Когда посчитали проценты и деньги
Даже завышенные расходы из резервного фонда правительства по-прежнему дают не ту отдачу, которой можно было бы ожидать. К такому выводу пришли аудиторы Счётной палаты РФ, проверившие систему финансирования госпрограмм и национальных проектов. И это несмотря на то, что уже в первом полугодии оно достигло рекордных 1,35 триллиона рублей.Председатель Счётной палаты РФ Алексей Кудрин, отчитываясь перед президентом по последним контрольным мероприятиям Счётной палаты, высказался за организацию регулярного контроля за госфинансами и персональную ответственность чиновников.
Но ведь вместе с тем, в ряде отчётов СП РФ отмечено, что даже рост финансирования не гарантирует достижения целей госпрограмм и национальных проектов, на которые уже потрачены резервные средства. В 2020 году такие траты вполне можно назвать антикризисными, но рост финансирования отнюдь не всегда даёт ожидаемую отдачу.
Как следует из результатов целой серии аудиторских проверок, ключевые цели госпрограмм, так же, кстати, как и национальных проектов, насколько амбициозных, настолько же и безрезультатных, регулярно остаются недостижимыми. Из Счётной палаты так же регулярно заглядывают в национальные резервы, так было при всех председателях главного контрольного органа страны.
Но дело, скорее всего, не в председателях, ведь аудиторы СП РФ – как правило, профессионалы высокого класса, и даже не являются их подчинёнными. Они независимы на зависть Центробанку или Антимонопольной службе, и сменяемость у них не самая высокая, что вообще-то даёт неплохую отдачу.
При этом практически ни одна из проверок того, какую пользу приносят наши государственные резервы, не обходилась без оргвыводов. Хотя речь никогда не шла о прямых нарушениях или же нецелевом расходовании средств. Критике, как правило, подвергалась сама система работы с резервами. И выводы были схожими, как в эпоху председательства Сергея Степашина, так и при Татьяне Голиковой.
Обычно суть критики сводилась к тому, что резервы слишком сильно связаны с разного рода ограничениями, причём узаконенными, что мешало и мешает получать от них отдачу в критических ситуациях. Впрочем, как на рубеже 2008-2009 годов, так и под санкциями после Крымской весны, именно под борьбу с трудностями часть госрезервов всё же удавалось распечатать.
В Счётной палате оценили приход и расход резервных средств, не делая каких-либо далеко идущих выводов. Однако они буквально напрашиваются, так как даже в тяжёлый пандемический год правительство ведёт себя наподобие собаки на сене. Так, за последние два года поступления в резервный фонд за счет дополнительных источников формирования и изменений в законодательстве довели его размер до 2,14 трлн рублей.
Это больше, чем десятая доля бюджетных расходов, которые в 2020 году оцениваются в 19,6 трлн рублей. За это же время на госпрограммы было направлено 1,71 трлн рублей, в то время как в резервах ожидается прибавка ещё в 170 млрд рублей.
По оценке аудиторов СП РФ, правительство на редкость оперативно принимает решения о выделении средств под госпрограммы. Но, как правило, в кабинете министров не считают нужным просчитать и дать понять, как эти деньги помогут в реализации той или иной госпрограммы и помогут ли вообще. В этом ничуть не сомневаются аудиторы СП РФ.
А вот о том, куда вкладываются свободные средства из резервов, на этот раз проверяющие из СП РФ вообще не говорили. Хотя практически при всех предшествующих проверках эффективности использования резервных средств регулярно говорилось о том, что они работают скорее на конкурентов, чем на отечественную экономику и социальную сферу.
Вряд ли действующая схема вложений – в консервативные иностранные активы и иностранную же валюту, изменилась и сейчас. Хотя резервные фонды вполне могли бы работать в качестве хотя бы гарантийных под масштабные госзаимствования, как внутри страны, так и за рубежом.
Резервов много, толку мало
«Чаще всего эти цели либо не соответствуют целям и задачам тех госпрограмм, на которые направляются средства, либо вообще отсутствуют в этих госпрограммах». Это ещё одна предельно жёсткая, и достаточно адресная формулировка из последних опубликованных материалов Счётной палаты РФ.
Сегодня, как видим, Счётная палата предъявляет претензии правительству за то, как и сколько денег оно тратит из резервного фонда на госпрограммы и национальные проекты. Аудиторы считают, что тратит мало, к тому же практически бесконтрольно. Последний тезис отметим особенно – по нынешним временам это слишком жёстко, и такая оценка со стороны даже независимого аудитора невозможна без санкции главы СП РФ.
«При направлении бюджетных ассигнований резервного фонда на финансовое обеспечение госпрограмм в большинстве случаев не проводится актуализация их ресурсного обеспечения и показателей. Это ведёт к нарушению взаимосвязи затраченных ресурсов и полученных результатов», — отметил аудитор Данил Шилков.
Критике СП также подверглась практика пополнения резервного фонда за счет средств бюджета - выделенных на госпрограммы, но неиспользованных. Так, уже два года назад, возврат средств достигал 81% от всех имеющихся в резервном фонде. То есть потенциальный актив регулярно превращался в неработающий актив.
Точнее, работающий, но отнюдь не на нашу национальную экономику. Опять же потому, что вкладывать по закону резервные средства положено в надёжные консервативные активы – читай, американские государственные ценные бумаги или же в евро и доллары. Какая уж тут отдача?
А ведь такую практику «сбережения» резервов у нас вводили как раз с подачи нынешнего председателя СП РФ Алексея Кудрина, когда он руководил Министерством финансов и занимал пост первого – экономического вице-премьера, а также его либеральных соратников. Некоторые из них были, напомним, вполне последовательны и предлагали вообще стерилизовать избыточную денежную массу.
Стерилизовать, то есть попросту выводить из оборота, под предлогом того, что так легче всего одолеть инфляцию. Не устаём повторять по этому поводу, что при нулевых доходах у населения инфляция гарантированно будет нулевой. Хорошо, что до стерилизации дело так и не дошло, хотя вложения в активы конкурентов – это немногим лучше.
Похоже, резервный фонд у нас пытаются тратить максимально скупо не потому, что хотят сохранить хоть что-то на чёрный день, а ради какого-то бессмысленного пиара. К чему, например, вспоминать на центральных телеканалах, что у Бразилии госрезервы достигли уже 80% ВВП, в то время как у нас - всего 60.
В конце концов, есть большая разница между нашими нуждающимися и голодранцами из Бразилии, которым сколько не дай – всё прогуляют и даже из фавел не выберутся. Впрочем, призывать к тому, чтобы в России взять всё и поделить, авторы не собираются. Польза будет нулевая, а вред колоссальный.
Но почему у нас вместо налоговой амнистии дело ограничивается какими-то каникулами? Средства на расчёт с бюджетом, когда не будет бизнеса, с неба ни на кого не упадут. И почему тогда сотни тысяч ипотечников держат под ножом гильотины, хотя и там амнистия хотя бы по процентам может быть вполне реальной.
Цифры не самого страшного пока ещё падения ВВП в стране лукавы, так как не показывают, насколько провалились отдельные отрасли и малый бизнес вместе со средним. Не показывают они и реального обнищания населения, без которого не будет спроса, хотя не будет и скачка инфляции – поскольку просто не с чего.
В такой кризис, как сейчас, резервы было бы честнее направить как раз не на госпрограммы и нацпроекты с их весьма сомнительной отдачей, а на латание бюджетных дыр. Там-то такого процента возврата точно не будет, и средства хотя бы в дело пойдут, да и налогами потом всё вернётся сполна.
- Автор:
- Алексей Подымов, Анатолий Иванов, д.э.н.
- Использованы фотографии:
- myslo.ru, versia.ru, kremlin.ru
Свежие комментарии