На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Нина Токарева
    Допрыгались со своими майданами. По Сеньке шапка.Второй уклонистск...
  • НЕТУ Mailru Агента
    Англоюдосаксы конкретно зачищают до последнего украинца с купленные ими земли и ресурсы Украины!  Да поможет нормальн...Второй уклонистск...
  • Lana_Borei Иванова
    Очепятка - опечатка. Честное слово писала,, оправится,,Последняя атака н...

Лакомый песок

Внутриполитическая ситуация в Алжире не в последнюю очередь связана с соседней Западной Сахарой, испанской экс-колонией, где уже свыше 40 лет местные повстанцы – фронт ПОЛИСАРИО – воюют с армией Марокко.


Лакомый песокРабат считает этот регион свой территорией, но Алжир по-прежнему помогает повстанцам. И признает суверенитет Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР), провозглашенной этим фронтом 27 февраля 1976 года.

По мнению многих экспертов, Рабат опасается, что победа ПОЛИСАРИО и полноценное признание САДР со стороны ООН позволят Алжиру беспрепятственно выйти к Атлантике и тем самым «окружить» Марокко. Такой сценарий даст контроль над колоссальными ресурсами высококачественной фосфоритовой руды в Западной Сахаре, а также крупными запасами нефти на прилегающем шельфе. Марокко же, напомним, нетто-импортер черного золота и до 30 процентов объема потребляемых нефтепродуктов. Но в интересах ли Запада увеличивать ресурсный потенциал и политико-экономическое влияние Алжира в регионе – вопрос… Можно сказать, первое подтверждение антиалжирской позиции – участие французских ВВС еще в 1958 году в военных действиях Испании против западносахарских партизан. То же повторилось в 1978-м. ВВС Франции в поддержку военной операции Марокко бомбардировали позиции ПОЛИСАРИО (операция «Ламантин»).

Вблизи границы с Западной Сахарой, то есть на западе и юго-западе Алжира, с 70-х находятся лагеря беженцев, коих там многие десятки тысяч. В Марокко считают эти лагеря центрами подготовки бойцов ПОЛИСАРИО. Такие обвинения, естественно, усложняют и без того непростые алжиро-марокканские взаимоотношения.

Напомню, что в Мадриде в ноябре 1975 года Испания, Марокко и Мавритания договорились о разделе Западной Сахары (в пропорции 70 и 30 процентов) между Рабатом и Нуакшотом. Алжирская сторона официально осудила этот документ, уподобив его Мюнхенскому сговору 1938-го. Между тем до конца 60-х в Марокко официально претендовали и на Мавританию, что отражено в советском справочнике «Страны мира». Причем там сказано, что претензии небезосновательны (М., Политиздат, 1962, стр. 237).

Потому и началось с середины 60-х мавритано-алжирское политико-экономическое сближение. К концу 70-х оно трансформировалось в единую позицию по Западной Сахаре. В августе 1979 года Мавритания подписала с ПОЛИСАРИО договор о мире, включавший отказ от «своей» (южной) части Западной Сахары. Вскоре Нуакшот признал САДР суверенным государством. Но уже в конце 1979-го войска Марокко захватили почти всю экс-мавританскую часть Западной Сахары.

Режим прекращения огня в регионе, предписанный ООН с осени 1991-го, сегодня под угрозой. Это связано, как считают в руководстве САДР, с планами Марокко возобновить военные операции в Западной Сахаре под предлогом борьбы с исламистскими группировками и наркотрафиком. Так или иначе, до 80 процентов территории и весь шельф, где расположены основные минеральные ресурсы Западной Сахары, контролируют марокканские войска. Но военная активность Рабата против ПОЛИСАРИО наверняка будет лимитирована, ибо те же группировки недавно пообещали освободить от западной оккупации Сеуту, Мелилью и острова у северного берега Марокко. Эти прибрежные анклавы Испании поныне сохраняются на марокканском севере. Но в их отношении Рабат настроен куда менее решительно, чем по Западной Сахаре…

Кстати, СССР и КНР в 70-х и позже не поддались на уговоры Алжира поддержать его позицию по этому региону и официально признать САДР. Но Россия и еще до 20 стран (включая Испанию, Великобританию, Бразилию) признают право западносахарцев на самоопределение посредством референдума под эгидой ООН (КНР официально признает Западную Сахару частью Марокко). А например, Азербайджан, Белоруссия, Польша, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция выступают за автономию региона в составе Марокко. ООН в 1980– 2000-х по инициативе Алжира приняла свыше 15 документов об организации и проведении референдума среди западносахарцев (включая беженцев) по самоопределению региона. Но эти решения так и не реализованы…

Самопровозглашенная САДР квалифицируется в ООН как недеколонизованная территория и включена в список несамоуправляющихся. С этим статусом Западной Сахары согласны почти две трети (120) членов ООН, включая РФ, а 60 государств, в том числе большинство Африканских, официально признают независимость САДР. Составной частью Марокко Западную Сахару считают только 22 страны.

Что касается варианта автономии региона, здесь кроются экономические интересы тех, кто за это выступает. Прежде всего США и Франции. Дело в том, что, по данным геологической службы США, Экономической комиссии ООН для Африки и ряда других источников (2015–2016), разведанные запасы фосфорной руды высокого качества в Западной Сахаре – не меньше 10,6 миллиарда тонн. Это 26 процентов общемировых. Крупнейшее месторождение Бу-Краа с запасами до 1,6 миллиарда тонн (и с рекордной 70-процентной долей фосфоритов в руде) – невдалеке от границы с Марокко.

По данным германского эксперта по вопросам химической отрасли Хорста Энгера, «высокая доля минерала в породе, неглубокое залегание фосфатосодержащих пластов и близость Бу-Краа к атлантическому побережью (не более 80 километров) существенно сокращают издержки по добыче и экспорту фосфатов. Еще к середине 70-х компании ФРГ построили от Бу-Краа к терминалу Лаблая в порту Эль-Аюн, переименованном ПОЛИСАРИО в Дахла, транспортный коридор с пропускной способностью 15 миллионов тонн фосфатной руды в год». Почти все фосфатные недра в САДР контролирует Марокко, но характерный факт: около 40 процентов объема ежегодной добычи в Бу-Краа вывозится в США, до 35 процентов – в Западную Европу.

Разведанные запасы углеводородов на шельфе вблизи САДР и в других ее районах оцениваются компаниями Запада в 14–17 миллионов баррелей нефти и 2,2–3,5 миллиарда кубометров газа. Но предполагаемых запасов здесь минимум втрое больше.

Отсюда и предложения ряда западных стран-импортеров об автономии региона в составе Марокко. А вот полностью отделять регион и, значит, допускать в эти «закрома» Алжир – едва ли отвечает долговременным интересам западного бизнеса.
Автор: Алексей Чичкин
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/34642
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх