На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Коля Колянов
    Интересно, а оркестр был.Депутат Останина ...
  • Андрей Зарубкин
    52% земель Украины продали коллективному Западу. Показали певца, который с крыши днепропетровской миноры пел : "Это Н...Rebelión: лот «Ук...
  • Константин Коростелев
    Судя по банкоматам, то это Сбер. А как относится к банку который тебя грабит и обманывает? Заработать ТРИЛЛИОН!!!! За...Пожилые люди в ст...

Шум вокруг Су-57М: и поцелуйте его в… сопло!

Шум вокруг Су-57М: и поцелуйте его в… сопло!

Начавшееся в Чжухане шоу никак не затихнет, и, наверное, это неплохо. Российский «уголовник» довольно долго находился в тени, так что теперь будет совсем не вредно понежиться в лучах внимания экспертов и прессы со всего мира.

В принципе, вся история Су-57 смотрится вполне прилично в том плане, что не было такого сумасшедшего пиара, как с F-22, не было обещаний суперсамолета, как с F-35, не было и каких-то обломов, связанных с тем, что заявленные характеристики не соответствуют тому, что вышло на самом деле.

А по Су-57 ничего такого не было, упрекнуть не в чем. Хотели продать, но покупателей особо не нашлось, потому что самолет не пошел крупной серией для ВКС, а такие расклады в мире не любят еще со времен мегаобмана с F-104 «Старфайтер». А тут еще и Индия сбежала из совместного проекта…

Строили для себя, доводили, вылизывали, создавали новые и адаптировали старые виды вооружений. Нарабатывали приемы применения, изучали боевые возможности в различных условиях.

Ну и не стоит забывать о том потоке критики, который время от времени выливался на Су-57 с Запада. В основном это касалось малозаметности, этого фетиша современности на той стороне мира. Так-то малозаметность и скрытность – это полезно, но не стоит возводить ее в культ. Тот же F-35, будучи обнаружен истребителями других стран, несмотря на всю свою малозаметность, будет обречен, поскольку его скорость не даст ему уйти от преследования, в том числе и истребителями четвертого поколения. И что самое обидное для американца – это могут быть не только российские истребители.

Так что, когда появились изображения Су-57, оснащенного новым типом сопла двигателя с управляемым вектором тяги, американские эксперты и «эксперты» (таких там тоже хватает), мягко говоря, взвились и немного полетали. Примерно так до орбиты Марса или чуть дальше.

«Богомол»:
Что случилось со всеми этими русскими фанатами, которые твердили, что 3D-наведение — это лучшее наведение, а сверхманевренные истребители — короли поля боя?

Вся эта маневренность, похоже, находится в центре внимания на Украине. Сразу после электроники, скорости, полезной нагрузки, вооружения...

Грей Баклтон:
Ну, и да, и нет. Вы слушали записи того пилота Су-34, который уклонялся от «Пэтриотов»? Он наверняка использовал все возможности своей маневренности. И мы оснастили F-22 системой управления вектором тяги по тем же причинам, что и русские. Украина — это не настоящее воздушное сражение. Это скорее асимметричное GBAD...

Да, до недавнего времени всё так и смотрелось: американские истребители про малозаметность, российские – про скорость и маневренность. Понятно, малозаметность – это продвинутая опция, а скорость и маневры – это для тех, кто не смог в прогресс.

И вот от лицезрения того, что русские, оказывается, могут не просто в малозаметность, а еще и оригинальным (один из читателей The War Zone так и выразился: извращенным) способом, многим испортило настроение.

Радикально выглядящая конструкция выхлопной системы предназначена для улучшения малозаметности Су-57, хотя будущее нового сопла далеко не очевидно. Но оно есть, что дает весьма приличную пищу для размышлений американцам.

На видео и фотографиях показана задняя часть второго лётного прототипа Су-57, Т-50-2, который впервые поднялся в воздух в марте 2011 года. Впоследствии, после выполнения своей программы, именно этот экземпляр использовался для испытаний усовершенствованного турбовентиляторного двигателя АЛ-51Ф-1 (также известного как «Изделие 30»), который впервые поднялся в воздух в декабре 2017 года. Тогда на самолёте был установлен только один из двигателей, наряду с одним из оригинальных АЛ-41Ф-1.

Что примечательно в турбовентиляторном двигателе нового поколения, установленном в левой гондоле Т-50-2, так это его сопло, которое является примером новой плоской версии, предназначенной для оснащения АЛ-51Ф1, когда он будет установлен на усовершенствованную версию истребителя Су-57М.


Другой вид плоской версии сопла для АЛ-51Ф1 (в левой гондоле двигателя) рядом с оригинальной версией (в правой гондоле).

АЛ-51Ф-1 был разработан как «чистая» конструкция, предназначенная для обеспечения большей тяги, меньшего веса и более низких эксплуатационных расходов по сравнению с предыдущим двигателем АЛ-41Ф-1. Ещё одним недостатком более раннего двигателя является его неспособность обеспечить Су-57 «суперкруз» — полёт на скорости более 1,0 Маха в течение длительного времени без использования форсажа.

На этом этапе стоит обратить внимание на АЛ-41Ф-1, оригинальный двигатель для базовой модели Су-57, и конфигурацию его сопла. Этот турбовентиляторный двигатель также используется в упрощённом виде в многоцелевом истребителе Су-35. АЛ-41Ф-1 (также известный как «Изделие 117») был создан путём модернизации двигателя АЛ-31Ф, который использовался в более ранних истребителях Су-27 и Су-30.


Самолеты Су-35 и Су-57 на авиасалоне в Ахтубинске, посвященном 95-летию создания летно-испытательного центра Министерства обороны России. Фото: AP

В двигателях АЛ-41Ф-1, установленных на Су-57 и Су-35, используется сопло с управляемым вектором тяги осесимметричного типа. Это также известно как трёхмерное управление вектором тяги и обеспечивает управление по тангажу, рысканию и крену. Заметим, пока недоступное дело для американских производителей, потому самые передовые самолёты США имеют управление только по вертикали, да и то не в таких углах, как российские.

В своей первоначальной форме АЛ-51Ф-1 также имеет трёхмерную сопловую насадку для управления вектором тяги, но на новых изображениях мы видим альтернативную насадку, на этот раз двумерного типа, которая обеспечивает управление по тангажу, а также ограниченное управление по крену при асимметричном включении. Неясно, предназначена ли наклонная установка насадки для обеспечения дополнительного управления по крену, и данных на эту тему нет, только личные соображения.


Оригинальная сопловая насадка с управляемым вектором тяги для Су-57, вид сверху, в сравнении с новой насадкой двухмерного типа, вид снизу.

Такой тип малозаметной «плоской» формы сопла двигателя также используется, например, на F-22 Raptor и в первую очередь предназначен для снижения радиолокационной заметности по сравнению с осесимметричной конструкцией сопла. Он также обеспечивает преимущества в инфракрасном диапазоне.


Крупный план характерных выхлопных сопел F-22 с управляемым вектором тяги в действии. Их уникальная «полусферическая конструкция» повышает скрытность F-22 даже при обзоре сзади. Говорят, что даже F-35 не может сравниться с F-22 по скрытности при обзоре сзади.

По словам Евгения Марчукова, генерального директора конструкторского бюро имени Архипа Люльки, ответственного за АЛ-51Ф-1, в комментариях, опубликованных изданием Aviation Week, компания «Сухой» не была заинтересована в использовании плоского сопла для Су-57, когда эта программа была запущена. Только позже, после того как Су-57 и АЛ-51Ф-1 были испытаны, было заказано новое двухмерное сопло.

Поскольку «Сухой» «сопротивляется изменениям в самом планере», что в целом понятно, принцип «не мешайте самолету летать», Марчуков объяснил: «Вот почему мы придумали довольно сложную плоскую сопловую насадку».

Как видно на схеме ниже, сопло имеет четыре независимо управляемые заслонки, которые работают за счет изменения поперечного сечения выпускаемого воздуха и вектора тяги. Из этих закрылков, которые установлены под углом, два, как сообщается, предназначены для использования в дозвуковом режиме и два — для сверхзвукового полета. На изображениях также видно, что направляющие закрылки вентилируются, что в сочетании с воздухом, подаваемым через эти области, помогло бы охладить выхлопные газы и снизить инфракрасную заметность самолета.


Две схемы нового сопла с официального сайта компании

Выступая летом 2023 года, Марчуков подтвердил, что новая сопловая камера была успешно испытана на наземном стенде, в том числе с форсажем. Он добавил, что первый полёт ожидается до конца 2023 года, хотя нет никаких сведений о том, что это действительно произошло.

Для Су-57 плоская сопловая часть принесла бы заметные преимущества с точки зрения снижения заметности с задней стороны. Оригинальная конструкция Су-57 оптимизировала низкую заметность с передней стороны, уделяя меньше внимания боковым и задней сторонам. В то же время изменённые сопловые части в некоторой степени снизят тягу, но это явно считается оправданным недостатком, учитывая улучшенные характеристики малозаметности, которые так необходимы для этого типа самолёта.

Также стоит отметить, что для версии двигателя АЛ-41Ф-1, используемой в тяжёлом дозвуковом беспилотном боевом летательном аппарате «Сухой С-70 Охотник», была разработана другая конструкция плоского сопла. В этом случае двумерное сопло предназначено для снижения инфракрасной и радиолокационной заметности, но оно гораздо проще и не имеет органов управления вектором тяги, что для беспилотного аппарата в целом логично.


Первый полёт «Охотника» состоялся с промежуточным двигателем со стандартной круглой насадкой, но на втором самолёте, который был представлен в декабре 2021 года, была установлена усовершенствованная оконцовка сопла, которую можно назвать малозаметной.


Что касается версии АЛ-51Ф-1 с плоским соплом, то её будущее во многом зависит от будущего предлагаемого Су-57М. Здесь для западного читателя очень много непонятного, но со временем им всё станет более или менее понятно, что и зачем будет следовать.

Работа над этой усовершенствованной версией Су-57, которая вообще по проекту была той самой серийной, уже активно велась, когда Су-57 был запущен в производство и поступил на вооружение. Правда, не с АЛ-51Ф-1, а с двигателем предыдущего поколения, АЛ-41Ф. И теперь та самая модель с двигателем АЛ-51Ф-1 станет модернизацией Су-57М. Ну немного запутанно, но что поделать. Зато летает, и так, как надо нам.

На Западе сетуют, что вот всего было изготовлено/заказано 76 экземпляров самолета, что совсем мало, и типа не факт, что в дальнейшем у Су-57 есть куда развиваться дальше.

Но это там не видно, вот тут, в России, всё выглядит проще: есть новый двигатель (и кто скажет, что АЛ-51Ф старый) – есть модернизация самолета. Есть путь дальнейшего развития. С точки зрения из России всё смотрится очень логично и закономерно. На Западе могут всё видеть в несколько ином свете, но тут каждому действительно свое.

На самом деле, что бы там ни считали в США, официальная работа над «модернизированным» Су-57М началась, когда в октябре 2018 года компания «Сухой» получила контракт от Министерства обороны России на постройку самолетов для ВКС. В какой-то момент появились сообщения о том, что прототип Т-50М начнёт лётные испытания в середине 2022 года, а серийное производство начнётся к концу 2024 года.

Очевидно, что эти цели не были достигнуты, но здесь вопрос времени, которое, как ни странно, играет на руку России. Выставка в Китае привлекла к самолету небывалый интерес, который, заметим, был более чем заслужен, поскольку Су-57, пусть и выпущенный в небольшом количестве, применяется в реальном боевом конфликте намного более масштабно, чем все истребители пятого поколения мира. То есть китайские и американские.

Учитывая, что Китай свои самолеты если и будет продавать, то далеко не всем, а американские далеко не всякая страна может себе позволить, то как раз экспортный потенциал у Су-57 есть. Санкции со стороны США – это, конечно, серьезно, но самолеты – это самолеты, а они, как известно, должны быть первым делом.

Экспортные заказы смогут сильно ускорить массовое производство Су-57М, но двигатель должен пройти все этапы испытаний. А после испытаний как раз придет МО РФ и сделает заказ для ВКС, так как уже придет пора компенсировать понесенные в ходе СВО потери, причем речь идет не столько о боевых потерях, сколько о самолетах, которые на тот момент уже выработают свой ресурс.

Так что то, что мы в не самом далеком будущем увидим Су-57М с двигателем АЛ-51Ф-1 с двумерной системой управления вектором тяги, почему-то не вызывает особых сомнений. Пусть и да, запрягали довольно долго.


А все неверующие и критикующие на Западе, особенно в США, смогут потом поцеловать Су-57М в сопло. Причем на выбор, в левое или правое, не важно, там все равно будут одни и те же двигатели и системы управления вектором тяги.

Да, есть вещи, в которых можно сомневаться. Атомолеты, ядерные подводные роботы и так далее. Вся эта наша фантастика вчерашнего дня, так сказать. Но есть вещи, в которых сомневаться станет только глупец, и на месте многих «экспертов» я бы не стал сомневаться в русских самолетах, русских ракетах (неважно, каких) и русских системах РЭБ. Ну не то чтобы это было бы неосмотрительно, просто разочарование может ударить по самолюбию сильнее, чем орешниковые ломы по «Южмашу».
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх