Что несёт российскому обществу и государству запрет на межконфессиональные браки для мусульман?
Перед сложным выбором оказались 10 ноября мусульмане России: им придётся теперь решать, какое из мнений различных духовных авторитетов будет регулировать вопрос брачных отношений. А конкретнее: можно или нельзя мусульманам заключать брак с иноверцами?
Всего за сутки вокруг этой проблемы поднялся целый вихрь обсуждений, споров и противоречивых высказываний. Началось всё с того, что Духовное управление мусульман России (ДУМ) издало фетву, в которой прямым текстом говорилось: «межконфессиональные браки, в частности, с представительницами людей Писания, на территории РФ недопустимы и возможны лишь в определенных единичных случаях». Эту же точку зрения поддержал муфтий Чечни Салах-Хаджи Межиев, однако другие мусульманские авторитеты России — верховный муфтий России Талгат Таджуддин, организация Духовное собрание мусульман, а также Духовное управление мусульман Татарстана высказались резко против. Неожиданных союзников фетва ДУМ нашла в лице православных — известный священник Максим Козлов заявил, что «люди в браке должны быть одной веры», и иудеев — раввин московской синагоги на Малой Бронной Исаак Коган согласился, что и в иудаизме есть подобное предписание. В то же время, зампред комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина посчитала, что фетва разъединяет народы России, а председатель Союза женщин России Екатерина Лахова и вовсе назвала такое решение «глупостью».
Словом, страсти кипят — да и неудивительно: вопрос — богословский, а дело-то — интимное. Но… только ли интимное? Стоит задуматься над этой проблемой поглубже — и сразу же начинают просматриваться гораздо более масштабные сложности.
Начнём с того, что у фетвы ДУМ есть вполне понятные и логичные основания: её логика заключается в заботе о сохранении религиозной идентичности своей паствы — «Общество, в котором на фоне укоренившейся, процветающей вседозволенности и безнравственности практически утерян институт семьи, пошатнулись многие общечеловеческие устои, не приемлет выходящих за рамки его “морали” норм и порядков. В связи с этим, некоторые теологи, а также ряд мировых советов мусульманских ученых заявляют о крайней нежелательности такого рода браков в условиях неисламского государства, где мусульмане составляют меньшинство». Говоря простым языком: в смешанном браке у мусульманина есть огромный соблазн постепенно полностью перейти на светский образ жизни, а уж как будут воспитывать детей там, где верующий супруг вынужден считаться по принципиальным вопросам с мнением неверующего — ясно: неправильно будут воспитывать. Словом, смешанные браки несут одни потери для мусульманской общины.
Но возникает достаточно неудобный вопрос: а полностью ли совпадают интересы какой-либо общности верующих с интересами всего народа России и её самой как государства? И вот тут мы, поразмыслив, выходим на любопытные выводы…
Любое усиление предписаний по самоизоляции (это сверхпопулярный термин времён нынешний пандемии как-то очень удачно сюда вписывается) религиозной общины неизбежно ведёт к её «окукливанию» — то есть возникает социум, где общение с «внешними» сводится к ряду самых необходимых действий, а всё самое главное — от браков до отношения к власти — обдумывается и решается в «узком кругу». Примеров можно привести сколько угодно: от амишей в Америке до старообрядцев в Российской Империи. И это, если честно, не особенно хорошо с точки зрения светского государства: в нём возникает закрытая система, которая живёт по своим законам, откуда очень мало утечек информации, но при этом там могут возникнуть самые причудливые направления мысли (назовём это так, мягко). Чем больше правил отгораживает микросоциум от макросоциума, тем больше напряжений на этом противоречии возникает.
В этом аспекте смешанные браки — очень удачный социальный предохранитель, так как он автоматически создаёт обширный пограничный слой «умеренных» представителей той или иной религии, которые соприкасаются и со своей общиной, и со светским обществом, и могут служить модераторами и посредниками между их ценностями и точками зрения. А если их не станет — конфигурация социальной психологии светской России претерпит очень сильные изменения, и не сказать, чтобы в лучшую сторону.
Далее, просто представим себе, что абсолютно все мусульмане России безоговорочно поддержали фетву ДУМ и стали жить по её нормам. Живёт, скажем, хороший парень Ринат где-нибудь в Екатеринбурге. Ринат — мусульманин. Подходит пора ему жениться, но как-то так получается, что вокруг сплошь девушки, далёкие от ислама. Что, в принципе, вовсе не удивительно — ведь есть много мест в России, где мусульмане проживают в меньшинстве. Как ему быть? Ехать на Кавказ за невестой? Не факт, что это хорошее решение по ряду причин. Нарушать фетву ДУМ и жениться на соседке Кате? Нет, Ринат так не хочет. Что же ему остаётся? Остаётся ему поосновательнее вливаться в местную мусульманскую общину, в которой практически все являются татарами, и там уже искать себе будущую жену. То есть, де-факто, запрет на межконфессиональные браки становится запретом и на МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ! А это уже, следует понимать, совсем другой уровень проблемы, гораздо более серьёзный.
«Многонациональный народ Российской Федерации», как написано в нашей Конституции, безусловно, объединён общей судьбой, но ещё он объединён самой этой многонациональностью в прямом смысле слова — как близкими, родственными отношениями между любыми гражданами России. И вдруг оказывается, что одни граждане России будут отказывать другим гражданам в праве на любовь, на брак, на создание семьи. «Вот здесь, до этой красной линии, мы вместе, а за ней — уже чужие». Как-то это… э… потенциально небезопасно выглядит для нашего общества и государства, не находите?
Так что подобные размышления ведут куда-то в очень тревожную сторону. Утешает, однако, что само Духовное управление мусульман практически сразу же сделало важное уточнение: «В светском государстве, каковым является Российская Федерация, постановления Совета улемов носят внутриобщинный характер и обращены, прежде всего, к мусульманам, стремящимся соблюдать религиозные постулаты. Они не имеют юридической силы в прямом смысле этого слова, поскольку (в отличие от некоторых мусульманских стран с действующим правом на основе шариата), не предполагают какой-либо ответственности и наказания за их неисполнение». То есть, акцент был смещён с «запрета» на «рекомендацию». Но, в целом, даже и рекомендации такие немного беспокоят…
Постскриптум: практически одновременно с началом дискуссии о межконфессиональных браках в России, одно из мусульманских государств, Объединённые Арабские Эмираты, удивило всех пересмотром своих строгих законов в сторону их смягчения — в стране, живущей частично по законам шариата, теперь разрешены гражданские браки и внебрачный секс.
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Свежие комментарии