Обострение ситуации в Косово вкупе с военными, дипломатическими, экономическими действиями вокруг конфликта на Украине создаёт впечатление, что человечество зашло в некий тупик и даже находится на грани катастрофы. На самом же деле перед нами обычное обострение мировой конфликтности (если угодно — пассионарности), происходящее раз в полтора-два десятка лет.
В тупик мы с вами действительно зашли, но по совершенно другому направлению.Поговорим об авто?
Сколько у вас было автомобилей, уважаемый читатель? Диапазон ответов, наверное, примерно от ноля (более трети семейств в России никогда не владели машиной) до двадцати, но в среднем я вижу, что в новом тысячелетии люди меняют автомобили раз в четыре-шесть лет (столичный регион, полусредний и средний класс).
У столь частой смены "ласточек" есть две причины: уважительная и наоборот.
Начнём с неуважительной — страсти обновлять авто, "ездить на не новом западло", "из-под чужой жопы не беру". Это самый обычный синдром потребителя, старательно воспитываемый в людях специально обученными людьми — маркетологами. Нет, не теми, которых тысячами выпускают наши заборостроительные институты, а настоящими прожжёнными профи, находящимися в глубокой тени большого промышленного капитала. Настоящих маркетологов берегут сильнее, чем президентов и военных конструкторов, потому что именно они разрабатывают инструменты управления миром.
Уважительная причина — в последние десятилетия даже новые, только с завода машины довольно быстро приходят в состояние "второй свежести". Где-то это решается легко (повреждения лакокрасочного покрытия, износ недорогих узлов), где-то проблемы начинают носить хронический характер. Люди, склонные ездить на новых авто, продают износившийся товар гражданам победнее, машина идёт по рукам, пока не сгнивает окончательно. И происходит это порой за пять лет. Кто виноват — недобросовестные инженеры и безрукие работяги?
Да нет, это старение заложено в систему всё теми же маркетологами — людьми, которые когда-то поняли простую истину. Если делать по-настоящему качественные авто, не закладывать в них ускоренное старение, то через несколько лет предприятиям по их выпуску будет просто нечем заниматься. Качественные машины будут у всех, спрос исчезнет, придётся закрывать заводы, вырастет безработица, преступность и так далее. Простая, честная, убедительная капиталистическая логика. И да, это не упрёк капитализму как системе — на автомобили стран социалистического лагеря смотреть без слёз не могут даже активисты КПРФ.
Помпадурья экономика
И это, разумеется, не только автомобили. Самый наглядный случай, известный каждому русскому человеку, — ремонт дорог. Положить асфальт так, чтобы он продержался пять лет, в принципе, можно, но на какие шиши платить зарплату и содержать любовниц в следующем году? Соответственно, народ освоил тонкое мастерство дорожных работ с точно отмеренным сроком приличий. А потом и госструктуры подтянулись к игре, снизив цены на такие работы до адекватного качеству уровня — то есть сделать дороги по-настоящему хорошо сейчас в большинстве случаев уже невозможно в принципе.
Или пример с Запада. Любимая нетрадиционной и даже частью традиционной русской публики компания Apple несколько лет назад прямым текстом призналась в том, что замедляет старые модели айфонов. Нет, упаси Джобс, не чтобы быстрее продать новые, а просто "в целях продления ресурса". Казалось бы, это прямой путь к бойкоту продукции и краху компании. Но нет, публика схавала, капитализация (ещё один лжеинструмент экономики) Apple продолжила расти.
Модели автомобилей, смартфонов, да хоть соковыжималок меняются каждый год без сколько-нибудь значительных улучшений, иногда даже с откровенно вредными нововведениями. Происходит это потому, что маркетолог последовательно победил инженера, эколога, а теперь догрызает человека в целом.
Главный коммерческий принцип, возобладавший ныне во всём мире, был сформулирован гениальным маркетологом XVIII века Жанной-Антуанеттой Пуассон, более известной как маркиза де Помпадур: "После нас хоть потоп".
Слово "капитализм" на слух ассоциируется не только с капиталом, но и с капитальностью. Сейчас, однако, эту ассоциацию можно смело выбросить туда же, куда отправляются и автомобили после нескольких лет службы.
Наступила экономика одноразовости.
Больше не люди
Казалось бы, что плохого в частом обновлении? Ведь это стимулирует прогресс, поиск новых решений, интересных ходов. Невозможно сравнить автомобили 1980-х и 2020-х годов — настолько комфортнее сейчас жизнь водителя. И настолько, добавим, проще заснуть за рулём от этого избыточного комфорта.
Но дело не в безопасности. Дело в ресурсах. Пять автомобилей вместо одного за 25 лет — это в пять раз больше металла и пластика, в пять раз больше компонентов, которые потом, повторимся, отправляются на помойку. Да, с последующей переработкой, но излишние затраты всё равно огромны. И всё это ложится тяжким грузом на будущие поколения. На которые, как мы выяснили чуть выше, хоть потоп.
Люди — единственный биологический вид на земле, более не нацеленный целиком на выживание и размножение. С одной стороны, это хорошо, потому что должны же мы отличаться от животных: обладание бессмертной душой накладывает определённые обязательства. С другой — отличия получаются не слишком лестными для нас. Если для животных откровенно самоубийственное поведение характерно только при защите потомства, то у нас это расширили сперва до друзей ("Сам погибай, а товарища выручай") и родины (Dulce et decorum est pro patria mori, "приятно и почетно умереть за Родину"), что укладывается в указанные обязательства. Но на этом не остановились — и начали выстраивать самоубийство целой цивилизации.
Речь не о ядерном оружии, существование которого сберегло не меньше жизней, чем пенициллин, а о картельном капитализме, в котором мы с вами проживаем. "Мы" в данном контексте — это отнюдь не только русские люди, это все земляне. Ребята на Западе сейчас даже циничнее наших соотечественников — тот, кто придумал платную подписку на обогрев сидений в BMW, уже, кажется, не принадлежит к человеческому роду, это какой-то homo turpis, человек паскудный, с совершенно другими нейронными связями слишком хорошо развитого мозга.
МОДЕЛИ АВТОМОБИЛЕЙ, СМАРТФОНОВ, ДА ХОТЬ СОКОВЫЖИМАЛОК МЕНЯЮТСЯ КАЖДЫЙ ГОД БЕЗ СКОЛЬКО-НИБУДЬ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ УЛУЧШЕНИЙ, ИНОГДА ДАЖЕ С ОТКРОВЕННО ВРЕДНЫМИ НОВОВВЕДЕНИЯМИ. ФОТО: VGSTOCKSTUDIO/SHUTTERSTOCK.COM
После них — хоть потоп. Но ресурсов на строительство ковчега у последних благочестивых уже не будет.
Предчувствие чёрной дыры
В экономике здорового человека дороги служат без капитального ремонта по 5-10 лет в зависимости от нагрузки, автомобили ездят по 30-40 лет без замены всего кузова (и то, и другое возможно при нормальной зимней уборке улиц, а не заливании их ядовитыми растворителями), а смартфоны 10-летней давности вполне способны полноценно служить своим хозяевам.
И ладно бы имела место конкуренция честных и паскудных производителей. Ужас происходящего в том, что система подобна раковой опухоли. Компании, которые честно пытаются противостоять принципам "ускоренного старения" и "смены модельного ряда", просто не выдерживают экономической конкуренции с менее щепетильными коллегами и либо уходят с рынка, либо сами мутируют в раковые клетки.
По моей оценке, цивилизация сейчас потребляет примерно в два раза больше ресурсов, чем ей нужно для поддержания высокого уровня жизни. И это не расточительность разгильдяя, а осознанное решение, умысел крупных транснациональных компаний, выбравших такой путь развития. В два раза больше ресурсов — в два раза раньше наступит срок их исчерпания, а от колонизации планет и разбора астероидов на нужные химические элементы мы сейчас дальше, чем 50 лет назад.
Потому что нам не хватает ресурсов на эти программы. Спираль потребления всегда ведёт к сингулярности.
Что с того?
Ненасильственного выхода из этого тупика не существует. Homo turpis никогда не уйдёт добровольно. Современная глобальная экономическая модель заведомо самоубийственна, и чем ты честнее, тем ниже находишься в пищевой цепочке, которую возглавляет Человек паскудный. А экономика, в которой производить качественный продукт невыгодно, убивает.
Приняв в 90-е эту убийственную систему, Россия, как во сне, широкой дорогой со всем миром шла в пропасть. И, кажется, только в этом году появились признаки пробуждения. Не дать себя снова убаюкать и идти русским путем, в том числе и в экономике — единственный вариант выживания для России.
Свежие комментарии