Что движет российскими олигархами — банальная жадность или политический расчет?
С 1 августа с.г. Россия вводит экспортные пошлины в размере 15% на черный и цветной металлы в случае поставок этой продукции за пределы Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Как пояснил, в частности, министр экономического развития РФ Максим Решетников, такая мера необходима для противостояния реэкспорту металлов и снижения затрат на капитальное строительство в стране.Некоторые наши «металлургические короли» отреагировали на это довольно бурно. В частности, совладелец и глава совета директоров «Северстали» Алексей Мордашов окрестил эту меру «подарком европейским металлургам».
При этом он выразил надежду, что параллельно с этим в стране будут введены некие сбалансированные меры, которые позволят черной металлургии выйти из кризиса и продолжить развитие и не станут существенно затруднять доступ отечественному металлопрокату на мировые рынки, где уже и без того действуют ограничения в отношении российских производителей.
На этом фоне «СП» решила выяснить у экспертов два важных нюанса.
Во-первых, действительно ли предпринимаемые российским правительством меры только ухудшат ситуацию в отечественной металлургии, или же в этом есть что-то личное, особенное если учесть, что после объявления о пошлинах состояние Алексея Мордашова уменьшилось на 518 миллионов долларов?
— В данном случае это, скорее, сугубо личное мнения господина Мордашова, с которым я, например, в корне не согласен, — заявил эксперт-экономист Леонид Хазанов. — Это он сам считает, что наше правительство создает проблемы нашим металлургам, вводя экспортные пошлины. Это он сам уверен, что стоимость металла из-за этого на мировых рынках увеличится. Это, опять же, он сам полагает, что экспорт российского металлопроката усложнится. На самом деле все не так.
«СП»: — А как?
— Во-первых, стоимость металла из-за введения пошлин совсем не обязательно увеличится, это зависит непосредственно от ценовой политики конкретной компании. Во-вторых, что касается конкурентоспособности продукции, то она отнюдь не упадет. Потому что если продукция качественная, ее захотят и будут брать. Если не захотят, то брать не будут, вот и все.
В-третьих, наши металлурги, честно говоря, сами нарвались на эти экспортные пошлины из-за постоянного повышения отпускных цен на внутреннем рынке. Их ведь просили, причем по-хорошему, этого не делать и по линии Минпромторга, и по другим каналам. И что? И ничего. Их предупредили, они не услышали, вот и получили теперь то, что заслужили.
Государство начало защищать своих потребителей, и сделало, откровенно говоря, тут все правильно — ввело пошлины на экспорт и теперь будет получать от этого дополнительные доходы в бюджет. А Мордашов на это просто очень эмоционально отреагировал.
— Для этого, на мой взгляд, нужно бы заставить наши металлургические компании снизить цены. Это вполне возможно по такому же точно принципу, как в свое время, в 2018 и 2019 годах, было осуществлено с нефтяниками. Было обсуждение, было соглашение, так чего бы не повторить это с металлургами? Собрать их, поговорить с ними и убедить их зафиксировать цены хотя бы на полгода-год. Это нормальная практика, она не идет вразрез с нормами законодательства.
Наши металлурги, уверяю вас, от этого не обеднеют и не обанкротятся. Они могут при этом спокойно продолжать свою деятельность, потому что это не просто высокорентабельное производство, это сумасшедшие иной раз прибыли. Я считаю, государство вот так вполне может поступить.
Что же, если, по мнению экономистов, ничего, кроме пользы, вводимые пошлины государству не принесут, тогда стоит разобраться, а с чего это вообще в последнее время наши олигархи стали активно критиковать власть? Сначала «предъявлял» властям Олег Дерипаска, теперь вот стал «наезжать» Алексей Мордашов.
— Устами наших олигархов глаголет банальная жадность, — поделился с «СП» своим мнением по поводу усиливающейся общественно-политической активности российских олигархов политик, член КПРФ Сергей Нациевский. — В рамках вводимых экспортных пошлин они должны отдать в бюджет, по грубым подсчетам, порядка 100−120 миллиардов рублей. Вот они и запрыгали.
Однако на фоне взлета цен на металлопрокат, который оказался ошеломительно огромным, господа олигархи что-то не торопятся платить налоги нашему государству, предпочитая уводить прибыль в офшоры. Как утверждали в свое время некоторые СМИ, корпоративный налог некоторых металлургических комбинатов в офшорной зоне составляет всего 12,5%, тогда как в России этот же платеж составлял бы уже порядка 20%. Но наши «металлические короли» что, так мало зарабатывают? У них денег нет? Они особо нуждающиеся бизнесмены?
Я бы на месте нашего правительства давно бы уже начал масштабное наступление на офшорные юрисдикции, а еще лучше — вообще бы запретил вывод прибыли за рубеж и заставил металлургические сменить налоговые юрисдикции. Живешь, работаешь и получаешь прибыль в России? Так будь добр всю прибыль в России и оставлять. А то хорошо устроились — деньги делают здесь, а тратят их на свои средиземноморские яхты и развлечения. Между тем все их металлургические предприятия, включая и подконтрольные господину Мордашову, находятся в городах с крайне неблагоприятной экологической обстановкой, травя своими выбросами миллионы людей.
Впрочем, по мнению ряда других экспертов, участившиеся «предъявы» крупных промышленников правительству можно объяснить несколько иначе.
— Это, — предположил, в частности, руководитель Лаборатории политических и социальных технологий Алексей Неживой, — обострение внутренней борьбы на фоне фактического политического и экономического коллапса в нашей стране после пандемии как отражение того политического хаоса, который творится сейчас за океаном, где условные Ротшильды борются с условными Рокфеллерами. Вот на этом фоне «башни Кремля» где-то там наверху сталкиваются своими звездами, потому что их обитатели чувствуют — к этому времени кому-то придется ответить, а кому-то повезет стать «героями».
«СП»: — Если за океаном сейчас борются условные Ротшильды и Рокфеллеры, то у нас кто олицетворяет «башни Кремля»?
— У нас все очень просто. Есть башня «либеральная», проповедующая глобалистскую «корпоративную» картину мира, и есть «силовая», склонная к «регионализации» политической карты. Последняя вполне обоснованно полагает, что Россия с ее мощной армией, по сравнению с которой американская — миф, вполне может претендовать на роль устойчивого и стабильного регионального центра, а первая проповедует экономическую политику, ведущую в дальнейший коллапс, и без последствий ее убрать из нашей жизни уже, к сожалению, нельзя.
«СП»: — И какими могут быть последствия?
— Все революции делаются не снизу, а сверху. Вспомните, последнего русского императора заставило отречься от престола именно его ближайшее окружение и высшие армейские генералы. Это уже потом победу одержали большевики, оказавшиеся более организованной и последовательной политической силой, сумев предложить обществу наиболее жизнеспособный среди множества других вариантов проект, а сначала-то хаос пыталось оседлать правительство Александра Керенского. И наши политические элиты, убежден, пытаются сейчас сделать то же самое.
Свежие комментарии