После того как стало ясно, что переговоры на Аландских островах не будут завершены миром и появилась информация о соглашениях бывших союзников со Швецией, Петербург решил возобновить военные действия. Швецию необходимо было вынудить заключить мир, а для этого требовалось перенести боевые действия собственно на шведскую территорию. Парусный флот (в нём к концу мая 1719 года было 23 линейных корабля, 6 фрегатов, 6 шняв и несколько других кораблей, при численности личного состава в 10,7 тыс. человек, при 1672 орудиях) решили перебазировать ближе к берегам Швеции – к Аландским островам. Парусный флот должен был проводить разведку и прикрывать действия гребного флота. Гребной флот базировался в Або и Петербурге, имея в своём составе 132 галеры и более 100 островских лодок, получил задачу высадить десанты в районах городов Евле и Норчёпинга. Русский десант должен был идти к Стокгольму с севера и юга, по пути разрушая военные и промышленные объекты.
Надо отметить, что островскими лодками называли гребные суда для перевозки войск и высадки десантов, они были приспособлены к шхерным условиям, обладали повышенной маневренностью. Лодки имели один парус, вооружались одной пушкой, установленной на носу, и вмещали до 50 человек. Судно было чисто русской конструкции, изготовлялось солдатами, поначалу в полках П.И. Островского и Ф.С Толбухина, которые стояли на Котлине, откуда и получило свое название.
Гребной флот имел в своём составе более 20 тыс. десанта, в том числе Преображенский и Семёновский гвардейские полки. Всего Россия держала в Финляндии, Ингрии, Эстляндии и Лифляндии: 2 гвардейских, 5 гренадёрских, 35 пехотных полков (общей численностью 62,4 тыс. человек); 33 драгунских полка (43,8 тыс. человек).
Кроме того, Пётр хотел оказать на шведское население информационное воздействие – на шведском и немецком языке был напечатан манифест, который предполагали распространять среди местных жителей. В нём разъяснились причины войны, Россия предлагала мир. Сообщалось, что погибший шведский король Карл хотел заключить мир, но нынешнее правительство Швеции желает продолжить войну. Вина за военные бедствия возлагалась на шведское правительство. Шведам предлагали оказать воздействие на своё правительство с целью скорейшего заключения мира. Остерман отвёз в Швецию несколько сот экземпляров манифеста. Об этом документе были извещены и русские дипломаты в странах Западной Европы. Они были должны оказать соответствующее воздействия на общественное мнение.
Шведская сторона вела переговоры с британцами, надеясь на поддержку Англии и других стран Западной Европы в борьбе с Россией. Воевавшая в Норвегии армия была выведена обратно в Швецию – основные силы (24 тыс. солдат) были сосредоточены у Стокгольма, небольшие соединения стояли на юге – в Сконе, и у границы с Финляндией. Шведский флот был в плачевном состоянии – большая часть кораблей нуждалась в капитальном ремонте. Но, несмотря на это шведы по-прежнему недооценивали возросшую мощь русского корабельного флота. Наиболее боеспособные корабли (5 линейных кораблей и 1 фрегат) были направлены в пролив Каттегат.
Британцы, наоборот, высказывали большие опасения по поводу усиления русского флота. Британский посланник в Петербурге Ж. Джефферис, сообщая в Лондон информацию о русском флоте, просил правительство отозвать английских мастеров из русских верфей, чтобы нанести вред кораблестроению России. Джефферис считал, что если не предпринять этой меры, Англии «придётся раскаяться». Пётр «открыто высказал в обществе, что его флот и флот Великобритании – два лучших в мире; если сейчас он ставит свой флот выше флотов Франции и Голландии, отчего же не предположить, что лет через несколько он признает свой флот равный нашему или даже лучше чем наш?» По его мнению, корабли в России строили уже также хорошо, как и в Западной Европе. Пётр принял все возможные меры для развития морской науки и превращения своих подданных в настоящих моряков.
Первая победа русского корабельного флота - Эзельский бой (24 мая (4 июня) 1719 года)
В мае 1719 года произошло событие, которое подтвердило правоту слов английского посланника. Учитывая тот факт, что переговоры шли вяло, Россия ожидала шведских уполномоченных на Аландах, к тому же, правительство Швеции в апреле 1719 года ввело запрет на торговлю с Россией, ревельской эскадре приказали произвести поиск у острова Эланд. В поход вышло три линейных корабля, три фрегата и пинк под командованием капитан-командора Я. фон Гофта (Вангофта). Во время рейда было арестовано 13 шведских торговых судов. Один из захваченных шведских шкиперов сообщил русскому командованию о выходе каравана торговых судов под охраной шведских военных кораблей из Пиллау в Стокгольм.
Адмирал Апраксин отдал приказ эскадре из 4-х 52- пушечных линейных кораблей и 18-пушечной шнявы («Портсмут», «Девоншир», «Ягудиил», «Рафаил» и шнява «Наталия», ещё два линейных корабля задержались – «Уриил и «Варахаил») под командованием капитана второго ранга Наума Акимовича Сенявина выйти на поиск вражеского отряда. Шведский отряд под командованием капитан-командор Врангеля вышел из Стокгольма 19 мая. В его составе были 4 корабля, в том числе один линейный и один фрегат (позже один корабль отделился от отряда).
На рассвете 24 мая (4 июня) в 3 часа утра два отряда встретились к западу от острова Эзель. Шведский командир Врангель оценив ситуацию, и поняв, что расклад сил явно не в пользу его отряда, повернул корабли на северо-запад. Шедшие в авангарде русские корабли: флагманский «Портсмут» под командованием Сенявина и «Девоншир» капитана 3-го ранга Конон Зотова, не ожидая подхода всей эскадры, начали преследование. Они заняли подветренную сторону и быстро нагнали шведов. В 5 часов утра был дан предупредительный залп, шведы подняли флаги. «Портсмут» при поддержке «Девоншира» решительно вступил со шведским флагманом – 52-пушечным «Вахмейстером», в сражение, стремясь отрезать его от фрегата и бригантины. Артиллерийская перестрелка продолжалась с 5 до 9 часов утра. Шведы, в том числе 32-пушечный фрегат «Карлскрона-Вапен» и 12-пушечная бригантина «Бернгардус», старались сбить на «Портсмуте» рангоут и такелаж, чтобы можно было оторваться от русских кораблей. Частично противник преуспел, но «Портсмут» несколькими картечными залпами принудил шведский фрегат и бригантину спустить флаги. Шведский флагман попытался уйти.
В это время подошли линейные корабли «Рафаил» (капитан Деляп) «Ягудиил» (капитан Шапизо) и шнява «Наталия». Сенявин оставил охранять захваченные шведские корабли «Девоншир» и «Наталию», а «Рафаил» и «Ягудиил» направил в погоню. Наскоро залатав повреждения, он также присоединился к преследователям. В двенадцатом часу дня русские корабли догнали «Вахмейстер» и сражение возобновилось. «Рафаил» попытался атаковать противника первым. Но, набрав слишком большой ход, проскочил мимо. «Ягудиил» первоначально пошёл на абордаж, но затем изменил курс и открыл огонь. К нему присоединился «Рафаил» и позднее «Портсмут». Шведский командир Врангель был тяжело ранен, сменивший его Тролле продолжил бой. Шведский корабль потерял все мачты, был сильно повреждён и около 3 часов дня спустил флаг.
В результате были захвачены линейный корабль, фрегат, бригантина, 387 пленных. Шведы потеряли 50 человек убитыми и 14 ранеными. Русские корабли потеряли 9 человек убитыми и 9 ранеными. Бой показал хорошую подготовку русского командного состава, матросов и артиллеристов. Пётр назвал это сражение «добрым почином флота». В честь Эзельского боя была выбита памятная медаль.
«Линейный корабль „Вахмейстер“ сражается против русской эскадры в 1719 году». Картина Людвига Рихарда.
Поход к шведскому побережью
В это же время шли последние приготовления к походу на шведское побережье. 26-28 июня (7-9 июля) прошёл Генеральный совет, который поставил конкретные задачи для парусного и гребного флотов. Парусный флот перемещали к Аландским островам, и он получил задачу прикрытия десанта. Гребной флот должен был сначала провести разведку проходов в шхерах. Затем высадить десант у Евле, для отвлечения сил врага и у Стокгольма. Десанту приказали, что если шведская столица не будет хорошо укреплена, напасть на неё. Парусный флот выделял из своего состава две эскадры. Первая должна была следить за шведскими кораблями в Карлскруне. Вторая наблюдать за шведскими ВМС в Стокгольме.
Коррективы в план были внесены после разведки. Русское командование узнало, что шведы соединили свои военно-морские силы. 19 шведских линейных кораблей перекрыли шхерные проходы у крепости Ваксхольм на пути в Стокгольм. Русское командование сделало вывод, что шведы заняли оборонительную позицию, т. к. если бы корабли были в хорошем состоянии, шведское командование вполне могло вступить в сражение обладая таким мощным флотом, имея опытные экипажи. Поэтому, корабельный флот получил задачу подойти к шхерным проходам и лавировать на виду у врага, вызывая шведов на бой. Если шведские корабли не выйдут для решительного сражения, значит, галерный флот получил полную свободу для своих действий.
В конце июня галерный и парусный флоты соединились у полуострова Гангут и направились к острову Лемланд (Аландский архипелаг). На острове была оборудована временная база флотов, началось её укрепление. 9 (20) июля прошёл ещё один военный совет, который подтвердил прежнее решение – идти на шведскую сторону. Командующему галерным флотом Апраксину Пётр вручил инструкцию: в ней он приказывал разрушать военные, промышленные объекты, но не трогать местное население и церкви.
Обострение внешнеполитической обстановки. В конце июня 1719 года британская эскадра под командованием адмирала Д. Норриса прибыла в Зунд - пролив между островом Зеландия (Дания) и Скандинавским полуостровом (Швеция). В английской эскадре было 14 кораблей: в том числе два 80-пушечных, два 70-пушечных, три 60-пушечных, три 50-пушечных, один 40-пушечный.
Пётр для выяснения намерений британцев 7(18) июля выслал отряд кораблей. Адмиралу Норрису было вручено сообщение царя. Он сообщал, что Россия не будет препятствовать торговому сообщению по Балтике, но с условием, чтобы на судах не было военной контрабанды в пользу Швеции. Кроме того, британцев уведомили, что если их корабли появятся у русского флота и земель без соответствующего предупреждения, то российская сторона примет меры военного характера. Норрис в письме от 11 (22) июля) сообщил, что британская эскадра прибыла «для оказания покровительства купечеству нашему и утверждения согласия с союзниками…». Ответ был двусмысленным. Россия не мешала свободной торговле, защищать английские торговые суда столь мощной эскадрой надобности не было. Не понятно было и кто союзник Лондон – ни Швеция, ни Россия не были в состоянии войны с Великобританией.
В реальности британская эскадра прибыла на помощь Швеции. Лондон сообщил в Стокгольм, что готов помощь Швеции на море. Норрис получил секретную инструкцию, которая приказывала соединиться со шведскими ВМС и принять меры для уничтожения русского флота.
Появление британского флота не изменило планы русского командования. 11 (22) июля русский галерный флот встал острова Капельшер, который находился на стокгольмском фарватере от моря к материку. 12 (23) июля отряд генерал-майора П. Ласси в составе 21 галеры и 12 островских лодок с 3,5 тыс. десантом, был отправлен для разведки и высадки десанта севернее Стокгольма. 13 (24) июля основные силы галерного флота двинулись на юго-восток. 15 (26) июля на берег был высажен небольшой отряд для разведки. 19 (30) июля флот Апраксина обошёл крепость Даларё. На островах Орно и Утэ были уничтожены медеплавильные и железоделательные предприятия. Затем флот двинулся дальше. По пути следования от основных сил отделялись десантные партии, которые направили к материку. Русские войска действовали всего в 25-30 км от столицы Швеции. 24 июля флот достиг г. Нечипенга, а 30-го июля г. Норчёпинга. В их окрестностях сожгли металлургические предприятия. Немногочисленные шведские отряды сопротивления не оказывали, при приближении русских сил они разбегались. Так, у Норчёпинга 12 шведских эскадронов отступили, при этом сами сожгли 27 торговых судов и город. Русские захватили большое количество металла и 300 пушек разного калибра. В начале августа Апраксин получил приказ Петра идти к Стокгольму, чтобы создать угрозу для шведской столицы. По пути с силами Апраксина соединилась бригада Левашова, которая крейсировала у Аландских островов.
Апраксин предложил оставить суда примерно в 30 км от Стокгольма и идти на город по суше. Но, военный совет решил, что это слишком рискованный план. Оставшиеся под охраной незначительных сил галеры могли быть атакованы вражеским флотом. Было приято решение провести разведку, чтобы больше узнать морские и сухопутные пути и укрепления, которые защищали Стокгольм. Для этого к Апраксину направили инженеров и опытных морских офицеров. Разведка выяснила, что к Стокгольму ведут три пути в шхерах: узкий пролив Стекзунд (в ряде мест шириной не более 30 м при глубине в 2 м), севернее крепости Даларё; два прохода северо-восточнее о. Капельшера и юго-восточнее маяка Корсё, они соединялись у крепости Ваксхольм (она располагалась в 20 км северо-восточнее шведской столицы).
13 (24) августа силы Апраксина подошли к Стекзунду. На оба берега были высажены отряды по три батальона в каждом под командованием И. Барятинского и С. Стрекалова. На левом берегу отряд Барятинского наткнулся на шведский отряд, состоявший из двух пехотных полков и одного драгунского полка. Эти силы входили в состав корпуса принца Ф. Гессен-Кассельского, который защищал шведскую столицу. После полуторачасового боя шведы не выдержали и побежали. Наступившая темнота спасла их от преследования. На следующий день разведка обнаружила значительные силы шведов и то, что фарватер перекрыт затопленными судами. Поэтому, решили обследовать фарватер от острова Капельшера до Ваксхольма. На разведку выслали отряд судов под командованием Змаевича и Дюпре. Змаевич снял с крепости Ваксхольм план и обнаружил, что путь закрывает эскадра противника – 5 линейных кораблей и 5 прамов. Кроме того, фарватер был перегорожен железными цепями. После этого русский галерный флот вернулся к острову Лемланд.
Успешно действовал севернее Стокгольма и отряд Петра Петровича Ласси. Ласси был родом из Ирландии и поступил на русскую службу в 1700 году. Он шёл северным фарватером, вдоль берега. Высадил десанты у Эстхаммаре, Эрегрунде, там уничтожили металлургические предприятия. 20 (31) июля 1719 года у Капеля (примерно в 7-8 км от г. Форсмарка) русский 1,4 тыс. десантный отряд разбил равные по численности шведские силы, которые были защищены засеками. Шведы не выдержали русской атаки и отступили. Было захвачено 3 пушки.
25 июля (5 августа) Ласси высадил 2,4 тыс. десант для уничтожения железоплавильного предприятия Леста-Брука. Путь им закрыл шведский отряд – в авангарде у шведов было 300 человек регулярной пехоты и 500 ополченцев, а за ними 1,6 тыс. человек. Угрожая шведам с фронта, Ласси вынудил передовые части противника отступить к основным силам. Затем сковал шведский отряд с фронта и выслал подразделения для обхода с флангов. Атака с фронта и флангов вынудила противника бежать. Было захвачено 7 пушек. После этого Ласси опустошил окрестности города Евле. Сам город не атаковали – там стояло 3 тыс. войско генералов Армфельда и Гамильтона, плюс около 1 тыс. ополченцев. Выполнив порученную задачу и, не став ввязываться в бой с превосходящими силами врага, Ласси отвёл свой отряд к Лемланду.
Поход русского галерного флота был весьма успешным. Швеция была потрясена. Русские хозяйничали на огромных пространствах, как у себя дома. Большой урон был нанесён шведской промышленности, особенно металлургическим предприятиям. Была проведена разведка окрестностей Стокгольма.
В июле 1719 года русского посланника Остермана приняла шведская королева Ульрика Элеонора и потребовала объяснений. Остерман сообщил, что это только разведка, которую провели из-за медлительности шведской стороны во время переговоров, к тому же страны по-прежнему в состоянии войны. Шведская сторона вручила послу свои новые требования. Они были составлены при помощи британских дипломатов и имели провокационный характер. Стокгольм потребовал возвращения не только Финляндии, но всей Эстляндии и Лифляндии. Фактически, под воздействием англичан, переговоры были окончательно сорваны. Шведское правительство теперь все свои надежды возлагало на британский флот, который был должен разбить русские ВМС и спасти Швецию от вторжения «мужиков».
21 августа (1 сентября) русский флот ушёл из Аланд, корабли вернулись в Ревель, а галеры в Або. Русское командование учло уроки галерного похода 1719 года и решило к 1720 году усилить гребной флот, чтобы он мог высадить в Швеции 30 тыс. десант. К кампании 1720 года приказали построить 10 галер, 10 шхерботов, несколько десятков островских лодок.
Подготовка к кампании 1720 года шла в сложной дипломатической обстановке. Лондон явно шёл в сторону вооружённого конфликта с Россией, собираясь поддержать практически разбитую Швецию и нейтрализовать растущую мощь Петербурга на Балтийском море. Шведскому правительству британцы дали письменное обещание в поддержке британского флота. Стокгольм уступил в сентябре 1719 года Ганноверу (фактически английскому королю) Бремен и Верден, которые так не хотел отдавать погибший шведский король Карл. Британская дипломатия развила бурную работу по созданию буфера на пути России в Западную Европу. «Буфер» должны были составить Дания, Польша, Саксония, Пруссия. Лондон убеждал королевские дворы Европы, что Россия угрожает Европе. 16 (27) августа у острова Борнхольм британская эскадра Норриса соединилась со шведскими военно-морскими силами. Норрис получил приказ уничтожить русский флот.
Россия не поддалась на военно-политическое давление и упорно готовилась к новой кампании. Остров Колин и Ревель были дополнительно укреплены. Гавани оградили бонами, установили новые батареи, строили фортификационные сооружения. Так, только для защиты гавани Ревеля установили 300 орудий. По побережью разместили наблюдательные посты. Галерный флот был в готовности отразить возможный вражеский десант.
Продолжение следует…
- Автор:
- Самсонов Александр
Свежие комментарии