На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил Е
    Опять Запад, двойные стандарты, поиск английских шпионов (что уже давно не оригинально), и прочие чудеса. Лучше б всп...Как работает инфо...
  • Юрий Золотарев
    Суть простая: выкиньте Санду на помойку!В Молдавии предуп...
  • Svetlana Kuzmina
    В этом вопросе нужно трижды подумать, прежде чем связываться с американцами, обманут и глазом не моргнут, и Россия ос...Эндрю Корыбко: По...

Это ошибка. Минфин просчитался на 3 триллиона рублей

Это ошибка. Минфин просчитался на 3 триллиона рублей Фото: Viktor Chernov / Globallookpress

Политика Минфина по наращиванию государственного долга имеет ряд недостатков и управленческих ошибок. Так, из-за странного выбора видов облигаций государственная казна рискует потерять 3 трлн рублей, которые пойдут на обратный выкуп невыгодных облигаций.

Телеканал Царьград регулярно подвергает критике Министерство финансов России за беспечную политику по наращиванию государственного долга. Только в этом году ведомство Силуанова заняло на открытом рынке 1,351 трлн рублей. При этом, учитывая благоприятную нефтяную конъюнктуру и практически восстановившуюся экономику, дефицит федерального бюджета по итогам года составит максимум 1,5-1,7 трлн рублей.

При этом размещение облигаций федерального займа в кризисном 2020 году было действительно необходимо. Резко упавшие доходы бюджета вкупе с увеличением расходов определили рекордный за долгие годы дефицит федерального бюджета в размере 4,1 трлн рублей. Разумеется, всё это определила безальтернативность размещения ОФЗ, общий объём которых в 2020 году составил 4,6 трлн рублей.

Странная схема

Однако схема, согласно которой Минфин "выбрасывал" на рынок облигации, была более чем странной. Так, вопреки здравой логике, ведомство Силуанова прибегло к наращиванию выпуска ОФЗ-ПК (облигации с плавающей ставкой). Подобный вид ценных бумаг означает, что купонный доход держателя облигации не зависит от уровня инфляции. К данному значению прибавляется заранее определённая цифра, что гарантирует стабильную прибыль. Например, уровень "инфляция +2%". Данный вид купона является достаточно выгодным для покупателей, поскольку гарантирует ему стабильный доход: все риски по бумагам несёт государство.

Странность активного размещения подобных ОФЗ заключается в том, что основными покупателями ОФЗ-ПК выступили госбанки, которыми формально руководит Минфин. Теоретически Силуанов мог просто указать госбанкам приобретать те или иные ценные бумаги правительства по любой ставке в любом объёме. На ликвидности банков подобное никак бы не сказалось, поскольку ЦБ со второго квартала прошлого года проводит аукционы РЕПО, на которых банки имеют возможность сдавать ОФЗ, получая взамен свеженапечатанные рубли.

Однако Силуанов зачем-то начал вести переговоры с госбанками, выясняя у них, на каких условиях финансовые учреждения готовы финансировать дефицит бюджета. Конечно, подобная ситуация, при которой правительство выясняет условия у своих подчинённых, является комичной. Разумеется, банки постарались добиться для себя лучших условий. И они их получили: Минфин "вывалил" на рынок ОФЗ-ПК.

Ошибка ценой в три триллиона

В результате к середине мая 2021 года ситуация с отечественным госдолгом далека от идеальной. Доля ОФЗ-ПК в общем объёме облигаций составляет примерно 35%, в то время как безопасным уровнем считается доля в 15-20%. На эту проблему обращают внимание даже в Минфине. Так, заместитель министра Тимур Максимов заявил следующее:

В прошлом году мы нарастили объём бумаг с плавающей ставкой. Восстановление нормальной структуры портфеля, в которой доля флоатеров не превышает 15-20%, может быть в двух сценариях: инерционном, когда мы просто перестаём выпускать их до восстановления структуры портфеля, что по факту сейчас и происходит, и активном – когда мы будем за счёт операций на рынке выкупать часть своих ОФЗ.

После этого хочется задать Минфину вопрос: а кто вас заставлял наращивать долю флоатеров (ОФЗ-ПК), идя на уступки банкам?

При этом, несмотря на то, что Минфин осознаёт риск высокой доли ОФЗ-ПК, оба предложенных ведомством варианта будут нести негативные последствия для отечественной экономики.

В случае отказа от ОФЗ-ПК и продолжения политики размещения ОФЗ-ПД (облигации с постоянным доходом) произойдёт общий рост госдолга, в чём нет совершенно никакой необходимости. Наоборот, наращивая выпуски ОФЗ, правительство увеличивает нагрузку на федеральный бюджет, который, согласно прогнозам, уже в 2023 году будет тратить порядка 1,5 трлн рублей на обслуживание госдолга.

Второй вариант, согласно которому Минфин планирует выкупать ОФЗ-ПК, требует траты огромных ресурсов. Так, общий объём внутреннего долга равен порядка 16 трлн рублей, из которых доля ОФЗ-ПК составляет 35%, или же около 5,6 трлн рублей. Для того, чтобы опустить эту долю минимум до 20%, необходимо потратить порядка 3 трлн рублей. Где Минфин возьмёт эти деньги, непонятно.

Таким образом, прошлогодняя ошибка ведомства Силуанова может стоить дорого федеральной казне. В первом случае правительство будет вынуждено платить по облигациям огромные проценты, во втором – искать триллионы рублей на их выкуп. А всё потому, что Минфин не смог или же не захотел занять жёсткую позицию в переговорах с госбанками, формально находящимися в его же подчинении.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх