Российские военные заключили контракт на утилизацию тяжёлого атомного ракетного крейсера "Адмирал Лазарев". Россия ведёт серийное строительство кораблей дальней морской зоны.
Но сумеют ли они стать достойной заменой утилизируемым атомным крейсерам времён СССР?Подряд на разделку корабля получили 30-й судоремонтный завод в Приморье и корпорация "Росатом". К августу текущего года подрядчик должен собрать разделочный стапель, возле которого крейсер и проведёт последние годы жизни. Утилизация завершится в 2025 году и обойдётся государству в пять миллиардов рублей.
На самом деле принципиальное решение о судьбе крейсера было принято ещё в 2018-м. Источник в Минобороны сообщал тогда о пакетном решении утилизировать шесть атомных крейсеров и подлодок. В числе "приговорённых" оказались сразу два представителя проекта 1144 "Орлан": крейсеры "Адмирал Ушаков" и "Адмирал Лазарев".
Далее ситуация на время подвисла в воздухе. С одной стороны, ломать – не строить; с другой – слишком уж уникальные корабли предполагалось отправить на лом.
Гиганты холодной войны
Крейсеры проекта 1144 "Орлан" были спроектированы и построены на закате СССР и опирались на всю мощь тогдашних науки и промышленности. Строительство их стартовало в 1973-м, а последний из гигантов был завершён уже после распада страны, в 1996-м. Из запланированных семи было построено четыре корабля: "Адмирал Ушаков" (при закладке – "Киров"), "Адмирал Лазарев" ("Фрунзе"), "Адмирал Нахимов" ("Калинин") и "Пётр Великий" ("Куйбышев").
В результате советский, а затем и российский флот получил самые большие (после американских авианосцев) и тяжеловооружённые надводные корабли в мире. Натовские специалисты даже ввели специальный термин Kirov-class battlecruiser, что переводится как "линейный крейсер класса Киров". После начала службы эти корабли относились к категории "оружия, меняющего правила игры", то есть принципиально влияющего на баланс сил в регионе, где они появлялись. И немудрено: главным калибром каждого из "Орланов" являются 20 противокорабельных ракет "Гранит", обеспечивающих загоризонтное поражение корабельных группировок противника ядерными боеприпасами. На предельно больших дистанциях стрельбы эти ракеты наводятся с помощью стратегических бомбардировщиков Ту-95 или спутников.
ПВО кораблей также внушала уважение и трепет вероятному противнику: основу воздушного щита составлял морской вариант зенитно-ракетных комплексов С-300, наиболее совершенные варианты которого позволяли не только приводнять аэродинамические цели (самолёты, вертолёты, крылатые ракеты), но и расстреливать баллистические ракеты малого радиуса действия. Дальнобойная ПВО на первых трёх крейсерах дополнялась флотским аналогом войскового ЗРК "Оса-М", а "Пётр Великий" получил более совершенную систему – "Кинжал", использующую те же ракеты, что и комплекс "Тор-М1".
Дополнялся этот ракетный арсенал уникальными арт-установками АК-130 – спаренными 130-мм пушками, выдающими от 20 до 86 выстрелов в минуту и накрывающими цели на дистанции до 25 км, – а также разнообразным противолодочным и противоторпедным вооружением и системами постановки помех.
Наконец, каждый из крейсеров получил по два вертолёта, способных на дистанции до 200 км от корабля обнаруживать субмарины противника и уничтожать их управляемыми глубинными бомбами и подводными ракетами. Эти же вертолёты могли играть роль корректировщиков для противокорабельных ракет "Гранит".
При столь мощном вооружении и огромном водоизмещении (почти 26 тысяч тонн) крейсеры естественным образом должны были стать ядром Северного и Тихоокеанского флотов России. Но не случилось.
Дороже нескольких новейших...
Гигантские корабли оказались слишком дорогим удовольствием для разорённой рыночными реформами российской экономики 1990-х. Нормально послужить, ещё в советском флоте, довелось только первым двум представителям серии: "Адмиралу Ушакову" и "Адмиралу Лазареву". "Нахимов" был спущен на воду в 1988 году, а "Пётр Великий" и вовсе вошёл в строй в 1996-м, когда выбирали на второй срок Бориса Ельцина и подсчитывали барыши от залоговых аукционов. Теперь службу во флоте продолжают только два последних крейсера. "Пётр Великий" является флагманом Северного флота, а "Адмирал Нахимов" завершает многолетнюю модернизацию.
Головной корабль проекта, "Адмирал Ушаков", не выходил в море с конца 1990-х. Он давно списан и уже много лет ожидает утилизации. С "Лазаревым" ситуация была не столь однозначной. Формально он находился на консервации, при этом флотское руководство постоянно колебалось: утилизировать или модернизировать уникальный корабль.
КРЕЙСЕР "ПЁТР ВЕЛИКИЙ" ЯВЛЯЕТСЯ ФЛАГМАНОМ СЕВЕРНОГО ФЛОТА. ФОТО: 61VLADIMIR / SHUTTERSTOCK.COM
Первое решение о разделке было принято ещё в 1999 году, однако уже в следующем году, после смены власти в стране, нашлись средства на консервацию корабля. В 2004-м специалисты "Звезды" извлекли из крейсера ядерные реакторы, благодаря чему его долговременный отстой перестал представлять угрозу радиационной аварии. В 2009 году Минобороны сообщило о намерении вернуть "Лазарева" в строй. В 2011-м появились сообщения о том, что военное ведомство совместно с оборонщиками разрабатывает план модернизации.
В последующие годы эти планы вроде бы начали воплощать в жизнь: в декабре 2014-го корабль завершил плановый доковый ремонт, а в 2015-м СМИ сообщили, что в связи с изменением морской доктрины – намерением России вернуться в Мировой океан и получить средства для действия в дальней морской зоне – крейсер решено было возродить. Однако в конце концов чаша весов качнулась в сторону "не быть".
Комментируя окончательное решение об утилизации корабля, источник "Интерфакса" в военно-промышленных кругах сообщил, что оно принято в связи с оценкой технического состояния "Лазарева".
Восстановление обошлось бы дороже, чем строительство нескольких современных кораблей океанской зоны. Это действительно старый корабль, который уже несколько десятилетий не в строю. Планы по утилизации продиктованы логикой: идёт серийное строительство новых кораблей дальней морской зоны.
Можно сказать, что "Лазареву" просто не повезло. Его одноклассник "Адмирал Нахимов" находился практически в таком же положении: формально его отправили на ремонт в 1999-м, но реальные работы на нём начались только 14 лет спустя, в 2013-м. Возможно, в печальном для "Лазарева" исходе сыграло роль и то, что он на пять лет старше "Нахимова", а может, всё дело в том, что консервацию провели не так тщательно. Как бы там ни было, почти 20-летние бездействие, безденежье и многолетние колебания командования в конце концов добили крейсер. Деньги, потраченные на его частичное восстановление, оказались выброшенными на ветер – вернее, утопленными в воде.
Пост сдал... пост принял?
С другой стороны, утилизация – такая же неотъемлемая часть жизни боевого корабля, как первая резка металла, закладка киля, бутылка шампанского, летящая в борт, ходовые испытания и приём в состав флота. Лишь очень немногим властелинам морей удалось избежать этой участи, превратившись в музеи или погибнув в сражениях. И в этом свете наибольший интерес представляет вопрос, кто придёт на смену "Орланам".
В России ведётся серийное строительство кораблей дальней морской зоны. Что это за корабли, каково их число и смогут ли они стать достойной заменой утилизируемым гигантам? Или же это очередная порция валидольных заявлений, предназначенная для выдачи нужды за добродетель?
https://vk.com/video-75679763_456260520
Формально прямыми преемниками "Орланов" должны были стать эсминцы проекта 23560 "Лидер". При существенно меньшем водоизмещении (19 тысяч тонн) по другим ключевым параметрам эти корабли в проекте соответствуют советским гигантам:
-
ядерная силовая установка и, как результат, неограниченная дальность хода;
-
ПВО на основе комплексов С-400 или, в близкой перспективе, С-500 с 56 дальнобойными ракетами;
-
ракетный комплекс средней дальности "Полимент-Редут", аналогичный сухопутному ЗРК С-350 "Витязь" (оба используют ракеты 9М96 и 9М96М);
-
флотский вариант ракетно-пушечных комплексов "Панцирь" для обороны в ближней зоне.
Также эсминцы должны были получить автоматические 130-мм пушки, два-три противолодочных вертолёта и разнообразное противоторпедное вооружение. Главным же аргументом "Лидеров" должны стать универсальные пусковые установки, позволяющие стрелять противокорабельными ракетами, противолодочными ракето-торпедами и крылатыми ракетами большой дальности, предназначенными для уничтожения наземных целей. Общий боекомплект этих ракет, по разным оценкам, составит от 80-90 до 120-130 единиц.
Иными словами, "Лидеры" с их громадным противовоздушным зонтиком, возможностями ПРО и огромным боезапасом современных противокорабельных ракет должны стать таким же "меняющим правила игры" оружием, каким в своё время оказались "Орланы".
Однако есть одна проблема: по данным открытых источников, заказ на эти корабли был отменён Минобороны ещё в 2016 году. По другим данным, закладку кораблей просто сдвинули во времени (с закладкой головного корабля после 2022 года). Если эта информация верна, флот может рассчитывать на суперэсминцы к концу 2020-х, если нет – то никогда. В любом случае сейчас этих кораблей нет и в ближайшие годы не будет.
Эпоха фрегатов
Зато совершенно точно будет реализован другой проект, который хоть и не является прямым наследником "Орланов", но может дать России возможность проводить операции за пределами внутренних морей. Кандидат на эту роль ровно один: фрегаты проекта 22350 типа "Адмирал Горшков". Это относительно небольшие корабли (стандартное водоизмещение – 4500 тонн, полное – 5400 тонн), несущие управляемое ракетное вооружение.
Ключевым отличием от советских тяжёлых крейсеров и перспективных "Лидеров" является то, что эти фрегаты – неядерные. Их силовая установка представляет собой высокотехнологичную комбинацию дизелей и газовых турбин. Первые обеспечивают высокую топливную эффективность при дальних переходах, вторые – высокую скорость хода при преследовании и маневрировании в бою. Отсутствие ядерных реакторов, конечно, ограничивает дальность хода, но и имеющегося запаса хода на 4500 морских миль (более 7200 км) вполне достаточно для обеспечения российского присутствия в наиболее важных районах Мирового океана. При этом отказ от атома радикально снижает как стоимость самих кораблей, так и расходы на их эксплуатацию.
Стоит отметить, что фрегаты типа "Адмирал Горшков" целенаправленно разрабатывались как оружие для современных и будущих войн: без гигантомании, зато с учётом основных требований текущего момента. В первую очередь это выразилось в том, что строятся они по стелс-технологии. Радиолокационная малозаметность обеспечивается как специфической архитектурой надстроек и надводной части корпуса, так и за счёт широкого применения полимерных и композитных материалов. Во-вторых, фрегаты создавались в качестве универсальной платформы, способной нести полный набор современных ракет: сверхзвуковых противокорабельных "Ониксов", семейства крылатых ракет "Калибр", а после принятия на вооружение – и гиперзвуковых дальнобойных "Цирконов".
ФРЕГАТЫ ПРОЕКТА 22350 ТИПА "АДМИРАЛ ГОРШКОВ" – ЭТО ОТНОСИТЕЛЬНО НЕБОЛЬШИЕ КОРАБЛИ (СТАНДАРТНОЕ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ – 4500 ТОНН, ПОЛНОЕ – 5400 ТОНН), НЕСУЩИЕ УПРАВЛЯЕМОЕ РАКЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ. ФОТО: MOD RUSSIA / GLOBALLOOKPRESS
Достигается это за счёт использования универсальных стрельбовых комплексов (3С14У1). Первые четыре фрегата проекта вооружены 16 ракетами "главного калибра", что делает их ударную мощь сопоставимой с "Орланами". Модернизированный вариант фрегатов получит 24 ракетных ячейки, а в перспективе количество противокорабельных и крылатых ракет может быть доведено до 32 штук. То есть при кратно меньших размерах, заметности и стоимости фрегаты окажутся более вооружёнными, чем огромные крейсеры советской эпохи.
Аналогичная тенденция просматривается и по остальной номенклатуре вооружения: артиллерийская установка А-192 "Армат" представляет собой одноствольный вариант монструозной двустволки АК-130, система ПВО "Полимент-Редут" обеспечивает плотное прикрытие корабля на расстоянии до 150 км. При этом, по данным открытых источников, сейчас ведутся работы по адаптации комплекса к использованию ракет 40Н6 – основного боеприпаса С-400 "Триумф". Фрегаты также комплектуются вертолётами, что позволит им успешно охотиться за подлодками противника, не подставляя борт под удары из-под воды.
Таким образом, при своих относительно небольших размерах эти корабли несут плюс-минус тот же набор вооружений, что и "Орланы", только более современный, лёгкий и дальнобойный. В целом фрегаты выглядят как наиболее практичный вариант замены тяжёлых ракетных крейсеров. Примечательно, что модернизируемый "Адмирал Нахимов" получит те же пусковые установки 3С14, а вместе с ними – возможность стрелять "Калибрами", "Ониксами" и "Цирконами", как и "Адмирал Горшков". И в этом плане выбор между тем, модернизировать пожилой советский крейсер или построить несколько современных фрегатов с сопоставимой ударной мощью, выглядит вполне очевидным.
Немаловажным преимуществом проекта 22350 по сравнению с "Лидерами" является то, что эти фрегаты реально строятся, и притом достаточно быстро. В строй уже введены головной корабль серии "Адмирал Горшков" и первый серийный фрегат "Адмирал Касатонов". Третий корабль серии, "Адмирал Головко", спущен на воду в мае прошлого года и в настоящее время проходит испытания. По плану, он должен быть передан флоту в конце 2022-го.
"Адмирал Исаков" готовится к спуску на воду до конца текущего года. Он станет последним из построенных по проекту с 16 ракетными ячейками. Следующие за ним, заложенные в 2019-м и 2020-м – "Адмирал Амелько", "Адмирал Чичагов", "Адмирал Юмашев" и "Адмирал Спиридонов", – получат по 24 пусковых ячейки. Кроме того, подписаны контракты на строительство ещё двух кораблей, названия для которых пока не выбраны.
* * *
Если планы по строительству фрегатов не будут сорваны, российский флот впервые за долгое время получит полноценную серию крупных и современных надводных кораблей. На этом фоне прощание с устаревшими крейсерами не должно вызывать больших сожалений.
Но вызывает.
Свежие комментарии