В Берлине придумали, как использовать структуру российских газопроводов без России, наплевав на «святое право частной собственности»
Германия решила задействовать трубы «Северного потока» и не запущенного «Северного потока-2» для использования сжиженного природного газа.
Как сообщил немецкий оператор газотранспортной сети Gascade, он планирует к концу 2022 года построить линию, которая соединит плавучий терминал для приема СПГ с ГТС Германии, а для его дальнейшей транспортировки будет задействована инфраструктура, принимающая «голубое топливо» из российских газопроводов.«До конца этого года оператор ГТС планирует построить трубопровод в несколько сотен метров, который соединит первую плавучую установку для хранения и регазификации СПГ (FSRU) с сушей в рамках СПГ-проекта Deutsche Ostsee», — пишет Gascade о своих планах.
Новый газопровод соединит плавучий СПГ-терминал с наземной станцией вблизи Любмина. Сжиженный газ на установке будет преобразовываться в газифицированное состояние, а затем его можно будет транспортировать от станции в Грайфсвальде через газопроводы Opal и Nel (принимают газ из «Северного потока») и Eugal (был предназначен для приема газа из «Северного потока-2»).
При этом на вопрос журналистов о том, не ограничит ли все это возможности по приему российского газа в компании ответили: «Нет, планы по использованию СПГ — это еще один источник для нашей системы». В пресс-релизе же сказано, что таким образом компания поддерживает усилия правительства и желание общества диверсифицировать источники поставок как можно скорее. Правда, уточняется, что конечный срок ввода проекта в эксплуатацию «зависит от многих факторов».
Ранее канцлер Германии Олаф Шольц заявлял о планах страны перестроить газовую инфраструктуру к середине 2023 года. По его словам, это позволит найти альтернативу российским поставкам. В ФРГ планируют построить плавучие терминалы для СПГ, а также высокоскоростные трубопроводы для импорта газа из Великобритании. Газохранилища страны, по заявлению Минэкономики ФРГ, к сентябрю будут заполнены на 85%.
Возможно, такой вариант для «Северного потока-2» будет боле оптимальным чем другая альтернатива. Еще летом Spiegel писал, что власти хотят национализировать немецкий участок газопровода, а трубы на подводном участке срезать и подключить их к плавучему СПГ-терминалу. Это еще не было сделано из-за опасения экологических последствий и ответных действий со стороны России.
С другой стороны, как указывает эксперт по энергетике, президент фонда поддержки научных исследований и развития гражданских инициатив «Основание» Алексей Анпилогов, такое использование инфраструктуры «Северного потока» является нарушением контрактных обязательств, но Берлин неофициально уже начал процедуру национализации активов «Газпрома» на своей территории и не намерен останавливаться.
— Плавучий терминал — это просто списанный танкер-газовоз, который швартуется к берегу в порту приема газа. Он может производить регазификацию путем естественного испарения или принудительного нагрева. Дальше возникает вопрос, каким образом полученный газ уже в газообразном состоянии транспортировать по газотранспортной системе.
Скорее всего, немецкая сторона задействует те трубопроводы, которые были продолжением «Северного потока» и «Северного потока-2». Эти газопроводы принадлежали различным дочерним компаниям и совместным предприятиям «Газпрома». Насколько мы можем судить, сейчас их статус резко меняется, поскольку немецкое правительство фактически устроило национализацию активов «Газпрома» на территории Германии. Получив в свои руки оперативное управление этими активами, в том числе газопроводами и подземными хранилищами, они пытаются их использовать для стабилизации своего газового хозяйства.
Этот шаг был очевиден. Чтобы использовать эти газопроводы, их нужно заполнять газом. Если газ из России поступает в меньшем количестве либо вообще не будет поступать, трубопроводы будут пустовать. Решение с заменой российского газа на регазифицируемый СПГ, поставляемый на плавучий терминал, выглядит логичным. Хотя и является фактически воровством тех активов, которые «Газпром» строил за свои деньги или покупал у немецких компаний, инвестировал совместно с европейцами. Но эта та практика, которая сейчас складывается вокруг российского имущества в странах ЕС. Причем речь не только о «Газпроме», сегодня премьер-министр Польши Моравецкий призвал национализировать все российские активы на территории ЕС, так что она может стать общей.
«СП»: — То есть о нарушении контрактных обязательств перед «Газпромом» говорить уже не имеет смысла?
— Снявши голову, по волосам не плачут. Это не просто нарушение контрактов с «Газпромом», это нарушение его права собственности на те или иные активы. Но мы видим, что европейские страны и США сознательно и демонстративно нарушают массу основополагающих договоров и принципов, в частности, принцип нерушимости права собственности. Никто не предлагал выкупать эти активы у «Газпрома», не предлагались совместные схемы управления или компенсационные механизмы. Можно сказать, что их конфисковали, причем не решением суда, а законодательным актом.
«СП»: — А технически трубы «Северного потока» можно использовать для получения СПГ?
— Нужно понимать, что это один и тот же газ — метан. Будет он перекачан по «Северному потоку» или регазифицирован на плавучем терминале роли не играет. Но мощность всей системы, того же газопровода Opal, ограничена. В случае появления на этой ветке еще и терминала по регазификации на тот же объем нужно будет прокачать меньший объем по «Северным потокам» (у них совместная система примыкающих к ним газопроводов). Германия таким образом хочет диверсифицировать поставки газа, уменьшив зависимость от российского сырья и повысив зависимость от поставок СПГ.
Директор центра РГУ нефти и газа имени Губкина Вячеслав Мищенко считает, что экономически такие планы Германии не обоснованы, но власти руководствуются политическими мотивами.
— В отношении «Северного потока-2» и так уже нарушены все возможные соглашения, контракты и законы. Говорить о том, насколько договорная база соответствует планам Берлина использовать его инфраструктуру для получения СПГ, уже бессмысленно. Что касается самой этой идеи, с точки зрения логики она выглядит более чем странно. У вас существует готовый, многомиллиардный, вполне понятный проект, функция которого — перекачивать природный газ с добывающей территории на территорию потребителя. Сам газопровод технически уже введен в эксплуатацию. Но коммерчески использовать его вы не хотите.
Это как если бы вы купили дорогую стиральную машину, но решили по каким-то причинам использовать ее не по прямому назначению, а как кофемолку, приспосабливая при этом к ней дополнительные устройства, чтобы она была полезна. Хотя технически эта машина могла бы работать и стирать вещи. Поэтому, на мой взгляд, ситуация абсурдная. Попытка переделать и технически доработать структуру «Северных потоков» под прием СПГ сама по себе является деловым нонсенсом.
У Германии есть источник жизненно важных ресурсов, к тому же, по абсолютно приемлемым ценам, не отражающим сумасшедшую динамику на газовых хабах. Если бы «Северный поток-2» сейчас был запущен, цена газа по нему, привязанная к котировкам нефти, была бы в разы меньше, чем на бирже, которая охвачена паническими настроениями. Но Берлин не желает рассматривать его по политическим причинам и пытается использовать в странных схемах, это и смешно и грустно одновременно.
Свежие комментарии