На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Константин Самарин
    И сколько Томагавков он уже уничтожил? Про  казку о надегно закрытом от врага небе, мы уже слышали.ЗРК С-350 "Витязь...
  • Сергей Бунцов
    СВО уже более 3 лет, а высший командный состав Украины продолжает заседать как прежде.Как Трамп планиру...
  • Александр Балушкин
    Будет Минск-3, верить никому нельзя, спектакль был хорошо отрежисирован западом.Как Трамп планиру...

«Сбер» увольняет айтишников. Пузырь нейросетей скоро лопнет

Александр Ростовцев.  

На днях стало известно намерении руководства Сбербанка уволить 10 тысяч айтишников на фоне внедрения искусственного интеллекта.

Обозреватель «ПолитНавигатора» разбирался, насколько оправдано это решение и что вообще творится в отечественной и мировой сфере нейросетей?

На днях стало известно намерении руководства Сбербанка уволить 10 тысяч айтишников на фоне внедрения...

По информации на октябрь 2025 года, российский рынок ИТ по-прежнему испытывает острый дефицит кадров.

 По оценкам Минцифры, стране не хватает 500–700 тысяч специалистов, а к 2030 году потребуется подготовить ещё около двух миллионов «красноглазиков».

При этом на фоне растущего спроса на квалифицированных айтишников увеличивается и конкуренция среди соискателей, особенно начинающих. По данным hh.ru, уровень конкуренции среди джунов доходит до 18 резюме на вакансию, в то время как среди максимально востребованных опытных сеньоров — пока лишь два-три резюме на вакансию.

Некоторые причины дефицита:

Структурная перестройка рынка. Компании массово внедряют ИИ-решения, сокращая рутинные задачи, а экономические условия заставляют бизнес оптимизировать затраты. В результате спрос смещается с рядовых разработчиков на узких специалистов — архитекторов, DevOps-инженеров, экспертов по машинному обучению.

Проблема квалификации. На программистов уровня Senior приходится всего 2-3 резюме на вакансию. Рынок разделился на два лагеря: переизбыток новичков и острая нехватка опытных специалистов.

Завышенные ожидания. 37% работодателей называют главной проблемой завышенные зарплатные запросы претендентов.

В России особенно отмечается дефицит специалистов по разработке отечественного ПО, кибербезопасности и искусственному интеллекту. Большинство сокращенных айтишников Сбера без особого труда найдут работу в других финучреждениях и отраслях.

Вопрос лишь в уровне зарплаты. Что касается топ-специалистов, что Сбер уж точно не станет резать кур, несущих золотые яйца.

Между тем, в мире нейросетей назревают события, способные затмить кризис «доткомов» конца девяностых — начала нулевых.

Мнение о том, что отрасль ИИ является «перегретым финансовым пузырем», стало очень популярным среди многих инвесторов и аналитиков. Это не значит, что сама технология ИИ не важна или не революционна — она именно что важна и революционна. Но финансовые рынки часто отделяются от реальных показателей, и в случае с ИИ мы видим классические признаки пузыря.

Вот главные аргументы в пользу этой точки зрения:

Запредельные оценки компаний, не подкрепленные доходами. Это ключевой признак. Рыночная капитализация компаний взлетела до десятков и сотен миллиардов долларов на основе ожиданий будущих прибылей, которые могут материализоваться лишь через годы, если вообще когда-либо материализуются.

Ярчайший тому пример — Nvidia. Компания стала одной из самых дорогих в мире благодаря своим чипам — «числодробилкам», «киркам и лопатам» для золотой лихорадки ИИ. Однако инвесторы закладывают в цену акций идеальный сценарий, при котором график спроса на ее чипы будет переживать вечный экспоненциальный взрыв, игнорируя риски: появление конкурентов (Huawei), смена архитектур ИИ или замедление темпов роста. Или даже требование Трампа по переносу фабрик TSMC (где производятся чипы Nvidia) из Тайваня в США, что не произойдет в один присест, особенно на фоне тихого саботажа островных властей.

Множество стартапов, просто добавивших волшебные буковки «AI» к своему названию, привлекают миллиарды долларов инвестиций при реально скромном потенциале, не имея при этом значимой выручки или продуманной бизнес-модели. Именно эта «плотва» и станет главной жертвой грядущих потрясений на рынке ИИ.

Затраты vs. Прибыли. Разработка и обучение больших языковых моделей (БЯМ) требуют существенных капитальных затрат (серверы, чипы, электричество). Однако монетизация часто остается туманной. Многие сервисы ИИ для потребителей пока бесплатны или субсидируются, а переход на платные модели может резко сократить пользовательскую базу.

С другой стороны, ведущие китайские разработчики БЯМ (Deep Seek R1, Alibaba, Baidu, Tencent, Huawei, усиленные ресурсами академических и отраслевых институтов) вступают в обоснованные противоречия с западной схемой, утверждая, что разработка и обучение их ИИ обходится максимум в десяток-другой миллионов долларов, а никак не в сотни миллиардов. Проверкой для обоснованности этих утверждений как раз и станет схлопывание финансового пузыря ИИ.

«Парадокс производительности». Несмотря на весь хайп, макроэкономическая статистика до сих пор не показывает всплеска производительности в отраслях, напрямую связанных с внедрением ИИ. Компании тратят миллиарды, но измеримый выхлоп от инвестиций для многих отраслей пока не очевиден.

Гонка на рынке акций в 2023-2024 годах была в значительной степени обеспечена всего несколькими компаниями (Apple, Microsoft, Alphabet, Amazon, Nvidia, Tesla, Meta), большая часть которых сделала огромную ставку на ИИ. Что создает системный риск: если продвижение ИИ столкнется с проблемами, это утащит на дно весь рыночек.

Признаки спекулятивной лихорадки. Инвесторы всех мастей, от крупных фондов до частных трейдеров, бросаются покупать акции, связанные с ИИ, опасаясь остаться в стороне от «следующей большой вещи». Это классическое поведение на пике пузыря.

Профанация понимания проблемы. История упрощается до «ИИ изменит все, поэтому надо покупать все, что с ним связано» (подобно оптимистичным прогнозам одного киноперсонажа «скоро будет одно сплошное телевидение»). Сложности, риски и неизбежные неудачи игнорируются.

Многие аналитики проводят параллели с пузырем доткомов в конце 1990-х. Тогда интернет действительно изменил мир, но 99% интернет-компаний с завышенной самооценкой обанкротились. Технология выжила и расцвела, но инвесторы, купившиеся на хайп, потеряли чертову уйму денег.

По модели экспертов Gartner, изучающих развитие нейросетей, отрасль ИИ сейчас переживает «Пик пустых ожиданий», за которым последует «Пучина разочарования», когда станет ясно, что многие проекты не оправдали поднятого вокруг них ажиотажа. Наиболее оптимистичный прогноз: к 2027 году будет свернуто финансирование 40% стартапов в области ИИ.

Пузыри часто лопаются, когда сталкиваются с суровой реальностью. Для ИИ это:

Регуляторное давление. Власти США, ЕС и Китая активно работают над законами, ограничивающими применение ИИ. Например, позволить нейросетям заменять психологов и психиатров в качестве консультантов психически неустойчивых индивидов, что уже аукнулось пока что единичными случаями суицида. Тем не менее адепты неограниченного продвижения ИИ во все сферы жизни подняли крик, будто ограничительные меры могут серьезно замедлить развитие и монетизацию нейросетей.

Проблемы с авторскими правами. Многие модели ИИ обучены на данных, правообладатели которых начинают скандалить и подавать иски. Особенно умиляют протесты голливудских лицедеев, привыкших стричь купоны своими экранными кривляниями, отказывающихся принимать созданных ИИ актеров и запрещающих использовать свои внешние данные для производства контента нейросетями. Неолуддиты, опасающиеся потерять свои баснословные или просто стабильные гонорары.

Этические скандалы. Ошибки, предвзятость, создание дезинформации — любой крупный скандал может подорвать доверие к технологии и, как следствие, к акциям компаний.

Так, все-таки, массовые пляски с бубном вокруг ИИ — пузырь ли это? Большинство специалистов считает, что, скорее да, чем нет, если говорить о финансовых рынках. Технология ИИ — не пузырь. Это фундаментальная, преобразующая технология, которая останется с нами и будет менять мир. Яркие примеры: разработка и оптимизация ПО, создание новых лекарств и материалов с заданными свойствами, диагностика тяжелых заболеваний на основе проведенных анализов и обследований, создание недорогого и качественного контента в музыке, визуализации сценариев и изобразительном искусстве.

Финансовый ажиотаж вокруг ИИ — это пузырь. Цены на активы оторваны от их текущей реальной стоимости и основаны на чрезмерно оптимистичных ожиданиях.

Когда пузырь лопнет (или просто сдуется), это не убьет ИИ. Это убьет множество переоцененных компаний и стартапов, которые не смогли оправдать доверие инвесторов. Выживут сильнейшие — компании с реальными доходами, устойчивой бизнес-моделью и конкурентными преимуществами (как те же Microsoft и Nvidia, но вероятно, по более разумным ценам). Наступит фаза зрелости, когда технология будет оцениваться более трезво.

В пользу того, что российский рынок нейросетей не будет чувствительно затронут в результате резкого сдувания глобального пузыря ИИ, говорит тот факт, что наша страна работает в режиме изоляции, практически не взаимодействуя с западными лидерами данного направления. Как обстоят дела в области сотрудничества с китайскими товарищами — вопрос неясный, хотя ряд фактов позволяет говорить о взаимодействии разработчиков. Среди плюсов следует упомянуть и то, что ведущие китайские разработчики открыли исходный код своих ИИ.

Нам же остается надеяться, что Сбер, как один из немногих разработчиков отечественных нейросетей (GigaChat изначально интегрирован в национальный мессенджер Max) без ущерба преодолеет грядущие потрясения на рынке ИИ, что действия руководства компании продуманы и сокращению подлежат рутинные должности, которые легко заменить нейросетью.

Ссылка на первоисточник
наверх