию досматривают всех проезжающих, вымогая у них деньги. И даже устраивают стрельбы, провоцируя находящиеся рядом российские пограничные посты на ответный огонь. В частности, в районе сел Поповка, Атамань и Сиваш. А местным жителям стрелки представляются «Крымской освободительной армией».
Дело дошло до того, сообщает «Крым. Реалии», что «на недавнем сходе граждан в селе Атамань, что вблизи от административной границы с Крымским полуостровом, местные жители потребовали от областных властей убрать из региона блокпосты участников «Гражданской блокады Крыма» и знаки «Крымско-татарская автономная республика».
Замглавы Херсонской облгосадминистрации Валентина Сичевая неубедительно оправдывалась: мол, «активисты» борются с некими теневыми схемами, а стреляют потому, что проводят учения. Правда, ответить на вопрос, имеет ли «общественная организация» бывших крымчан право проводить учения с огнестрельным оружием, среди которого даже пулеметы, ответить не смогла.
Весь этот скандал никак не списать на происки «российской пропаганды». Дело в том, что «Крым. Реалии» — это филиал известной во всем мире американской организации «Радио «Свобода». Которая, естественно, всей душой на стороне современного Киева. Поэтому нет сомнения, что факты бесчинств наиболее буйных представителей крымских татар в Херсонской области — суровая правда.
Однако если уже сейчас крымско-татарские «активисты» творят на границе с Крымом произвол, что будет, если у них появится собственная вполне официальная армия?
— Украинское законодательство не предусматривает создания батальонов по национальному признаку, — объясняет профессор кафедры российской политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Манойло. — Любое подобное образование сразу же приобретает статус незаконного вооруженного формирования. Но Ислямов и его подельники поступили хитро. Сначала получили политическое согласие Киева на формирование подобного рода частей, затем начали создавать два крымско-татарских батальона и одновременно подали заявку на их включение в состав ВСУ или Нацгвардии.
Удовлетворило ли Минобороны эту заявку, пока неизвестно. Но планировалось, что батальоны вольются в состав Вооруженных сил Украины точно так же, как совсем недавно вошли в них так называемые территориальные батальоны, которые были сформированы из националистов и принимали активное участие в гражданской войне в Донбассе. Как самостоятельные боевые единицы крымско-татарские формирования существовать на Украине не могут, потому что тогда будут составлять конкуренцию официальной власти и ее Вооруженным силам.
Поэтому вопрос о легализации стоит для них очень остро. Судя по заявлениям Ислямова, который настаивает, что у крымско-татарского народа есть «особые заслуги» перед майданной властью, поэтому, дескать, они заслуживают собственную армию, официальный Киев пока не дает согласие на включение батальонов в состав официальных структур. Интервью Ислямова подчеркивает неопределенный правовой статус этой инициативы и даже какую-то безысходность. Если ВСУ не примет эти батальоны в свой состав, их должны разоружить или вообще ликвидировать. Последний вариант в планы меджлиса никак не входит.
«СП»: — До сих пор меджлис поддерживал хорошие отношения с украинскими властями. Они могут пойти на конфликт?
— Крымско-татарские националисты поддерживают нынешний украинский режим только потому, что надеются получить для себя квоты и преференции для создания квазигосударства. Сначала в рамках Украины, а потом, возможно, и самостоятельного. В этом отношении мотивы крымско-татарских националистов вполне прозрачны. Они давно к этому стремились и, начиная со времен Ющенко, им в этом попустительствовали.
Во-вторых, формирование разного рода банд размером с батальон отражает политическое состояние нынешней Украины. Центральная власть очень слаба, а власть реальная принадлежит олигархам, таким, как Коломойский. Достаточно вспомнить, что он содержал, да и сейчас содержит до десятка территориальных батальонов. Ислямов очень хочет влиться в состав этого олигархата с собственной частной армией.
«СП»: — Пойдет ли Киев на создание такой армии?
— Крымско-татарские батальоны — это еще одна неуправляемая сила, которая не подчиняется Порошенко. Если президент заключит определенный пакт с Ислямовым, Чубаровым и другими о том, что должны сделать татары для получения широкой автономии в составе Украины, он может пойти на включение этих батальонов в ВСУ. Для Порошенко такая поддержка может оказаться полезной. С учетом тяжелой экономической ситуации на Украине явно назревает третий майдан. В ближайшее время националисты могут поднять мятеж против Порошенко и пойти брать Киев. ВСУ в этом случае Порошенко не защитят. Ему нужно рассчитывать на собственные ресурсы. Не исключено, что он заигрывает с крымско-татарскими националистами, потому что надеется, что в решающий миг эта сила окажется на его стороне.
Но это очень рискованная игра. Эта сила преследует собственные цели. Порошенко они рассматривают только как временного попутчика. Через некоторое время ситуация может измениться, и крымско-татарские националисты могут выступить против президента вместе с тем же «Правым сектором» *. До сих пор тактика Порошенко заключалась в том, чтобы растворить блок неуправляемых националистических формирований в Нацгвардии и ВСУ или просто уничтожить их в гражданской войне. Но у него не совсем это получилось, поэтому теперь возникли появились проблемы. И крымско-татарские батальоны могут стать одной из них.
Крымско-татарские националисты действительно вызывающе ведут себя в Херсоне. Они ничего не умеют, кроме как грабить. Чем и занимаются. Население Херсонской области постепенно разворачивает против них партизанскую войну. Чем дальше, тем более интенсивными становятся эти процессы. Если Порошенко не найдет применения этим батальонам, в Херсоне появится еще один очаг гражданской войны.
«СП»: — Представляют ли эти батальоны угрозу для Республики Крым?
— Это, скорее, рекламная риторика. Начнем с того, что крымско-татарские батальоны далеко не на сто процентов состоят из татар. За меджлисом в Херсон ушла совсем небольшая часть крымских татар, да и то через несколько месяцев многие вернулись назад. Остальные остались на полуострове и, судя по всему, очень неплохо себя там чувствуют. Во всяком случае, за минувшие два года ни одной массовой акции протеста этой части населения на полуострове не зафиксировано. Так что значительную часть якобы крымско-татарских батальонов составляют наемники самого разного происхождения со всего мира.
Эти формирования создаются и финансируются для того, чтобы постоянно тревожить Россию. Их спонсорам нужно, чтобы такие банды провоцировали, организовывали инциденты на границе, вели диверсионную войну против РФ. Та же Турция выделила средства на полное оснащение этих формирований. Ислямов, прибегая к воинственной риторике, просто отчитывается перед своими спонсорами. Но что касается их реальной военной мощи, я не думаю, что жителям Крыма стоит опасаться. Стоит лишь этим батальонам двинуться в сторону России, их сметут за пять минут. Военной угрозы они не представляют. А вот фактор информационной войны, которая разворачивается вокруг этих банд, конечно, присутствует.
— Заявления Ислямова идут вразрез даже с довольно извилистой и поражающей весь мир внутренней украинской политической линией, — считает директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. — Когда такое говорят, это должно вызывать вопросы и в самом Киеве. Там подобные вещи пока поощряют. Но, на мой взгляд, любое поощрение националистических тенденций — это контрпродуктивно.
В Киеве уже столкнулись с нацбатальонами, тем же «Азовом», который даже американцы признали нацистским подразделением. Теперь начинают обсуждать крымско-татарскую армию. Хотя больше, чем пару батальонов, они в принципе не потянут. Где брать бойцов? Крымские татары — не такой уж многочисленный народ. Да и большая часть их не признает меджлис и его деятельность. Люди спокойно живут в Крыму.
Другой вопрос, если они собираются создать формирование под вывеской крымско-татарской армии, а набрать туда кого угодно. Самих татар там будет меньшинство. А, скорее всего, даже это у них создать не получится. Поэтому пока реагировать особо не на что. Просто еще одно эмоциональное и неадекватное заявление, которое, думаю, не оценят и в Вашингтоне. Это совсем не в их интересах. Если гражданская война на Украине вспыхнет на новом уровне, а все признаки этого есть, кто знает, на чьей стороне окажется эта армия?
«СП»: — То есть Киев не пойдет на создание крымско-татарской армии?
— Если подобные формирования появятся, это будет еще один батальон «Азов», слабо подконтрольный центральному правительству. Но не думаю, что Киев на это пойдет. Одно дело заигрывать, а совсем другое — создать этническую армию, которая потом выйдет из-под контроля. Представьте себе ситуацию, что в США создадут отдельную мексиканскую армию для решения пограничных вопросов с Мексикой.
Мне в голову приходит только один пример создания чего-то подобного. Это бригада гуркхов из непальских добровольцев, служащих по контракту в составе британской армии. Но это одна небольшая бригада, не армия. Кроме того, есть всем известный французский Иностранный легион. Но вовсе не моноэтнический. И это вовсе не армия, о которой говорит Ислямов. Да и где взять финансирование на реализацию его планов?
По всем причинам в Киеве попытаются замотать этот вопрос, не отказывая прямо. Пока это приносит политическую выгоду, они будут продолжать заигрывать с татарами. Сейчас кое-какая выгода есть. Например, американцы сделали резкое заявление по поводу запрета в Крыму меджлиса. Это приносит политические дивиденды и, главное, снова поднимает вопрос Крыма, который та же Европа уже совершенно не имеет желания рассматривать. Вот пока это будет актуально, и будут продолжаться разговоры о создании крымско-татарской армии.
*17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистскими пять украинских националистических организаций: деятельность «Правого сектора», УНА-УНСО, УПА, «Тризуба им. Степана Бандеры» и «Братства» в России запрещена.
Свежие комментарии