На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ильдус Мамлеев
    Польша при ввязывании официально в конфликт, становиться лигитимной целью и вошедшим войсками прямая дорога только в ...Киев мертв, Варша...
  • Ирина Рукина
    Очень мощные лоббистские группы вместе с диаспорами и религиозными деятелями проводят крайне опасную политику. У нас ...«Они тут не нужны...
  • Василий
    Вытерли очередной раз ноги об Россию, ну и что? Нам не привыкать.1 : 0 в пользу Аб...

Дроны против «вертушек»: конец эпохи ударных вертолётов

Дроны против «вертушек»: конец эпохи ударных вертолётов
Вертолёт Ка-52


Несмотря на то, что в течение СВО ударные вертолёты, прежде всего Ка-52, показали себя очень хорошо, время их массового боевого применения, кажется, уходит. Пока что они выигрывают за счёт «длинной руки» в виде дальнобойных ПТУР, дальность работы и скорость полёта которых превышает дальность и скорость обычных «пехотных» ПТУР. Даже не всякий ПЗРК достанет вертолёт в ответ, особенно учитывая тактику работы вертолетов на кратковременных «подскоках» из режима низкого висения: «выглянул-выстрелил-спрятался».

При этом современных ЗРК средней дальности у ВСУ вообще относительно мало, и прикрыть ими всю линию фронта они полноценно не могут. Поэтому сложилась ситуация, в которой Ка-52 могут работать относительно спокойно. Можно сказать, что они работают так, как предполагалось на этапе их создания. Именно поэтому они и показывают высокую эффективность.

Однако весьма вероятно, что скоро главным противником вертолетов станут «летающие мины» в виде специализированных БПЛА. Подобные, но стационарные мины, предназначенные для блокирования аэродромов или маршрутов полёта, уже давно существуют. Установленные в нужном месте, они ждут, когда рядом пролетит вертолёт, «слушают» характерный звук двигателей и тепловое поле. Определив, что цель рядом, выстреливают в её направлении заряд – «ударное ядро».

Но дальность действия таких мин небольшая, около 100 метров. Целый фронт или даже отдельный его участок ими не перекрыть. Несмотря на то, что они есть и у нас, и у армий НАТО, автору не встречалось ни одного упоминания об их использовании во время СВО.

Теперь представим небольшой БПЛА, который может барражировать в заданном районе хотя бы 4 часа. И тоже слушать шум двигателя вертолета, а услышав, лететь навстречу. Причём, в отличие от удара БПЛА по наземной цели (когда он в любом случае разбивается), в случае промаха по вертолёту атаку можно повторить.

Кстати, встречаются упоминания, что у широко известного «Ланцета» была модификация «истребителя БПЛА». Фактически готовый инструмент для борьбы с вертолетами! Скоростные возможности – до 300 км/ч – вполне подходят для атаки на него. Возможно, подходят и для атаки с пикирования низколетящих штурмовиков на встречных курсах.

В отличие от уже привычных вариантов «Ланцета», противовертолётный дрон должен быть автономным: барражировать в заданном районе, находить цель и атаковать её без участия оператора. Впрочем, возможность связи с оператором тоже не помешает, например, для предварительного наведения по данным РЛС или для перенаправления на важную наземную цель.

Кстати, судя по открытым источникам, что-то подобное – автономный режим, искусственный интеллект – планируется и в новых «Ланцетах».

Полдесятка подобных дронов хватит, чтобы круглосуточно перекрыть довольно широкий участок фронта. Разумеется, кроме дней с плохой, ветреной погодой. Но в непогожие дни и вертолёты не всегда могут работать.

Итак, основные требования к такому аппарату: автономность, достаточная скорость, в том числе в пикировании, высота полёта 1–2 км, возможность самостоятельного анализа шумов и направления, в идеале ещё и инфракрасный датчик. Конечно, работе микрофона будет мешать шум набегающего потока воздуха и звук собственного двигателя (у наземной противовертолётной мины таких проблем меньше), но эти трудности преодолимы: характерные частоты двигателя вертолёта и особенно несущего винта вполне можно выделить. Видеокамера с возможностью анализа картинки, в т. ч. тепловой сигнатуры цели была бы ещё одной полезной нагрузкой такого аппарата.

Выглядит ли всё это фантастикой? Отнюдь. Изменения в военном деле сейчас происходят очень быстро.

Весной 2022 года украинские гранатомётчики и операторы ПТУР ещё свободно располагались на крышах высотных зданий. Причём чаще всего незамеченными.

При штурме Мариуполя наши уже применяли квадрокоптеры и обнаруживали неприятеля на крышах. То есть уже видели, где расположены засады, но поразить их с ходу не могли.

Ближе к осени 2022 года к квадрокоптерам уже вовсю прикручивали маленькие бомбочки, и шансов у таких засад стало гораздо меньше.

А сейчас уже вовсю применяются FPV-дроны – фактически продвинутый ПТУР с «длинной рукой».

И это только один пример развития дронов тактического уровня.

Переход дронов на автономную работу, на самостоятельный выбор целей – уже не фантастика. Это перспектива ближайших лет, если не месяцев.

Недавно обсуждалась эффективность использования вертолётов как «истребителей дронов», и даже возникла короткая, но жаркая полемика о том, годится ли для этого имеющееся бортовое вооружение, или стоит устанавливать многоствольные пулемёты и т. п. Думаю, что в свете обозначенной проблемы это сомнительное занятие. В нескольких известных случаях атаки вертолётом дрона последний летел по заданному маршруту и пассивно снимал на встроенную камеру происходящее. А теперь представим, что дрон может довернуть на вертолёт, попытаться сам его атаковать… и охотник превращается в жертву!


Летевший у мыса Тарханкут разведывательный БЛА заснял попытку вертолета Ми-28Н сбить его огнем из автоматической 30-мм пушки

Об опасности подобного, о скором применении «летающих противовертолётных торпед» стоит задуматься. Как защитить от них вертолёты, особенно в верхней полусфере? Как адаптировать тактику их применения? Стоит ли вообще планировать в будущем массовое применение пилотируемых ударных вертолётов на линии фронта?

Вероятно, это будет возможно только в условиях тщательного прикрытия средствами РЭБ и ПВО, и при наличии на борту комплекса активной защиты. Или следующее поколение ударных вертолётов станет беспилотным?

И последнее.

Эта статья обдумывалась и писалась в течение нескольких последних недель. И вот читаем, что на днях украинский FPV-дрон пытался атаковать Ка-52! Так что поворот начался даже раньше, чем автор думал, хотя и на примитивном уровне, в режиме ручного управления. Но, похоже, время уже пошло…
Автор:
Виталий Койсин
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх