Ключевым элементом национальной безопасности Японии являются Воздушные силы самообороны (ВСС). Эта структура включает ряд необходимых соединений и располагает значительными количествами авиационной техники. Так, в ее распоряжении имеется несколько сотен истребителей, однако общее состояние этого парка не вполне удовлетворительно.
Составляются планы по обновлению истребительной авиации, и уже сделаны определенные шаги в этом направлении. ВСС Японии планируют наращивать боеспособность как своими силами, так и при помощи дружественных государств.
В связи с характерной ролью ВСС и Сил самообороны в целом боевая составляющая не слишком многочисленна, хотя и отвечает актуальным требованиям. В настоящее время в составе ВСС всего 12 эскадрилий, оснащенных самолетами-истребителями. Эти подразделения подчиняются региональным командованиям воздушных сил и распределены между ними примерно поровну.
Также необходимо вспомнить 501-ю тактическую разведывательную эскадрилью и тактическую истребительную тренировочную группу («агрессоры»). Эти подразделения не участвуют непосредственно в решении боевых задач, но на их вооружении состоят самолеты, аналогичные используемым в прочих эскадрильях.
Самым массовым боевым самолетом ВСС Японии является истребитель F-15J/DJ Eagle. Эти машины разработаны в США и производились по лицензии японской компанией Mitsubishi. В общей сложности в эксплуатации находится 189 таких самолетов двух модификаций.
Менее многочисленными являются истребители F-2A/B – лицензионная версия американского F-16 производства «Мицубиси». В частях используется 88 таких самолетов. В исходной истребительной роли до сих пор применяется около полусотни самолетов F-4E Phantom II. Также на вооружении имеется 13 разведчиков RF-4J.
Самым новым, но не самым многочисленным самолетом ВСС является F-35A Lightning II американского производства. К настоящему времени Япония получила дюжину таких машин. Одна из них была потеряна несколько дней назад. Из-за этого весь парк «Лайтнингов» простаивает на земле до выяснения всех обстоятельств случившегося.
Истребительная авиация Японии достаточно стара. Так, последние самолеты линейки F-4 поступили на службу в 1981 году. Почти сразу после этого началась сборка машин F-15J/DJ, продолжавшаяся до 1997 года. Более новые F-2 производились с 1995 по 2011 годы. Имеющиеся F-35A были построены и переданы ВСС Японии в последние годы.
Как видим, парк истребительной авиации ВСС Японии находится в неоднозначном состоянии. В нескольких эскадрильях имеется порядка 330 самолетов ряда типов, в том числе не самых современных. Возраст некоторых машин приближается к 40 годам, но они по-прежнему занимают важное место в истребительной или разведывательной авиации. Подобное положение дел не устраивает командование, и оно предпринимает попытки модернизации ВСС.
Принципиальное решение об отказе от самолетов семейства «Фантом-2» было принято достаточно давно, но пока его не удалось реализовать. В качестве замены для таких самолетов рассматривались американские F-35A, однако поставка этой техники неоднократно откладывалась. К настоящему времени США и Япония сумели наладить поставки, и теперь судьба F-4 решена. По мере получения новой техники имеющаяся будет выводиться из эксплуатации. Также намечены некоторые изменения структуры соединений, которым предстоит эксплуатировать новые F-35A. Последние F-4 планируется списать в 2020 году.
F-15J/DJ в обозримом будущем сохранят статус самого массового истребителя ВСС Японии. Замена такой техники до недавнего времени не представлялась возможной и потому относилась к отдаленному будущему. В конце прошлого года стало известно о любопытных планах японского командования в контексте самолетов F-15. Токио предложил Вашингтону принять часть наличных F-15J/DJ в качестве оплаты за поставки новых F-35. Американская сторона не приняла это предложение. Изъятие одних боевых машин без немедленной и полноценной замены другими может привести к падению обороноспособности Японии, а Соединенным Штатам не нужны подобные проблемы у союзников. Таким образом, F-15J/DJ остаются на вооружении.
Пара истребителей F-2A — лицензионная версия F-16
Будущее ВСС Японии прямо связано с американским истребителем F-35. Согласно подписанным контрактам, в течение следующих лет японская сторона получит 105 самолетов F-35A и 42 F-35B. Большая часть этой техники будет изготовлена американской промышленностью. 38 истребителей соберет «Мицубиси».
К настоящему времени заказы выполнены лишь частично. Японии передали 12 самолетов модификации «A» американской сборки. Кроме того, уже начались проблемы. Один из новых самолетов разбился 9 апреля во время полета над Тихим океаном. Как это происшествие скажется на дальнейшей судьбе японских F-35 – неизвестно.
Предполагается, что поставки американских «Лайтнингов» позволят полностью заменить давно устаревшие «Фантомы», а в перспективе сократить долю F-2. Впрочем, эксплуатация оставшихся F-2 будет продолжаться до тридцатых годов. Также рассматривается вариант использования F-35A/B в качестве замены для F-15J/DJ, но такие планы выглядят сомнительно ввиду разного предназначения этих самолетов.
На данный момент развитие японской истребительной авиации прямо зависит от импорта. Единственный современный самолет, поставка которого осуществляется в настоящее время, разработан и строится за рубежом. Впрочем, Япония не остается в стороне и тоже пытается создать собственный истребитель пятого поколения. Уже создан и испытывается демонстратор технологий Mitsubishi X-2 Shinshin, а в дальнейшем на его базе разработают полноценный истребитель. Последний сейчас называют F-3.
Три года назад, в апреле 2016-го, состоялся первый полет опытного самолета ATD-X / X-2, предназначавшегося для отработки основных решений в сфере истребителей пятого поколения. В конструкции этой машины использовался ряд современных решений, характерных для зарубежных истребителей последнего поколения, но пока не освоенных японскими авиастроителями. Прорабатывались вопросы создания РЛС с АФАР, авионики на основе последних технологий, ЭДСУ с оптоволоконными линиями и т.д.
Летом прошлого года было принято принципиальное решение, определяющее дальнейшее развитие японского пятого поколения. Самолет X-2 так и останется летающей лабораторией для отработки новых технологий. Для будущей эксплуатации в войсках планируется создать совершенно новую машину – F-3.
Согласно последним сообщениям, на разработку, испытания и развертывание серийного производства F-3 уйдет порядка 10-15 лет. Разрабатывать новый самолет предлагается в рамках сотрудничества с ведущими зарубежными компаниями, которые могут поделиться технологиями. Японское военное ведомство уже разослало соответствующие приглашения.
Требования к будущему F-3 пока не сформированы, но уже известны некоторые пожелания. Предусматривается создание самолета завоевания превосходства в воздухе с определенным потенциалом для работы по наземным целям. Планируется заказать до 100 таких машин общей стоимостью 50 млрд долларов США. Строительство техники должно быть завершено к концу тридцатых годов.
К моменту появления серийных F-3 японские ВСС будут вынуждены отказаться от морально и физически устаревших истребителей F-15J/DJ. Также к тому времени начнется списание более новых, но уже не современных F-2A/B. Таким образом, при желаемом ходе событий, в сороковых и пятидесятых годах основой истребительной авиации ВСС Японии будут американские F-35A/B и совместно разработанные F-3. Возможно, к этому времени на вооружение поступят и новые образцы – скорее всего, опять импортные.
В составе Воздушных сил самообороны Японии имеется около 330 истребителей нескольких типов и небольшое количество конструктивно схожих самолетов иного назначения. Значительная часть этого парка уже сейчас нуждается в замене, однако темпы поставки новой техники пока остаются недостаточными. Все это ухудшает текущую ситуацию, а также отодвигает вправо сроки ее изменения.
Обновление истребительной авиации японских ВСС по-прежнему связано с импортом и лицензионной сборкой. Собственные проекты, несмотря на их смелость и важность, пока не в состоянии дать реальные результаты. В будущем ожидается изменение этой ситуации, но поводов для оптимизма не слишком много.
В итоге истребительная авиация ВСС Японии имеет приемлемое состояние и способна решать поставленные задачи, но при этом существуют поводы для серьезного беспокойства. Токио понимает это и старается действовать соответственно своим нуждам и возможностям. Впрочем, реальные результаты таких действий пока выглядят недостаточными. Особенно на фоне военно-политического противостояния с Китаем и КНДР, а также недружественной риторики в адрес России.
Современное состояние
В связи с характерной ролью ВСС и Сил самообороны в целом боевая составляющая не слишком многочисленна, хотя и отвечает актуальным требованиям. В настоящее время в составе ВСС всего 12 эскадрилий, оснащенных самолетами-истребителями. Эти подразделения подчиняются региональным командованиям воздушных сил и распределены между ними примерно поровну.
Также необходимо вспомнить 501-ю тактическую разведывательную эскадрилью и тактическую истребительную тренировочную группу («агрессоры»). Эти подразделения не участвуют непосредственно в решении боевых задач, но на их вооружении состоят самолеты, аналогичные используемым в прочих эскадрильях.
Самым массовым боевым самолетом ВСС Японии является истребитель F-15J/DJ Eagle. Эти машины разработаны в США и производились по лицензии японской компанией Mitsubishi. В общей сложности в эксплуатации находится 189 таких самолетов двух модификаций.
Менее многочисленными являются истребители F-2A/B – лицензионная версия американского F-16 производства «Мицубиси». В частях используется 88 таких самолетов. В исходной истребительной роли до сих пор применяется около полусотни самолетов F-4E Phantom II. Также на вооружении имеется 13 разведчиков RF-4J.
Самым новым, но не самым многочисленным самолетом ВСС является F-35A Lightning II американского производства. К настоящему времени Япония получила дюжину таких машин. Одна из них была потеряна несколько дней назад. Из-за этого весь парк «Лайтнингов» простаивает на земле до выяснения всех обстоятельств случившегося.
Истребительная авиация Японии достаточно стара. Так, последние самолеты линейки F-4 поступили на службу в 1981 году. Почти сразу после этого началась сборка машин F-15J/DJ, продолжавшаяся до 1997 года. Более новые F-2 производились с 1995 по 2011 годы. Имеющиеся F-35A были построены и переданы ВСС Японии в последние годы.
Ближайшее будущее
Как видим, парк истребительной авиации ВСС Японии находится в неоднозначном состоянии. В нескольких эскадрильях имеется порядка 330 самолетов ряда типов, в том числе не самых современных. Возраст некоторых машин приближается к 40 годам, но они по-прежнему занимают важное место в истребительной или разведывательной авиации. Подобное положение дел не устраивает командование, и оно предпринимает попытки модернизации ВСС.
Принципиальное решение об отказе от самолетов семейства «Фантом-2» было принято достаточно давно, но пока его не удалось реализовать. В качестве замены для таких самолетов рассматривались американские F-35A, однако поставка этой техники неоднократно откладывалась. К настоящему времени США и Япония сумели наладить поставки, и теперь судьба F-4 решена. По мере получения новой техники имеющаяся будет выводиться из эксплуатации. Также намечены некоторые изменения структуры соединений, которым предстоит эксплуатировать новые F-35A. Последние F-4 планируется списать в 2020 году.
F-15J/DJ в обозримом будущем сохранят статус самого массового истребителя ВСС Японии. Замена такой техники до недавнего времени не представлялась возможной и потому относилась к отдаленному будущему. В конце прошлого года стало известно о любопытных планах японского командования в контексте самолетов F-15. Токио предложил Вашингтону принять часть наличных F-15J/DJ в качестве оплаты за поставки новых F-35. Американская сторона не приняла это предложение. Изъятие одних боевых машин без немедленной и полноценной замены другими может привести к падению обороноспособности Японии, а Соединенным Штатам не нужны подобные проблемы у союзников. Таким образом, F-15J/DJ остаются на вооружении.
Пара истребителей F-2A — лицензионная версия F-16
Будущее ВСС Японии прямо связано с американским истребителем F-35. Согласно подписанным контрактам, в течение следующих лет японская сторона получит 105 самолетов F-35A и 42 F-35B. Большая часть этой техники будет изготовлена американской промышленностью. 38 истребителей соберет «Мицубиси».
К настоящему времени заказы выполнены лишь частично. Японии передали 12 самолетов модификации «A» американской сборки. Кроме того, уже начались проблемы. Один из новых самолетов разбился 9 апреля во время полета над Тихим океаном. Как это происшествие скажется на дальнейшей судьбе японских F-35 – неизвестно.
Предполагается, что поставки американских «Лайтнингов» позволят полностью заменить давно устаревшие «Фантомы», а в перспективе сократить долю F-2. Впрочем, эксплуатация оставшихся F-2 будет продолжаться до тридцатых годов. Также рассматривается вариант использования F-35A/B в качестве замены для F-15J/DJ, но такие планы выглядят сомнительно ввиду разного предназначения этих самолетов.
Следующее поколение
На данный момент развитие японской истребительной авиации прямо зависит от импорта. Единственный современный самолет, поставка которого осуществляется в настоящее время, разработан и строится за рубежом. Впрочем, Япония не остается в стороне и тоже пытается создать собственный истребитель пятого поколения. Уже создан и испытывается демонстратор технологий Mitsubishi X-2 Shinshin, а в дальнейшем на его базе разработают полноценный истребитель. Последний сейчас называют F-3.
Три года назад, в апреле 2016-го, состоялся первый полет опытного самолета ATD-X / X-2, предназначавшегося для отработки основных решений в сфере истребителей пятого поколения. В конструкции этой машины использовался ряд современных решений, характерных для зарубежных истребителей последнего поколения, но пока не освоенных японскими авиастроителями. Прорабатывались вопросы создания РЛС с АФАР, авионики на основе последних технологий, ЭДСУ с оптоволоконными линиями и т.д.
Летом прошлого года было принято принципиальное решение, определяющее дальнейшее развитие японского пятого поколения. Самолет X-2 так и останется летающей лабораторией для отработки новых технологий. Для будущей эксплуатации в войсках планируется создать совершенно новую машину – F-3.
Согласно последним сообщениям, на разработку, испытания и развертывание серийного производства F-3 уйдет порядка 10-15 лет. Разрабатывать новый самолет предлагается в рамках сотрудничества с ведущими зарубежными компаниями, которые могут поделиться технологиями. Японское военное ведомство уже разослало соответствующие приглашения.
Требования к будущему F-3 пока не сформированы, но уже известны некоторые пожелания. Предусматривается создание самолета завоевания превосходства в воздухе с определенным потенциалом для работы по наземным целям. Планируется заказать до 100 таких машин общей стоимостью 50 млрд долларов США. Строительство техники должно быть завершено к концу тридцатых годов.
К моменту появления серийных F-3 японские ВСС будут вынуждены отказаться от морально и физически устаревших истребителей F-15J/DJ. Также к тому времени начнется списание более новых, но уже не современных F-2A/B. Таким образом, при желаемом ходе событий, в сороковых и пятидесятых годах основой истребительной авиации ВСС Японии будут американские F-35A/B и совместно разработанные F-3. Возможно, к этому времени на вооружение поступят и новые образцы – скорее всего, опять импортные.
Настоящее и будущее
В составе Воздушных сил самообороны Японии имеется около 330 истребителей нескольких типов и небольшое количество конструктивно схожих самолетов иного назначения. Значительная часть этого парка уже сейчас нуждается в замене, однако темпы поставки новой техники пока остаются недостаточными. Все это ухудшает текущую ситуацию, а также отодвигает вправо сроки ее изменения.
Обновление истребительной авиации японских ВСС по-прежнему связано с импортом и лицензионной сборкой. Собственные проекты, несмотря на их смелость и важность, пока не в состоянии дать реальные результаты. В будущем ожидается изменение этой ситуации, но поводов для оптимизма не слишком много.
В итоге истребительная авиация ВСС Японии имеет приемлемое состояние и способна решать поставленные задачи, но при этом существуют поводы для серьезного беспокойства. Токио понимает это и старается действовать соответственно своим нуждам и возможностям. Впрочем, реальные результаты таких действий пока выглядят недостаточными. Особенно на фоне военно-политического противостояния с Китаем и КНДР, а также недружественной риторики в адрес России.
- Автор:
- Рябов Кирилл
- Использованы фотографии:
- Минобороны Японии / mod.go.jp
Свежие комментарии