На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юна
    Неужели даже среди продажных либералов нет ни одного, который любил бы свою страну и хотел бы, чтобы она была свободн...Грузия: протестую...
  • Сергей Киселев
    Точно так...Музыканты, которы...
  • Galina Bobryasheva
    Слава Вагнеру, нашим бойцам, нашим защитникам! Всегда будем помнить!Музыканты, которы...

Дело было близ Тифлисской…

Для каждого адыга путник, переступивший порог его дома, был лицом священным. Перед всеми сородичами он отвечал за безопасность чужеземца, который, вступая в дом, снимал и отдавал хозяину оружие, показывая тем самым, что не нуждается в нем под кровом приютившего его. Тот, кто хоть раз воспользовался гостеприимством адыга, становился его "кунаком", что по-тюркски значило «гость». Кунаками становились и люди, между которыми существовали близкие, дружественные отношения. Они клялись в верности дружбе до конца жизни. Крайне редки бывали случаи, когда кунакам приходилось скрестить оружие на поле боя, и тогда вопрос «Родина или дружба?» заставлял обоих найти однозначный ответ. Единственно возможный.

Эта история, приключившаяся в 1829 году близ станицы Тифлисской, сродни лучшим образцам античных трагедий. Сотня Андрея Гречишкина по приказу командира Казачьего полка полковника Васмунда отправилась на поиск неприятеля в район между Кубанью и Лабой. Сотня в данном случае – одно название, ведь в это время значительная часть Кавказского полка была привлечена к другим заданиям, и Гречишкин мог составить отряд только из 39 казаков станицы Казанской и 20 казаков станицы Тифлисской. Всего-то шесть десятков человек. Вот с этими силами он и переправился 14 сентября через Кубань, чтобы двинутся к Зеленчуку.

В одном из оврагов казаки внезапно попали в ловушку: их окружили без малого тысяча горцев-адыгов под предводительством князя Джембулата. Вот как рассказывал об этом выдающийся летописец Кубанского казачьего войска Федор Щербина: «Черкесы, для которых не было никакого сомнения, что они одолеют казаков, не бросились, однако, сразу на них. Дело в том, что Джембулат Айтеков был кунаком, личным приятелем сотника Гречишкина. Гречишкин славился между казаками и черкесами храбростью и отвагой. Это был великан-казак, отличавшийся необычайной физической силой и неустрашимостью. Отважный и храбрый Джембулат не мог иметь иного кунака. Он по-своему любил и уважал Гречишкина».

Не в добрый час встретились кунаки на поле брани. И разговор между ними случился вот такой (или примерно такой):

— Не здесь бы нам встретиться с тобою, Андрей, — проговорил Джембулат.

— Не мы, а Бог устраивает встречи, — ответил Гречишкин.

— Да, но будь на моем месте другой, ни один из вас не ушел бы отсюда живым.

— Мы и теперь не уйдем, — спокойно возразил Гречишкин.

— Подумай, Андрей! Вас горсть, а у меня пятьсот человек. Кто может упрекнуть, если вы сдадитесь? Ты будешь не пленником, а моим кунаком; о казаках я тоже позабочусь — волос не упадет с их головы.

— Меня удивляет твое предложение, — прервал его Гречишкин. – Ты знаешь, что ни я, ни мои казаки живыми не отдадим оружия. Ты делай свое дело, а мы будем делать свое. Пусть совершится то, что предназначено каждому.

Справедливости ради стоит отметить, что Джембулат еще пытался спасти кунака. Он пробовал уговорить своих черкесов не ввязываться в бой, просто обойти такой маленький отряд казаков… Безнадежно, горцы уже рвались в атаку. Предназначенное должно было свершиться, прав оказался Гречишкин. Но и сдаваться без боя он вовсе не собирался. Казаки вынуждены были решиться на почти невероятный поступок. Их прекрасные казачьи кони – такие выпестованные, так любовно ухоженные, такие родные – оказались больше не нужны, ведь вырваться из окружения не было ни единого шанса. В то же время, на унылой равнине не было ни возможности, ни времени для создания хоть каких-то фортификационных сооружений: ни траншею не вырыть, ни бруствер возвести. И тогда казаки убили коней, чтобы сложить из их тел укрепления, баррикады на пути наступающих горцев. Этого хватило надолго. Но в конце концов черкесы преодолели все препятствия, страшной волной прокатились по позиции мужественных казаков, изрубили, казалось, все, что способно было двигаться. А затем остановились – и повернули вспять. Ускакали долой, увозя с собой тяжело раненого Джембулата, обрекшего на смерть своего кунака. Отказались идти дальше на Тифлисскую. Поняли, что встречи с еще одной казачьей сотней, пусть и ополовиненной, уже не выдержат. Казаки погибли. Казаки победили.

А когда соратники явились на место побоища и начали разбирать трупы убитых, то между ними нашлись со слабыми признаками жизни лишь три казака - Василий Русинов, Зиновий Тахомов и Климентий Дейкин. Изуродованные десятками страшных ран каждый, но все еще живые. Только трое из шестидесяти отважных. Все прочие, во главе с сотником Андреем Гречишкиным, пали на поле брани. Они предпочли священный долг защиты Родины очевидной возможности спасти свою жизнь благодаря обычаям куначества.

Вот так все и закончилось. Казаки имели возможность спастись, но даже и не подумали воспользоваться ею. Почему? Чего ради? Представьте себе, лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто» - не пустые слова, и не только к Великой Отечественной относятся они, но и к событиям почти двухсотлетней давности. Подлинная память о настоящих подвигах остается в веках.

И если завтра вы захотите вдруг, путешествуя по Кубани, побывать в станице Тбилисской (бывшей Тифлисской), билет в железнодорожных кассах вам продадут до станции, название которой еще 110 лет назад было единогласно предложено казачьим сходом в память Андрея Леонтьевича. Станции Гречишкино.

Лада Шубина

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх