На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

Полигоны Австралии (ч. 3)

 
На территории Австралии, помимо британских ядерных полигонов, где проводились испытания атомных бомб и эксперименты с радиоактивными веществами, в центральной части штата Южная Австралия существовал крупный ракетный испытательный центр, преобразованный впоследствии в космодром. Его строительство началось в апреле 1947 года. Площадь земель, определённых под полигон, позволяла вести испытания всех видов ракетной техники. Ракетный центр решили строить в районе, расположенном к 470 км к востоку от ядерного полигона Маралинга. Место для полигона было выбрано в пустынном районе в 500 км к северу от Аделаиды, между озёрами Харт и Торренс. Здесь ввиду большого количества солнечных дней в году и очень низкой плотности населения можно было производить испытания всех видов ракетной техники, в том числе баллистических ракет большой дальности. Удалённость стартовых площадок от крупных населённых пунктов давала возможность безопасно отделять разгонные ступени ракет. А близость к экватору увеличивала полезную забрасываемую нагрузку ракет-носителей. Под мишенное поле, куда падали инертные боеголовки ракет, выделили земли на северо-западе Австралии.

Полигоны Австралии (ч. 3)

Территории ракетного полигона Вумера и мишенного поля на северо-западе Австралии
 


В середине 1947 года для размещения обслуживающего персонала строящегося полигона в 6 км к югу от строящейся авиабазы приступили к возведению жилого посёлка Вумера (англ. Woomera – так на языке австралийских аборигенов называлась копьеметалка). Всего для проведения испытаний ракетной техники была выделена территория площадью более 270 000 км². В итоге Вумера стал самым крупным ракетным полигоном, имевшимся в странах Запада. Строительство полигона в пустыне обошлось Великобритании более чем в £200 млн. в ценах конца 60-х годов.


Испытательная площадка ракетного полигона Вумера, конец 1950-х


В северо-западной части Австралии под мишенное поле были выделены значительные площади. Здесь же к 1961 году построили сеть станций радиолокации и связи, которые отслеживали пуски ракет большой дальности и падение инертных боевых блоков на опытном поле. На закрытой территории ракетного полигона в юго-западной части Австралии, с которой было удалено местное население, началось строительство двух капитальных взлётно-посадочных полос, бетонированных площадок для запуска ракет различных классов, крупногабаритных ракетных ангаров, центров связи и телеметрии, контрольно-измерительных станций, складов для ракетного топлива и различных материалов. Строительство велось очень высокими темпами, и первый транспортно-пассажирский самолёт С-47 совершил посадку на ВПП авиабазы 19 июня 1947 года. 


Спутниковый снимок Googlе Еаrth: территория северной части авиабазы Вумера


На расстоянии примерно 35 км северней авиабазы, расположенной в непосредственной близости от жилого посёлка, была возведена вторая бетонированная взлётно-посадочная полоса, непосредственно к которой примыкали основные испытательные площадки ракетного полигона. Первые испытания ракетной техники в Южной Австралии начались в 1949 году. 

Первоначально на полигоне тестировались экспериментальные образцы и запускались метеорологические ракеты. Однако уже в 1951 году начались первые тесты ПТУР Malkara (Шит – на языке австралийских аборигенов).


ПТУР Malkara на наземной пусковой установке


ПТРК «Малкара», разработанный в Австралийской правительственной исследовательской лаборатории аэронавтики, стал первым управляемым противотанковым комплексом, принятым на вооружение в Великобритании. Наведение ПТУР осуществлялось оператором в ручном режиме с помощью джойстика, визуальное сопровождение ракеты, летящей со скоростью 145 м/с, происходило по двум трассерам, установленным на законцовках крыла, а передача команд наведения – по проводной линии. Первая модификация имела дальность пуска всего 1800 м, но впоследствии этот показатель довели до 4000 м. Бронебойно-фугасная боевая часть весом 26 кг снаряжалась пластиковой взрывчаткой и могла поразить бронеобъект, прикрытый 650 мм гомогенной бронёй. При калибре 203-мм масса и размеры ракеты оказались очень значительными: вес 93,5 кг, длина — 1,9 м, размах крыла — 800 мм. Массогабаритные характеристики ПТРК затрудняли его транспортировку, и все его элементы можно было доставить на стартовую позицию только на транспортных средствах. После выпуска небольшого количества ПТРК с пусковыми установками, устанавливаемыми на грунт, был разработан самоходный вариант на шасси бронеавтомобиля Hornet FV1620. 


Пуск ПТУР Malkara с бронеавтомобиля Hornet FV1620


Первый британо-австралийский управляемый противотанковый комплекс получился очень громоздким и тяжелым, его планировали использовать не только против бронетехники, но и для разрушения укреплений противника и применения в системе береговой обороны. ПТРК «Малкара» состоял на вооружении британской армии до середины 70-х годов. Хотя данный комплекс управляемого противотанкового оружия оказался не слишком удачным, некоторые конструктивные решения, реализованные в нём, использовались при создании корабельного ЗРК малой дальности Seacat и его сухопутного варианта Tigercat. Эти противовоздушные комплексы с радиокомандным наведением ракет не блистали высокими характеристиками, но были дешевы и просты в эксплуатации. 



Пуск ЗРК Tigercat на полигоне Вумера


Контрольно-учебные и испытательные стрельбы первого британского сухопутного зенитно-ракетного комплекса ближней зоны до второй половины 1970-х регулярно осуществляли на полигоне Вумера. В британских вооруженных силах комплексы «Тайгеркэт» в основном поступали в зенитные подразделения, до этого имевшие на вооружении 40-мм зенитные автоматы «Бофорс». После осмысления опыта полигонных стрельб, командование ВВС стало довольно скептически относиться к возможностям этого ЗРК. Поражение скоростных и интенсивно маневрирующих целей было невозможно. В отличие от зенитных орудий, ЗРК с ручным наведением ракеты не мог применяться ночью и в условиях плохой видимости. Поэтому век «Тайгеркэт» в сухопутных войсках, в отличие от его морского аналога, был недолог. В середине 70-х все ЗРК этого типа были заменены более совершенными комплексами. Не помогли даже свойственная британцам консервативность, высокая мобильность, авиатранспортабельность и относительная низкая стоимость аппаратуры и зенитных ракет.

Уже в конце 1940-х годов стало ясно, что в ближайшем будущем в воздухе будут доминировать реактивные боевые самолёты. В связи с этим, в 1948 году австралийская авиастроительная компания Government Aircraft Factories (GAF) получила от Великобритании контракт на проектирование и строительство реактивного беспилотного самолёта-мишени Jindivik. Он должен был имитировать реактивные боевые самолёты и использоваться в ходе испытательных и контрольно-учебных стрельб ЗРК и истребителей-перехватчиков. Первым в 1950 году на испытания вышел пилотируемый прототип, известный как GAF Рica. Первый полёт радиоуправляемого Jindivik Mk.1 на полигоне Вумера состоялся в августе 1952 года. Разгон самолёта на взлёте происходил на тележке, остававшейся на земле, а посадка при помощи парашюта. 


Взлёт радиоуправляемой мишени Jindivik Mk.1


Беспилотный самолёт оснащался малоресурсным двигателем (10 часов) Armstrong Siddeley Adder (ASA.1) и имел предельно простую и дешевую конструкцию. Усовершенствованный Jindivik 3B с двигателем Armstrong Siddeley Viper Mk 201, развивавшим тягу 11,1 кН при максимальном взлётном весе 1655 кг, мог разогнаться в горизонтальном полёте до 908 км/ч. Максимальная дальность полёта составляла 1240 км, потолок – 17000 м. 


Самолёт-мишень Jindivik 3А в музее полигона Вумера


Скоростные и высотные характеристики, близкие к серийным реактивным боевым самолётам, и возможность установки линзы Люнеберга позволяли имитировать самый широкий спектр воздушных целей. Несмотря на неказистый внешний вид, самолёт-мишень Jindivik оказался долгожителем. Он активно использовался для тренировки расчётов ПВО в Великобритании, Австралии и США. Всего компания GAF построила более 500 радиоуправляемых мишеней. Серийное производство продолжалось с 1952 по 1986 год. В 1997 году по заказу Великобритании было построено ещё 15 мишеней. 

Помимо противотанковых и зенитных управляемых реактивных снарядов, а также беспилотных мишеней на полигоне Вумера ввелись исследования по созданию ракет большой дальности. Одной из первых, испытанных в Австралии, стала ракета Skylark («Жаворонок») — созданная для зондирования верхних слоёв атмосферы и получения высотных фотоснимков. Твердотопливная ракета, созданная Royal Aircraft Establishment и Rocket Propulsion Establishment, впервые стартовала с полигона в Южной Австралии в феврале 1957 года и достигла высоты 11 км. Для запуска использовалась стальная башня высотой 25 м.


Пуск высотной ракеты Skylark


В зависимости от модификации длина ракеты составляла от 7,6 до 12,8 м, диаметр – 450 мм, размах крыла – 0,96 м. Первая модификация содержала около 840 кг смесевого топлива, состоявшего из перхлората аммония, полиизобутилена и алюминиевой пудры. Масса полезной нагрузки – 45 кг. Самая мощная двухступенчатая модификация, известная как Skylark-12, весила 1935 кг. За счёт введения дополнительной стартовой ступени и повышения энергетических характеристик топлива, ракета могла подняться на высоту более 80 км. В общей сложности было запущенно 441 высотных зондирующих ракет Skylark, из них 198 на полигоне Вумера. Последний полёт «Жаворонка» в Австралии состоялся в 1978 году. 

В апреле 1954 года американцы предложили Великобритании совместную программу развития баллистических ракет. Предполагалось, что США разработают МБР SM-65 Atlas с дальностью 5000 морских миль (9300 км), а Соединенное Королевство возьмёт на себя расходы по НИОКР и производству БРСД с дальностью стрельбы до 2000 морских миль (3700 км). Британская программа создания баллистических ракет средней дальности должна быть реализована в рамках соглашения Вильсона-Сэндиса, заключённого в августе 1954 года. В свою очередь США взяли на себя обязательство об оказании технической поддержки и предоставлении сведений и технологий, необходимых для создания в Великобритании БРСД. 

В качестве промежуточного этапа на пути создания британской БРСД рассматривалась ракета «Черный рыцарь» (Black Knight), ставшая первой крупной британской баллистической ракетой на жидком топливе. «Чёрный рыцарь» был спроектирован Королевским авиационным исследовательским институтом RAE (Royal Aircraft Establishment) специально для исследований движения в атмосфере боеголовок баллистических ракет. Эта ракета оснащалась двигателем Gamma Мк.201 фирмы Bristol Siddley тягой около 7240 кгс на уровне моря, замененным в дальнейшем более мощным ЖРД Мк.301 тягой около 10900 кгс. Топливом в ЖРД служил керосин, а окислителем – 85% перекись водорода. Время работы двигателя до полного израсходования топлива – 145 с. В зависимости от модификации длина ракеты составляла 10,2-11,6 м. Стартовый вес — 5,7-6,5 т. Диаметр – 0,91 м. Полезная нагрузка – 115 кг. Дальность стрельбы – более 800 км. 


Одноступенчатая модификация ракеты Black Knight на стартовой площадке


Впервые «Чёрный рыцарь» стартовал 7 сентября 1958 года с британского острова Уайт. В дальнейшем ещё 21 пуск был проведён с пусковых установок полигона Вумера. Ракета испытывалась как в одноступенчатом, так и двухступенчатом вариантах. В качестве второй ступени использовался твердотопливный ускоритель Cuckoo («Кукушка») от высотного зонда Skylark («Жаворонок»). Отделение второй ступени (после прекращения работы ЖРД первой) происходило на восходящей ветви траектории, на высоте около 110 км.


Двухступенчатая модификация ракеты Black Knight на стартовой площадке


Также в рамках испытательных пусков отрабатывались различные варианты теплозащитного покрытия боеголовок. Программа Black Knight оказалась достаточно удачной: 15 из 22 полетов были полностью успешными, остальные – частично успешными или аварийными. Последний запуск «Чёрного рыцаря» состоялся 25 ноября 1965 года. На определённом этапе, на базе экспериментальной ракеты Black Knight планировали создать боевую БРСД. Но расчёты показали, что в рамках отработанных технических решений получить дальность более 1200 км невозможно. Также рассматривались варианты «мирного использования», для чего «Чёрный рыцарь» предлагалось оснастить дополнительными стартовыми ступенями и использовать более мощный разгонный блок второй ступени. В этом случае появилась возможность вывода на низкую околоземную орбиту полезной нагрузки. Но в итоге этот вариант также отвергли. 


Ракета «Чёрный рыцарь в экспозиции музея полигона Вумера


В ходе испытаний «Чёрного рыцаря», проводимых совместно с США, много внимания уделялось отработке радиолокационного сопровождения боеголовок ракет. По итогам экспериментов британские эксперты пришли к выводу, что своевременное обнаружение и сопровождение боевых блоков БРСД и МБР, и точное наведение на них ракет-перехватчиков является очень сложной задачей. В результате Великобритания отказалась от создания собственной системы ПРО, но было решено предпринять меры, чтобы британские боеголовки стали сложными целями для перехвата. 

На основе наработок, полученных в ходе пусков опытных ракет семейства «Чёрный рыцарь», и американских технологий, использованных при создании МБР «Атлас», в Великобритании специалисты фирм DeHavilland, Rolls-Royce и Sperry приступили к проектированию БРСД Blue Streak («Голубая молния»).


БРСД Blue Streak на стартовой площадке


Ракета имела «атласовский» диаметр 3,05 м, длину (без боеголовки) 18,75 м и массу более 84 т. Бак окислителя вмещал 60,8 т жидкого кислорода, бак горючего — 26,3 т керосина. В качестве полезной нагрузки предполагалось использовать моноблочную термоядерную боевую часть мощностью 1 Мт. Максимальная дальность пуска – до 4800 км. Запуск на боевом дежурстве должен был производиться из шахтной пусковой установки. Заправка кислородом — непосредственно перед запуском, после ввода полётного задания. 

С учётом того, что имеющиеся и перспективные британские бомбардировщики-носители свободнопадающих ядерных бомб не могли гарантированно прорвать постоянно усиливающуюся советскую систему ПВО, ракеты средней дальности рассматривались как альтернатива авиационным средствам доставки ядерного оружия. Впрочем, слабыми сторонами Blue Streak, как боевой системы, были громоздкость и использование жидкого кислорода. Критики программы британской БРСД справедливо указывали, что даже при шахтном базировании БРСД, в связи с достаточно длительной предстартовой подготовкой потенциальный противник будет в состоянии нейтрализовать внезапным ракетно-ядерным ударом все английские шахтные пусковые установки. Кроме того, строительство высокозащищенных ШПУ и стартовых комплексов, места для которых выбрали южной и северо-восточной Англии и восточной Шотландии, было связанно с колоссальными затратами. В этой связи военное ведомство Великобритании отказалось от применения Blue Streak и переориентировалось на американскую ракету морского базирования Polaris. Атомные подводные лодки, оснащённые баллистическими ракетами UGM-27C Polaris A-3 с дальностью пуска до 4600 км, находясь на боевом патрулировании, были неуязвимы к обезоруживающему удару. 

Всего в цехах компании DeHavilland собрали 16 ракет Blue Streak, из них на полигоне Вумера было запущенно 11 единиц. При этом полностью успешными признано 4 старта. К началу 1960 года на создание и испытание Blue Streak из британского бюджета ушло более £ 60 млн. После свёртывания программы британской БРСД министр обороны Гарольд Уоткинсон объявил, что «проект будет продолжен как ракета-носитель спутников». Однако необходимость разработки британской ракеты-носителя в 1960 году была не очевидна. На тот момент в Великобритании не существовало готовых разведывательных или связных космических аппаратов. На их создание нужно было затратить еще примерно £ 20 млн. Также в этом случае имелась необходимость строительства новых станций сопровождения и приема телеметрии в Австралии и других странах. В то же время ракета-носитель, созданная на базе БРСД Blue Streak, имела небольшой забрасываемый на орбиту вес — признанный недостаточным для полноценного ИСЗ дальней связи, метеорологии, навигации и дистанционного зондирования Земли. 

Наработки, полученные в ходе реализации программ Blue Streak и Black Knight, было решено использовать при создании ракеты-носителя Black Prince («Чёрный принц»). Фактически новая РН представляла собой конструкцию, в которой в качестве первой ступени использовалась БРСД Blue Streak, второй ступенью служила ракета Black Knight, а двигательная установка третьей ступени работала на твёрдом топливе. Согласно расчётам, ракета-носитель «Чёрный принц» должна была обеспечить вывод полезной нагрузки массой 960 кг на высоту до 740 км. 

Основным препятствием при создании британской РН Black Prince стала банальная нехватка денег. Британское правительство надеялось, что к программе присоединятся Австралия и Канада. Однако правительство Канады согласилось только на строительство на своей территории станции слежения, а Австралия ограничилась выделением нового воздушного коридора в северо-западном направлении. В итоге ни одной ракеты-носителя «Чёрный принц» построено не было. 

Со второй половины 1950-х между США и СССР велась «космическая гонка», что во многом стимулировалось совершенствованием баллистических ракет и интересом военных к космическим средствам связи и разведки. Но в то время высшие чины британского военного ведомства не высказывали заинтересованности в создании собственных космических аппаратов оборонного назначения и носителей, способных доставить их на околоземную орбиту. Кроме того, англичане, в случае возникновения необходимости развития военного космоса рассчитывали на помощь США. Однако под давлением научного сообщества британское правительство было вынужденно предпринять практические шаги по развитию собственной космической программы. Британцы в очередной раз попытались создать международный космический консорциум. В январе 1961 года британские представители побывали в ФРГ, Норвегии, Дании, Италии, Швейцарии и Швеции, а технические эксперты 14 европейских стран были приглашены в Англию. Опасения англичан заметно отстать не только от СССР и США, но и от Франции, стали причиной того, что Лондон предпринял попытку самостоятельного прорыва в космос в рамках проекта Black Arrow («Черная стрела»). По своим характеристикам британская РН приближалась к американской ракете-носителю лёгкого класса Scout. Но в итоге американский «Скаут» получился существенно дешевле и многократно превзошел английскую «Чёрную стрелу» по количеству стартов. 


Макет ракеты-носителя Black Arrow в музее ракетного полигона Вумера


Трехступенчатая ракета-носитель Black Arrow разработана фирмой Bristol Siddley Engines совместно с компанией Westland Aircraft. Согласно проектным данным, ракета имела длину 13,2 м, максимальный диаметр 2 м и стартовую массу 18,1 т. Она могла вывести спутник массой 100 кг на полярную околоземную орбиту высотой 556 км. 

Двигатели первой и второй ступени, как и на опытной ракете «Чёрный рыцарь», работали на керосине и перекиси водорода. Британская ракета-носитель «Чёрная стрела» являлась уникальной в части использования топливной пары: «керосин-перекись водорода». В мировом ракетостроении перекись водорода в большинстве случаев использовалась как вспомогательный компонент, для привода турбонасосного агрегата. На третьей ступени использовался твердотопливный двигатель Waxwing. Он работал на смесевом топливе и для того времени обладал весьма высокими удельными характеристиками. 


Спутниковый снимок Googlе Еarth: стартовая площадка ракеты-носителя Black Arrow


Одновременно с проектированием и строительством ракет-носителей на полигоне Вумера для них начали строить стартовые сооружения, ангары для окончательной сборки ступеней, лаборатории проверки бортового оборудования, хранилища топлива и окислителя. Это в свою очередь потребовало увеличения численности обслуживающего персонала. 


Ракета-носитель Black Arrow на стартовой площадке


По состоянию на середину 1960-х в посёлке при полигоне Вумера постоянно проживало более 7000 человек. Совершенствованию также подвергся контрольно-измерительный комплекс, предназначенный для управления и слежения за РН в полёте. 



Всего на территории Австралии было построено 7 станций контроля и слежения за баллистическими ракетами и космическими аппаратами. В непосредственной близости от полигона находились станции Island Lagoon и Nurrungar. Также для обеспечения особо важных ракетных запусков на полигоне разворачивался мобильный центр с аппаратурой, находящейся в буксируемых фургонах.



Впоследствии австралийские центры связи и слежения за космическими объектами использовались при реализации американских космических программ Mercury, Gemini и Apollo, а также осуществляли связь с американскими и европейскими межпланетными космическими аппаратами. 

Строительство ракет-носителей Black Arrow велось в Великобритании, а окончательная сборка в Австралии. Всего был построено пять ракет. Так как англичанам не удалось найти иностранных партнёров, готовых разделить финансовое бремя программы Black Arrow, ввиду бюджетных ограничений лётно-испытательный цикл было решено сократить до трёх пусков. 

Первый испытательный запуск «чёрной стрелы» состоялся 28 июня 1969 года. Ракета-носитель стартовала по «короткой» северо-западной трассе, по которой ранее пускали высотные ракеты Black Knight. Однако из-за неполадок в системе управления двигателями, приведших к сильным колебаниям, РН начала разрушаться в воздухе, и в целях безопасности была подорвана по команде с пункта управления на высоте 8 км. В ходе второго запуска, состоявшегося 4 марта 1970 года, испытательная программа была полностью выполнена, что позволило перейти к этапу стартов с полезной нагрузкой. «Черная стрела», стартовавшая с полигона Вумера 2 сентября 1970 года, должна была вывести на околоземную орбиту спутник Orba, предназначенный для исследования верхних слоёв атмосферы. Запуск осуществлялся по «длинной» северо-восточной трассе. Поначалу всё шло хорошо, но после отделения первой ступени и запуска двигателя второй ступени, он через некоторое время снизил мощность и отключился на 30 секунд раньше. Хотя твердотопливная третья ступень отработала штатно, вывести спутник на орбиту не удалось, и он упал в океан. 


Запуск ракеты-носителя Black Arrow со спутником Prospero


28 октября 1971 года со стартового стола полигона Вумера удачно стартовала РН Black Arrow, выведшая на околоземную орбиту спутник Prospero. Масса космического аппарата составляла 66 кг, высота в перигее – 537 км, в апогее – 1539 км. Фактически это был экспериментально-демонстрационный космический аппарат. «Просперо» был разработан для отработки солнечных батарей, систем связи и телеметрии. Он также нес детектор измерения концентрации космической пыли.

Запуск ракеты-носителя Black Arrow со спутником Prospero состоялся уже после того, как британское правительство приняло решение о свёртывании программы ракеты-носителя «Чёрная стрела». Последний построенный пятый экземпляр РН Black Arrow так и не был запущен, и сейчас находится в лондонском Музее науки. Отказ от дальнейшего развития собственной космической отрасли привёл к тому, что Великобритания вышла из клуба стран, способных самостоятельно выводить на околоземную орбиту ИСЗ и независимо от других государств вести исследование космического пространства. Впрочем, после прекращения стартов британских баллистических ракет и ракет-носителей австралийский полигон Вумера не прекратил функционировать. В 1970-е годы он очень активно использовался для испытаний британских боевых ракет различного назначения. Но речь об этом пойдёт в заключительной части обзора. 

Окончание следует…

По материалам:
http://users.tpg.com.au/ldbutler/MobileRadioatRange.htm
http://www.defence.gov.au/woomera/about.htm
https://www.defencesa.com/precincts/test-and-training-areas/...
https://www.airforce.gov.au/about-us/bases/sa/woomera
https://alchetron.com/Woomera-Test-Range
https://aventure-des-fusees-europa.blog4ever.com/articles/th...
https://www.ainonline.com/aviation-news/defense/2015-06-24/a...
https://aventure-des-fusees-europa.blog4ever.com/articles/wo...
http://www.astronaut.ru/bookcase/books/afanasiev3/text/15.ht...
https://www.airforce.gov.au/raafmuseum/research/bases/woomer...
https://alchetron.com/Woomera-Test-Range
http://www.sat-net.com/serra/skylar_e.htm
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх