Минск толкают к противостоянию с Москвой
В воскресение, 21 декабря, в Минске прошел Конгресс в защиту независимости Белоруссии, организованный представителями националистического крыла оппозиции. На форуме делегаты из всех областей страны приняли манифест и объявили о сборе миллиона подписей в защиту независимости республики.
«Благодаря миллиону подписей все увидят, что Беларусь – не проходной двор и не часть Российской империи», – заявил один из организаторов форума, председатель Общества белорусского языка имени Франциска Скорины Олег Трусов.
В качестве основной угрозы независимости Белоруссии националисты рассматривают не только Россию, но и Евразийский экономический союз (ЕАЭС). По мнению участников конгресса, вступление страны в ЕАЭС разрушит экономику Белоруссии и поставит ее в вассальную зависимость от Москвы.
Практически все участники форума говорили о ситуации на Украине, где Россия, с их точки зрения, повела себя «неправильно». По совпадению, в тот же день Александр Лукашенко отправился в Киев, где на встрече с украинским президентом Петром Порошенко заявил, что Минск всегда готов прийти на помощь Украине.
Мы уже писали, что происходящее в Белоруссии напоминает украинский сценарий. Примечательно, что белорусские националисты собрались на свой форум не где-нибудь, а в одном из самых престижных залов Минска – конгресс-холле «Виктория». Это значит, с финансированием у них все в порядке. Примечателен и другой факт: крепкие связи белорусских и украинских футбольных фанатов. Болельщики борисовского БАТЭ, например, регулярно приезжают во Львов, где на трибунах украинские болельщики скандируют антироссийские кричалки. Напомним также, что президентом украинского ФК «Днепр» является олигарх Игорь Коломойский, и что отмороженные «днепровские» фанаты были в числе тех, кто поджег Дом профсоюзов в Одессе.
Получается, в Минске – как и в Киеве – на авансцену выдвигаются и своевременно снабжаются деньгами две силы: радикальная молодежь, которой отводится роль боевого кулака, и интеллектуалы, призванные сформировать новую систему ценностей, в рамках которой главный враг Белоруссии – это Россия.
Без труда угадывается и внешний модератор белорусского процесса – США. Геополитически Штатам выгодно противопоставить Москве не только Киев, но и Минск. Так сказать, открыть второй – Белорусский – фронт. Тем более, момент для этого удобный. Если белорусский рубль обрушится из-за ослабления рубля российского, в республике усилится и экономическая нестабильность, и социальная.
Сумеют ли США сделать из Белоруссии вторую Украину?
– Сейчас в российско-белорусских отношениях наступил кризис, – отмечает замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдан Безпалько. – Дело тут в разности подходов. Для России интеграция на постсоветском пространстве носила, в первую очередь, характер политический задачи. А для Белоруссии характер тотальный – суверенитет республики в экономическом, военном и политическом плане достигался с помощью РФ. Тем не менее, кризис в российской экономике ясно показал: Минск придерживается сценария интеграции ровно до тех пор, пока ему это выгодно.
Для Москвы, например, неожиданностью оказалось известие о задержке на белорусской границе десятков фур с товарами, которые следовали в Россию из Калининградской области.
Надо сказать, Минск заявлял о нарушении своей независимости всякий раз, когда российская элита ставила вопрос об углублении интеграции. Например, когда речь заходила о ведении единой валюты.
– Реально ли противопоставить Белоруссию России?
– Если в Белоруссии сменится лидер и будет произведена определённая ротация элиты – вполне реально. И мы уже видим ряд неприятных симптомов. Например, стремление к автокефализации внутри клира Белорусской Православной Церкви. Видим, что в Белоруссии – в гуманитарной области – идут процессы, которые можно назвать сменой идентичности. Если ранее у белорусов сохранялся советский вариант идентичности, в котором славянские народы рассматривались как братские и дружеские, то сейчас мы наблюдаем «украинизацию» белорусского сознания.
Поэтому Белоруссия может превратиться в вариант Украины.
– Насколько вероятно, что в Минске возникнет свой майдан?
– Жесткие экономические потрясения – не только шанс для смены власти по «цветному» сценарию, но и повод для закручивания гаек со стороны нынешней белорусской элиты. Пока нет оснований говорить, что в Белоруссии созрели условия для «цветной» революции и смены власти путем госпереворота. Тем более, уже пройден ряд точек, критических для белорусской экономики, когда, казалось, все условия для «цветной» революции были налицо.
На мой взгляд, вариант «цветной» революции будет отложен на несколько лет. Хотя я не сомневаюсь, что как только подвернется случай, США смену власти в Белоруссии организуют и проспонсируют.
– Насколько сильно Штаты могут влиять на белорусский сценарий?
– Штаты выступают в роли катализатора – вещества, которое ускоряет химическую реакцию, но в ней не участвует. Американцы будут максимально поддерживать любую риторику Александра Лукашенко, в которой увидят противостояние Минска и Москвы. И неважно, что при этом будет двигать самим белорусским лидером – желание диверсифицировать политику или укрепить позиции перед выборами.
Но «батька» отлично понимает, что такое полагаться на американцев – особенно на фоне злоключений политиков, которые в свое время вступили с Вашингтоном в союз и получили от него гарантии. Я имею в виду судьбы Радована Караджича, Слободана Милошевича, Хосни Мубарака. Все они закончили плохо.
– Чем США не устраивает союз России и Белоруссии?
– Американцев не устраивают любые интеграционные проекты на постсоветском пространстве: экономические, военные, таможенные. Поэтому задачей-минимумом США является недопущение интеграционных процессов, а задачей-максимумом – еще большее дробление постсоветского пространства и погружение его в хаос с помощью тлеющих очагов военных конфликтов.
Такое пространство легко поддается колонизации. Раздробленные территории не требуется включать в состав какого-либо государственного образования. Но контролировать их ресурсы и недра США смогут элементарно – причем на вполне «легитимной» основе, руками марионеточного правительства.
Именно поэтому борьба с союзом России и Белоруссии ведется бескомпромиссно: такой союз потенциально является точкой объединения других осколков СССР. А вот если союз удастся расколоть, Россия фактически вернется к границам XVI века, а Белоруссия будет экономически поглощена глобальными игроками – по примеру Болгарии и стран Прибалтики. Для нас это будет означать необходимость пересмотра отношений и с Брюсселем, и с Вашингтоном, причем на невыгодных для себя условиях…
– Как показывает практика, майдан случается там, где руководство страны дает слабину, – считает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. – Минск, действительно, в последнее время начал играть в диверсификацию внешней политики, хотя ранее твердо позиционировал себя как надежного партнера России, и явно потворствует белорусскому национализму. Если раньше белорусы были настроены пророссийски, сейчас – 50 на 50. Так можно доиграться и до собственного майдана.
Я очень надеюсь, что у белорусского населения и руководства страны хватит благоразумия, чтобы не ввязываться в «цветные» авантюры. Хотя, если честно, белорусская интеллигенция уже сегодня насквозь прозападная и националистическая. А при «майданном» развитии событий как раз интеллигенция играет одну из главных ролей. Такое положение дел таит в себе значительную опасность.
Вместе с тем, опасно заигрывание и с националистами. Не думаю, что белорусская оппозиция позволит Александру Лукашенко примерить «вышиванку» – у нее для этого есть собственные лидеры, которые к тому же гораздо более лояльны Западу, и потому более перспективны с точки зрения США. Думаю, понимание этого будет служить для Минска сдерживающим фактором.
Но если Белоруссию все же развернут против России, мы потеряем и стратегического партнера, и стратегические позиции в обороне.
Свежие комментарии