В Японии вышел очередной выпуск «Белой книги». Так называется ежегодный доклад японского Минобороны, в котором рассказывается о ситуации в мире с точки зрения вооружённых сил этого государства. Первый выпуск «Белой книги» имел место в 1970 году, а с 1976-го она публикуется ежегодно.
Выпуск 2023 года обращает на себя внимание тем, что там впервые в крайне негативном контексте обозначена Российская Федерация, которая, как считают японцы, превращается в одного из основных противников.Вкупе с территориальными претензиями Токио, претендующего на часть Курильской гряды, это явственный сигнал для Москвы: эпоха относительного добрососедства ушла в прошлое.
Страх перед северокорейцами
«Белая книга» 2023 года вызвала большой интерес в мире. С англоязычной версией этого доклада можно ознакомиться в интернете. Первое, что бросилось в глаза, – повышенное внимание, уделяемое авторами документа северо-западному соседу Японии. «Внешняя деятельность России, военные тенденции, а в результате и агрессия на Украине расшатывают основы международного порядка и являются наиболее серьёзной и, кроме того, непосредственной угрозой в направлении Европы. В Индо-Тихоокеанском регионе, включая нашу страну, внешняя деятельность России, её военные тенденции, стратегическое взаимодействие с Китаем вызывают сильное беспокойство с точки зрения безопасности», – указывается, в частности, в докладе.
РИА «Новости» напрямую обратилось в японское министерство обороны с просьбой прояснить соответствующее место «Белой книги». Там в этой просьбе не отказали. «В "Белой книге" прошлого года было записано, что тенденции в России являются предметом беспокойства и пристального внимания. В книге этого года с учетом принятых в декабре прошлого года трёх стратегических документов записано, что "стратегическое взаимодействие России с Китаем вызывает сильное беспокойство с точки зрения обеспечения безопасности". В этой части оценка сильно изменилась», – сказал собеседник агентства.
Впрочем, на данный момент наиболее опасным из своих противников в Токио считают не Москву, а Пхеньян. «В последние годы Северная Корея неоднократно запускала баллистические и другие ракеты – с беспрецедентно высокой частотой. Кроме того, она концентрируется на совершенствовании своих ядерных и ракетных технологий. Например, она неоднократно запускала баллистические ракеты, летевшие по нестандартным траекториям, и ракеты, которые, как утверждалось, были гиперзвуковыми. Северная Корея также занимается внедрением крылатых ракет большой дальности, которые планируется оснащать тактическим ядерным оружием», – отмечается в «Белой книге». Поэтому миллионы японцев живут, нервно поглядывая на соседа, которого отделяет от них не особенно широкое море.
В Токио не исключают, что в какой-то момент может дойти до вооружённого конфликта с северокорейцами. «Во многом японская концепция национальной безопасности исходит прежде всего из сценария военного конфликта именно с Северной Кореей», – подчёркивает завкафедрой востоковедения МГИМО Дмитрий Стрельцов. В целом же, по его словам, в Токио полагают главной угрозой резкое и сильное изменение баланса сил в Восточной Азии. Соответственно, главный вызов они видят в ослаблении США и одновременном усилении Китая.
Тут стоит напомнить о территориальном споре Японии с Китаем (и, к слову, с Тайванем, который считает себя правопреемником Китайской республики 1912-1949 годов) по поводу островов Сенкаку (по-китайски Дяоюйдао). «Токио опасается, что на каком-то этапе Китай попытается силовыми методами захватить спорные острова, которые находятся под административным контролем Японии. Именно этот сценарий лежит в основе военной доктрины Японии, которая переориентируется на угрозу со стороны Китая», – пояснил востоковед.
Противоречивые тенденции
В настоящее время Япония занимается усилением своих вооружённых сил, на что брошены гигантские суммы. Но это может привести к результату, прямо противоположному от чаемого Токио. «Стремление Японии повысить оборонный и контратакующий потенциал, отражённое в новой "Белой книге", в совокупности с реакцией соседей по региону и их текущей политикой в области обороны создаёт своего рода противоречивую тенденцию. Если одна страна наращивает свою военную мощь, исходя из соображений повышения собственной безопасности, то это может стать сигналом для других стран к необходимости осуществления таких же шагов, что, в свою очередь, вновь снижает безопасность первой страны», – отмечает корреспондент ТАСС в Японии Алексей Заврачаев.
Он добавляет, что прекратить гонку вооружений можно лишь за счёт дипломатии. «Подобные шаги на внешнеполитическом фронте чётко прослеживаются между Японией и Южной Кореей. Также в мае этого года после долгого периода согласования начала работу линия для экстренной связи между военными Японии и Китая. Это стало следствием встречи главы японского правительства Фумио Кисиды и председателя КНР Си Цзиньпина в Бангкоке на полях саммита АТЭС в прошлом году. Однако для большего укрепления понимания между сторонами необходимы дополнительные усилия и непрерывная работа. В противном случае разделение на противостоящие друг другу треугольники будет продолжаться и дальше», – заключает А. Заврачаев.
Западная пресса подтверждает, что с некоторыми из своих соседей японцы пытаются договориться мирно – с теми, с кем им разрешают американцы. «Наиболее заметными со времени выхода прошлогодней "Белой книги" стали усилия Токио по улучшению своих спорных отношений с Сеулом. Многие в Южной Корее критиковали то, что они считают неспособностью Японии загладить вину за своё колониальное правление (время японского владычества в Корее, как известно, сопровождалось жестоким угнетением корейского населения. – Авт.). Со своей стороны, Япония рассматривала Сеул как ненадёжного партнера. Улучшение отношений было давней целью политиков в Вашингтоне, которые рассматривают эти страны в качестве важнейших партнёров в своей собственной азиатско-тихоокеанской стратегии», – отмечает автор The New York Times Бен Дули.
Свежая «Белая книга» стала ещё одним свидетельством того, что Токио включается в полномасштабную гонку вооружений. А вскоре подоспело и новое. В конце августа Министерство обороны Японии начало согласование военного бюджета на 2024 финансовый год (начинается в стране 1 апреля). Он должен составить рекордную в новейшей истории страны сумму в почти 7,739 трлн иен (более 53 млрд долларов по текущему курсу). Как сообщает ведущее японское экономическое издание Nikkei, военный бюджет-2024 предусматривает, в частности, расходы на формирование на юго-западе страны авиаотряда, оснащённого закупаемыми в США новейшими боевыми самолетами пятого поколения F-35B. Предполагается выделить средства на строительство двух дополнительных эсминцев с многоцелевыми компьютеризированными системами слежения и наведения Aegis.
Также будет сформирован военно-морской транспортный отряд, призванный в случае критической ситуации максимально быстро перебрасывать войска на отдалённые острова в Восточно-Китайском море – в районе Тайваня. Этот соединение предполагается оснастить кораблями различного класса и вертолетами. Предусматриваются ассигнования на ускорение разработки новой единой интегрированной системы связи и обработки информации в вооруженных силах, а также ракет большой дальности, способных наносить удары по территории потенциального противника.
Тут следует отметить, что в текущем финансовом году военные расходы Японии и так уже достигли рекордного уровня в 6,8 трлн иен (около 47 млрд долларов) – они в 1,25 раза превысили оборонный бюджет страны предыдущего года. Но этого Токио мало, и к 2027 году правительство намерено в соответствии со стандартами НАТО довести свои военные расходы до 2% от суммы валового внутреннего продукта государства.
Грандиозные затраты
Японские стратеги отмечают семь основных направлений, на которые, по их мнению, необходимо обратить особое внимание для укрепления обороноспособности страны. Они предлагают в следующие пять лет выделить на эти сферы 43,5 трлн иен (322,2 млрд долларов). Для понимания: в предыдущие пять лет – с 2019 по 2023 год – на оборону в Японии было потрачено 17,2 трлн иен (127,4 млрд долларов). Одним из основных направлений, которые предполагается усилить, является разработка ракет формата standoff missile (повышенной дальности), которые должны позволить поражать противника, находясь вне зоны досягаемости от ответного удара. На эти цели авторы доклада предлагают потратить 5 трлн иен (37 млрд долларов) против 0,2 трлн иен (1,48 млрд долларов), затраченных в предыдущую пятилетку.
Далее отмечается важность укрепления систем противоракетной и противовоздушной обороны, которые должны защитить небо Японии от разнообразных угроз. Это потребует 3 трлн иен (22 млрд долларов), в то время как в предыдущий период на ПВО и ПРО был затрачен 1 трлн иен (7,4 млрд долларов). На развитие же беспилотников в Токио хотят потратить в 10 раз больше, чем прежде: вместо 0,1 трлн иен (0,74 млрд долларов) – 1 трлн иен (7,4 млрд долларов). Обеспечение обороны Японии в космическом и киберпространстве, как предполагается, обойдётся в 8 трлн иен (59,3 млрд долларов) против 3 трлн иен (22 млрд долларов), затраченных в предыдущие пять лет.
Большое внимание уделяется развитию средств для контрудара, что, как отмечается в японских документах, «не только должно позволить сбить уже летящую ракету, но и предотвратить последующие попытки противника атаковать территорию Японии».
Словом, тезисы «Белой книги» – это не просто теоретизирование. Это – руководство к действию.
Свежие комментарии