На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 280 подписчиков

Свежие комментарии

  • Николай Николаевич
    Не лгите.Мариупольцы: "Луч...
  • Maxim
    Нашли новую колонию, с монголами так не получилось.. Зачем этого токая было спасать: малый жуз бы откололся, все иско...Британия забирает...
  • КИРИЛЛ Трифонов
    Путин сказал: "Не надо нагнетать!" Вот так.Мариупольцы: "Луч...

Штурм восточно-прусской крепости Рейха

Штурм восточно-прусской крепости Рейха

Советские танки ИС-2 75-го гвардейского тяжелого танкового полка 3-го Белорусского фронта преодолевают подъем в Восточной Пруссии. Январь 1945 г.

Агония Третьего рейха. 75 лет назад, в январе 1945 года, началась Восточно-Прусская операция. Красная Армия разгромила мощную восточно-прусскую группировку вермахта, освободила северную часть Польши и заняла Восточную Пруссию, важнейшую военно-экономическую часть Третьего рейха.

Восточно-прусская крепость


Восточная Пруссия была исторической крепостью, стратегическим плацдармом Германии на Балтике. Этот регион гитлеровцы использовали для нападения на Польшу и СССР в 1939 и 1941 гг. Когда Рейх стал проигрывать войну, Восточная Пруссия стала мощной цитаделью для обороны Рейха. Здесь были подготовлены и усовершенствованы в инженерном отношении глубоко эшелонированные оборонительные полосы и рубежи, укрепленные районы. 

Немецкая группа армий «Центр» (с 26 января 1945 года преобразованная в группу армий «Север»), отброшенная к Балтийскому морю, занимала оборону на обширном фронте протяженностью свыше 550 км, от устья Немана до Вислы (севернее Варшавы). В её составе были 2-я и 4-я полевые, 3-я танковая армии. В армия были 41 дивизия (включая 3 танковые и 3 моторизованные), 2 боевые группы, много специальных формирований, включая батальоны ополчения (фольксштурма). Всего в распоряжении командующего группой армий «Центр» генерал-полковника Г. Рейнгардта было 580 тыс. солдат и офицеров, плюс 200 тыс. ополченцев, 8,2 тыс. орудий и минометов, 7—танков и САУ, свыше 500 самолетов 6-го воздушного флота люфтваффе. На приморском фланге вермахт поддерживали германские ВМС из расположенных в Пруссии баз. 

Немецкие солдаты и офицеры, несмотря на тяжелые поражения 1943-1944 гг., сохранили боевой дух и высокую боеспособность. Германский генералитет по-прежнему был высокого класса. О силе вражеского сопротивления в этот период маршал Конев вспоминал так:

«Закат третьей империи ещё далеко не все немцы видели, и тяжелая обстановка пока не вносила почти никаких поправок в характер действий гитлеровского солдата на поле боя: он продолжал драться так же, как дрался раньше, отличаясь, особенно в обороне, стойкостью, порой доходившей до фанатизма. Организация армии оставалась на высоте, дивизии были укомплектованы, вооружены и снабжены всем или почти всем, что им полагалось по штату».

Кроме того, многие солдаты восточно-прусской оперативно-стратегической группировки вермахта были местными уроженцами и были настроены стоять насмерть. Сказывалось и воздействие гитлеровской пропаганды, где рисовались различные ужасы «русской оккупации».

Германское верховное командование всеми силами старалось удержать за собой восточно-прусский стратегический плацдарм. Он был необходим не только для обороны центральной части Рейха, но и для возможного контрнаступления. Гитлеровская Ставка планировала при благоприятных обстоятельствах перейти в наступление из Восточной Пруссии. Здешняя группировка нависала над 2-м и 1-м Белорусскими фронтами, что можно было использовать для флангового удара, и разгрома главных сил Красной армии на центральном, варшавско-берлинском направлении. Также из Восточной Пруссии можно было восстановить сухопутный коридор с группой армий «Север», которая была блокирована на Курляндском полуострове с суши советскими Прибалтийскими фронтами. 


Ополченцы восточно-прусских батальонов «фольксштурма» слушают речь рейхсфюрер СС Генриха Гиммлера. Октябрь 1944 г.


Шестнадцатилетний боец фольксштурма, вооруженный пистолетом-пулемётом MP 40. Восточная Пруссия


Колонна немецких танков Pz.Kpfw. V «Пантера» движется к фронту в Восточной Пруссии. Январь 1945 г.


Колонна немецкой пехоты и САУ истребитель танков Jagdpanzer IV/70(V) двигаются по дороге в Восточной Пруссии. Часть немецких пехотинцев вооружено гранатометами «Панцерфауст». Январь 1945 г.

Силы Красной Армии


К проведению Восточно-Прусской операции привлекались войска 3-го и 2-го Белорусских фронтов при поддержке сил Балтфлота. К границам Восточной Пруссии с востока вплотную подошёл 3-й Белорусский фронт (3-й БФ) под командованием генерала Черняховского. В районе Гумбиненна войска этого фронта занимали широкий выступ. На северном фланге восточно-прусской группировки располагались войска 1-го Прибалтийского фронта генерала Баграмяна (43-я армия). На южном фланге – войска 2-го Белорусского фронта (2-й БФ) под командованием маршала Рокоссовского. 

Советские армии получили задачу отрезать вражескую группировку в Восточной Пруссии от остальных сил вермахта, прижать к морю, одновременно нанести мощный фронтальный удар с востока на Кёнигсберг, расчленить и уничтожить немецкие войска. 3-й БФ фронт должен был нанести главный удар севернее Мазурских озёр в направлении на Кёнигсберг. 2-й БФ должен был развить наступление вдоль южной границы Восточной Пруссии, обходя Мазурские озёра и другие укрепрайоны, прорываясь к балтийскому побережью, к Мариенбургу и Эльбингу. 43-я армия на севере развивала наступление на тильзитском направлении. Балтийский флот под началом адмирала Трибуца должен был поддержать наступающие войска на приморском фланге своей авиацией и корабельным огнем, а также высадкой десантов и ударами по вражеским морским коммуникациям. 

Наши войска имели подавляющее превосходство сил и средств над противником. В составе двух Белорусских фронтов насчитывалось свыше 1,6 млн. человек, 21,5 тыс. орудий и минометов (калибра 76 мм и больше), 3,8 тыс. танков и САУ, более 3 тыс. самолетов. 


Наступление советских армий


13 января 1945 года перешли в наступление армии 3-го БФ, а 14 января – армии 2-го БФ. Ударная группировка 3-го БФ на первом этапе операции должна была разгромить тильзитско-инстербургскую группировку противника. Севернее Гумбиненна наносили удар 39-я, 5-я и 28-я армии генералов Людникова, Крылова и Лучинского, 1-й и 2-й танковые корпуса. Во втором эшелоне находилась 11-я гвардейская армия генерала Галицкого. На северном фланге ударной группировки фронта наступала 43-я армия Белобородова (19 января её передали из состава 1-го Прибалтийского фронта в 3-й БФ), наносившая удар на Тильзит совместно с 39-й армией. На южном фланге фронта 2-я гвардейская армия генерала Чанчибадзе наступала на Даркемен. С воздуха сухопутные силы поддерживались 1-й и 3-й воздушными армиями генералов Хрюкина и Папивина. 

Немцы смогли выявить подготовку русских войск к наступлению и приняли упреждающие меры. Кроме того, сильный туман снизил эффективность артиллерийской подготовки и помешал в начале операции эффективным действиям авиации. С учётом мощи немецкой обороны в Пруссии, где новые инженерные элементы сочетались со старыми укреплениями, всё это сказалось на темпах советского наступления. Немцы сохранили огневую систему и систему управления войсками, пехота отошла на вторую и третью позиции и не понесла заметных потерь. Гитлеровцы отчаянно дрались. Нашим войскам пришлось «прогрызать» вражескую оборону. Неблагоприятные погодные условия сохранялись несколько дней и авиация не могла поддержать наземные войска. Только 18 января войска 3-го БФ проломили немецкую оборону в полосе до 65 км и продвинулись на глубину 30 – 40 км. 19 января перешла в наступление на стыке 5-й и 39-й армий выдвинутая из тыла 11-я гвардейская армия. К этому времени в связи с улучшением погоды стала эффективно действовать и наша авиация. 

19 января войска Черняховского заняли Тильзит, 21 января – Гумбиненн, 22-го – Инстербург и Велау. Наши войска вышли на подступы к Кёнигсбергу. Немцы потерпели сильное поражение в районе Тильзита и Инстербурга. Однако войскам 3-го БФ не удалось окружить и уничтожить группировку противника, и с ходу начать штурм Кёнигсберга. Главные силы 3-й танковой и частично 4-й полевой армии, оказывая сильное и яростное сопротивление, отошли на рубежи рек Дайме и Алле, на позиции Хейльсбергского укрепрайона, занять оборону на новых позициях на западном берегу рек, и на Земландском полуострове севернее Кёнигсберга. 

2-й Белорусский фронт под началом Рокоссовского сначала имел задачу прорваться на северо-запад, осуществляя тесное взаимодействие в первую очередь с 1-м БФ, который в это же время проводил Висло-Одерскую операцию. Войска Рокоссовского обеспечивали соседа с северного фланга и поддерживали его прорыв на запад. С воздуха войска фронта поддерживала 4-я воздушная армия Вершинина. 14 – 16 января советские армии взламывали оборону противника. 17 января в прорыв была введена 5-я гвардейская танковая армия Вольского, целью которой был Мариенбург. 3-й гвардейский кавалерийский корпус генерала Осликовского наступал на Алленштейн. 



19 января советские войска заняли Млаву. 20 января, когда войска Рокоссовского уже выходили к Висле, советская Ставка приказала ударную группировку фронта – 3-ю, 48-ю, 2-ю ударную и 5-ю гвардейскую танковую армии – повернуть на север и северо-восток, чтобы помочь 3-му БФ и ускорить разгром восточно-прусской группировки противника. Армии 2-го БФ довольно быстро развили наступление в северном направлении. Войска 3-й армии 20 января пересекли старую польскую границу и вступили на прусскую землю. Они с боем прорвали старый немецкий укрепленный рубеж, возведённый ещё до войны. Части 48-й армии, обходя укрепленные пункты противника, также успешно продвигались. Кавалерия Осликовского 22 января ворвалась в Алленштейн и при поддержке частей 48-й армии генерала Гусева взяли город. Оборона Алленштейнского укрепленного района была прорвана. 

26 января гвардейцы-танкисты Вольского вышли к заливу Фришес-Хафф в районе Толькемито. Советские войска блокировали Эльбинг. Одновременно части 2-й ударной армии генерала Федюнинского вышли к Эльбингу и на подступы к Мариенбургу, вышла к Висле и захватила плацдарм на западном берегу реки. В район Эльбинга и Мариенбурга вышли и части 48-й армии. Таким образом, большая часть восточно-прусской группировки (войск группы армий «Центр», с 26 января – «Север»), была отрезана от главных сил германской армии на берлинском направлении и лишилась сухопутной связи с центральными районами Рейха. 

На южном фланге фронта 65-я и 70-я армии генералов Батова и Попова наступали на стыке двух фронтов, обеспечивали их взаимодействие и прикрывали соседей, которые боролись с варшавской группировкой врага. В ходе упорных боев эти армии вышли на рубеж Нижней Вислы и захватили плацдарм на западном берегу реки. На северном фланге 49-я армия генерала Гришина прикрывала ударную группировку фронта, двигаясь на Ортельсбург. 


Колонна советских танков Т-34-85 1-го гвардейского танкового корпуса с десантом на дороге в Восточной Пруссии. Январь 1945 г.


Колонна советских танков ИС-2 на дороге в Восточной Пруссии


Батарея советских 122-мм гаубиц М-30 ведет огонь по противнику в Восточной Пруссии. 3-й Белорусский фронт


Разбитое немецкое штурмовое орудие StuG IV на улицах города Алленштайн. Восточная Пруссия

Продолжение сражения


На этом борьба за Восточную Пруссию не закончилась. Гитлеровцы ещё не сдались и оказывали яростное сопротивление, контратаковали. Германское командование, чтобы вернуть сухопутную связь в восточно-прусской группировкой, подготовило удар из района Хейльсберга на запад, на Мариенбург, и встречный удар из района Эльбинга. В ночь на 27 января 1945 года немецкая группировка (6 пехотных, 1 моторизованная и 1 танковая дивизии) нанесли внезапный удар по частям 48-й армии. Наши войска вынуждены были отойти. В ходе 4-дневных боев немцы продвинулись на запад на 40 — 50 км. Однако дальше продвинуться гитлеровцам не удалось. Советское командование подтянуло дополнительные силы и врага отбросили на исходные позиции. 

Тем временем армии 3-го БФ продолжали прорываться к Кёнигсбергу. 11-я гвардейская и 39-я армии были нацелены на штурм главной цитадели врага в Пруссии. Сопротивление гитлеровцев не ослабевало и по мере приближения наших войск к Кёнигсбергу продолжало нарастать. Немцы отчаянно защищали свою твердыню. Однако Красная Армия продолжала наступление. 4-я немецкая армия, чтобы не попасть в «котёл», отступала к Мазурским озёрам и далее на запад. Русские войска прорвали оборону немецких арьергардов на Мазурском канале и быстро форсировали оставленный немцами Летценский укрепрайон. 26 января наши войска взяли Летцен, и развили наступление на Растенбург. Гитлер в этот день сменил командующего восточно-прусской группировкой генерала Рейнгардта на генерал-полковника Рендуличаю Группа армий «Центр» сменила название на «Север» (окруженная в Латвии группа армий стала называться «Курляндия»). Через несколько дней сместили с поста и командующего 4-й армией генерала Хоссбаха, его преемником стал Мюллер. 

К 30 января войска Черняховского обошли Кёнигсберг с севера и юга, а также заняли большую часть Земландского полуострова. На южном фланге фронта был занят весь район Мазурских озёр. 4-я полевая и 3-я танковая армии противника были обречены. Они ещё вели упорные бои, пытались удержать на побережье, чтобы сохранить снабжение, а также прикрыть пути отхода по косе Фришер-Нерунг и морские коммуникации. Также немцы отчаянно боролись за столицу Восточной Пруссии, одну из самых мощных крепостей планеты. Войска 1-го Прибалтийского фронта 28 января заняли Клайпеду – крупный морской порт и город, завершив освобождение Литвы от гитлеровцев. 

Таким образом, восточно-прусская группировка вермахта потерпела тяжелое поражение и была расчленена на три изолированные группы. Первая группа находилась на Земландском полуострове (оперативная группа «Земланд» — 4 дивизии); вторая была блокирована в Кёнигсберге (5 дивизий и гарнизон); третья оказалась прижата к морю в районе юго-западнее восточно-прусской столицы (20 дивизий). Гитлеровцы, несмотря на тяжелое поражение и потери, не собирались капитулировать. Немецкое командование планировало деблокировать Кёнигсберг, обеспечить его длительную оборону, и соединить все изолированные группы. Также командование группы армий «Север» надеялось восстановить сухопутную связь вдоль приморской дороги Кёнигсберг – Бранденбург. Яростное сражение продолжалось. 



Войска 10-го танкового корпуса 5-й гвардейской танковой армии 2-го Белорусского фронта занимают город Мюльхаузен. Город Мюльхаузен был освобожден от гитлеровских войск 24 января 1945 года. Бойцы едут на самоходках СУ-76.


Танки Т-34-85 с десантом на броне ведут наступление в Восточной Пруссии. 2-й Белорусский фронт. Февраль 1945 г.


Колонна немецких военнопленных движется по дороге в Восточной Пруссии
Автор:
Самсонов Александр
Использованы фотографии:
http://waralbum.ru/
Статьи из этой серии:
Агония Третьего рейха

Агония Третьего рейха. 75 лет Висло-Одерской операции
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх